Как снять короткометражку: краткая инструкция

Корреспондент "Интерфакса" посетила фестиваль короткометражных фильмов "Короче" в Калининграде

Как снять короткометражку: краткая инструкция
Актер Виктор Сухоруков на открытии российского фестиваля короткометражного кино "Короче"
Фото: ТАСС, Виталий Невар

Москва. 22 августа. INTERFAX.RU - В очередной раз после калининградского фестиваля короткометражных фильмов "Короче" хочется начать снимать свое собственное кино. После знакомства с молодыми, талантливыми, вдохновленными кинематографом начинающими режиссерами кажется, что тоже можешь взяться за камеру и начать путь к вершине славы. Но прежде, чем обивать пороги фондов кино, продюсеров и актеров, я решила узнать мнение профессионалов: как все-таки снять короткометражку, если ты не профессионал.

Ирина Чеснокова - актриса сериалов и короткометражных фильмов, представленных на фестивале

короче: сними о себе

Сними про себя - это самое простое и самое лучшее. Кого ты можешь знать лучше, чем себя? Истории - вокруг нас: в людях, в наблюдениях, в ситуациях, событиях. А формат короткометражки позволит тебе не бояться экспериментировать.

Кирилл Васильев - режиссер фильма-победителя фестиваля "Ну здравствуй, Оксана Соколова"

короче: смотри кино

Я думаю, нужно очень много смотреть кино, чтобы увидеть, определенные ходы, кто чем пользуется, как вообще это происходит, монтаж, впитывать все. Тогда потом, когда у тебя появится история, начнешь пользоваться какими-то насмотренными приемами. И пропуская это через себя, сможешь уже сделать что-то свое.

Светлана Светличная - актриса ("Бриллиантовая рука", "Семнадцать мгновений весны", "Место встречи изменить нельзя")

короче: найди деньги и одного профессионала

Во-первых, надо иметь хотя бы одного человека, который имел бы отношение к кино, неважно какое. Даже если он документалист, но чтоб он знал, что такое кино и как оно делается. И нужны деньги или человек с деньгами.

Елена Гликман - кинопродюсер ("Питер FM", "Тариф "Новогодний", "Коробка")

короче: найди близкую для себя историю

Прежде всего, нужно найти, придумать или договориться со сценаристом про хорошую историю. Если будет крепкая, интересная, понятная для режиссера история, тогда уже результат будет не совсем зависеть от денег и кастинга. Нужно максимально творчески подойти к истории и потом собрать команду единомышленников. Практика показывает, что можно совсем дешево, но имея хорошую команду и идеи облечь свою историю в интересную форму, чтобы получилось хорошее кино.

Евгений Гришковец - писатель ("Год ЖЖизни", "Рубашка", "Асфальт")

короче: иди учись

Надо понять, кому ты хочешь это показать: если друзьям на вечеринке, то снимай и ни о чем не задумывайся, если хочешь, чтобы это увидело много зрителей, то снимай и выкладывай в интернет, но ничего особенного не жди, а если ты хочешь, чтобы это было на большом экране, на фестивале, то надо обязательно поучиться. Нужно понимать анатомию кино, без знания анатомии нельзя лечить человека, например. Чаще всего люди думают: "мы каждый день смотрим кино, значит мы можем снять кино" - ничего подобного! Если человек много ходил к врачу, это не значит, что он может кого-то лечить. Учиться обязательно!

Сергей Сельянов - кинорежиссер, сценарист, продюсер ("Брат", "Антон тут рядом", "Груз 200", "Жмурки")

короче: найди пару друзей и 300 рублей

Это очень просто: надо иметь пару друзей, совсем одному все-таки сложно, а дальше все зависит от тебя, от твоей харизмы, твоей убежденности. Нужно уговорить артистов, найти какое-то количество денег, иногда очень небольшое, например, 300 рублей, чтоб купить каши и масла съемочной группе. Нужно придумать все хорошо. А перед этим посмотреть какое-то количество фильмов, чтобы представлять, что это такое. Вот и все.

P.S. Все-таки нельзя не сказать несколько слов о конкурсных фильмах. Искренне радостно за победителя фестиваля - картину "Ну здравствуй, Оксана Соколова". Невероятно смешное кино о диджее, получившем работу на мужском радио и бурно отметившим свою новую работу. Наутро герой обнаруживает себя сильно помятым и абсолютно лишенным голоса в компании похмельных друзей и доселе не знакомой им барышни. Укол сомнительного лекарства прямо в связки все-таки возвращает герою голос в момент прямого эфира, правда голос этот - женский.

Приз за лучший сценарий абсолютно заслуженно достался социальной комедии с черным юмором "Кредит". Молодая девушка хочет побыстрее закрыть ипотеку, но уровень дохода молодой семьи этому не способствует. Однако ей неожиданно "везет" - врач обнаруживает у нее неизлечимый рак, а ее молодой муж разбивается на самолете. Медицинская страховка и компенсация за потерю кормильца - удачный шанс таки закрыть злополучную ипотеку.

Неожиданно приятным сюрпризом стала награда за лучшую режиссуру, отданная фильму "Чё". Девушка, устав от взбалмошного мужа, в очередной раз его бросает и уезжает страдать в Питер, где знакомится с веселым молодым человеком. Героев неожиданно тянет друг к другу, и так же неожиданно после совместно пережитых приключений судьба их разводит. Очень трогательное, забавное и настроенческое кино без явной морали.

Специальными дипломами жюри были награждены еще несколько картин. Особенно хотелось бы отметить трагический фильм "Жираф" - о том, какие слова настоящий отец должен сказать перед смертью своей маленькой дочери, "И пришел паук" - оперативная съемка сотрудников отдела борьбы с экономическими преступлениями, у которых при задержании что-то пошло не так, "Мисс коммуникейшн" - образец фильма, который можно снять за копейки и сделать на коленке, но не потерять при этом в качестве: автор, показывая переговоры героев по скайпу, иронизирует над современными рекламщиками и дизайнерами.

К сожалению, в этот раз остались без наград чудесные фильмы, например, "Бравист" о циничном герое, который за деньги заводит публику в зале, крича "Браво", а затем встречает в театре свою первую любовь, плачущую над трогательной постановкой. Развязка фильма весьма неожиданна и печальна, что удачно выделяет фильм на фоне множества "хэппи эндов". Комедия "На дачу" о типично русском поведении подуставшей друг от друга пары, на дачу к которым неожиданно пробрался бандит, тоже осталась без наград, правда ее режиссер Алексей Наумов стал одним из победителей питчинга, так что, возможно, скоро у нас будет возможность оценить его талант уже в полном метре.

Не была оценена жюри, но в полной мере оценена зрителями комедия "Добрый день", которая довела зал просто до истерического смеха - очень короткая зарисовка о курьере, ставшем свидетелем цепи неожиданных смертей. Ну и единственный фильм, заставивший меня проронить слезу: драма о конфликте слепой девочки и ее сестры, решившей жестоко отомстить за нанесенные обиды . Она подговаривает друзей разыграть слепую сестру, устроив ей "эфир" в шоу "Голос", на который та давно мечтает попасть. Но финал, в котором родственные чувства все-таки вышли на первый план, получился невероятно трогательным.

Короче, фестиваль в Калининграде набирает обороны и продолжает вдохновлять своих зрителей. Пойду все-таки сдую пыль со своей видеокамеры.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });