Размер не имеет значения
На кинофестивале в Калининграде наградили создателей лучших российских короткометражек
Москва. 26 августа. INTERFAX.RU - Короткометражное кино не слишком популярно в России: его редко показывают в кинотеатрах, еще реже – по телевизору. Но вот уже третий год подряд в Калининграде на фестивале "Короче" собираются ценители этого жанра, чтобы отметить наградами лучших режиссеров и сценаристов, переносящих краткие остроумные зарисовки из жизни на большой экран. За раздачей статуэток в минувшие выходные наблюдала корреспондент "Интерфакса".
За три фестивальных дня зрители и члены жюри посмотрели 34 конкурсных фильма. В итоге лучшей анимационной работой стал трогательный мультик о дружбе комара и лягушки "Два друга", лучшим иностранным фильмом назван молдавский "DJI. Death sails" о невезучей смерти, которой предстоит забрать душу пирата, лучшими режиссерами стали создатели неспешного, созерцательного фильма "Бахыт" Руслан Бекшенов и Александр Амулин, лучшим сценарием была признана трагикомическая история любви москвички и домашней птицы, описанная в фильме Алексея Нужного "Петух", главная же статуэтка отправилась к Никите Тамарову, снявшему черную комедию "Portfolio".
Картина о нелегкой судьбе организатора похорон, чей заказчик выдвигает нелепые требования уже после погребения тела покойного дедушки, сразу стала фаворитом. В кулуарах фестиваля победу прочили именно ей, несмотря на то, что это творческий дебют режиссера. Однако еще до объявления победителя Никите Тамарову вручили спецприз от Paramount Channel в виде поездки в Голливуд. Молодой режиссер, да и все болевшие за него зрители были откровенно разочарованы, так как решили, что гран-при он уже не получит. Затем юношу вызвали на сцену во второй раз для получения приза от Молодежного союза кинематографистов - скидки на техническое оборудование. А затем все-таки вручили главную статуэтку! Заслуженную победу Тамаров разделил со своей командой продюсеров и артистов, принимавших участие в создании фильма.
Подслушано на #корочекино
- Любую комедию ошибок в России можно снимать с фразы "как бы чего не вышло".
- Вы пойдете смотреть кино?
- Нет, мы знаем тут ресторанчик, где делают самый вкусный литовский борщ!
- А где покажут эти фотографии?
- На первом канале, конечно. Где бы вы хотели: в программе у Малахова или Малышевой?
- Ребят, а вы местные?
- Местные, но мы любим кино!
"Я понял, что я на правильном пути, значит нужно продолжать. Я раньше сомневался: надо этим заниматься или нет, теперь ясно, что людям нравится, значит надо развиваться", - сказал режиссер-победитель в интервью "Интерфаксу". Он также сообщил, что его фильм скоро можно будет увидеть в московских кинотеатрах, а после проката - и в интернете.
Помимо основных наград члены жюри раздали несколько специальных призов. Особым дипломом был отмечен аниматор Михаил Солошенко за работу "На пороге Ильич", в которой рассказывается о соперничестве Ленина и Пушкина, проживающих в советской квартире в качестве домашних питомцев. Также не смогли оставить без поощрительного диплома советского и российского мультипликатора, неоднократного номинанта на премию "Ника" и "Золотой орел" Ивана Максимова за его мультфильм "Скамейки №0458", в котором комедия абсурда с кучей действующих лиц разворачивается на обычных парковых лавочках.
Один из членов жюри, актер Евгений Цыганов, пожелал победителям не останавливаться на достигнутом, а проигравшим – отнестись к своему провалу с уважением. А поэт Олег Груз заявил, что на самом деле на этом фестивале выигрывают проигравшие, ведь "они получают колоссальный опыт и уезжают домой с хорошей, заряженной творческой злостью".
Без статуэток, но с бесценным опытом
К сожалению, без наград остались несколько достойных фильмов, которые обрели на фестивале своих поклонников и благодарных зрителей. Многих тронула история, рассказанная в фильме Егора Поротова "Семья offline": пока взрослые на пикнике обсуждают разные подходы к воспитанию детей, в том числе как побороть увлеченность ребенка гаджетами, с оставленным на самого себя малышом происходят странные и опасные приключения в лесу. При этом вопрос, смогут ли родители предотвратить возможную трагедию, остается открытым.
Тему социального неравенства подняла в своей работе "Секонд хенд" Евгения Яцкина: бывшая учительница из ближнего зарубежья работает дворником, принимает старую одежду от богатой москвички и неожиданно встает перед моральным выбором – как поступить с найденной в вещах купюрой в 100 евро.
Многих не оставил равнодушным фильм Ивана Ямщикова "Убить таракана": интервью с сотрудниками НИИ, директор которого неожиданно превратился в огромного таракана, питающегося исключительно денежными купюрами и не теряющим администраторских талантов вплоть до своей трагической кончины.
Однокадровый фильм Егора Сальникова "Пузырьки" про двух девятилетних девочек, которые впервые пробуют вино и учатся целоваться на яблоках, заставил всех вспомнить о днях, проведенных в детском лагере, а проявленная в морской воде пленка фильма "Юг" перенесла зрителей к берегам Черного моря.
Нельзя не отметить, что анимационная программа фестиваля оказалась гораздо сильнее художественной. Чего только стоит работа целой группы мультипликаторов над экранизацией песни "Совы нежные". Это видео стало настоящим хитом в российском сегменте интернета и было очень тепло встречено зрителями фестиваля. Невероятно трогательный мультик Ольги и Татьяны Полиектовых "Мой дедушка был вишней", показывающий историю одной семьи глазами маленького мальчика, запал в душу многим, несмотря на то, что остался неоцененным членами жюри.
По ходу фестиваля его организаторы не раз отмечали, что здесь победа не главное, ведь все участники собрались для того, чтобы показать качественное, настоящее зрительское кино, а такого за три дня фестиваля было продемонстрировано немало.
Обмен визитками
Каждый вечер после просмотра конкурсного кино участники фестиваля собирались в неформальной обстановке, чтобы познакомиться, поделиться впечатлениями и предложить друг другу сотрудничество. С уверенностью можно сказать, что под звуки укулеле на берегу Балтийского моря родилось немало новых идей, которые, как знать, возможно, реализуются к следующему фестивалю образованными здесь творческими коллективами.
Подслушано на #корочекино
- Такой хороший парень, а такое плохое кино снял.
- Я вчера на этом самом месте у какого-то режиссера сигареты стрелял!
- Нам понравилось здесь больше, чем на "Кинотавре".
- Есть такие фильмы, они как юношеские стихи, настолько личные, что за какие-то вещи чувствуешь неловкость, сидя в зрительном зале.
"Во всем мире короткий метр – это пространство для экспериментов, он снимается для того, чтобы попробовать свои силы, и твой зритель – это, как правило, твои коллеги. Короткий метр – это обмен визитками", - считает продюсер фильма "Петух" Кирилл Алехин.
Создатель фестиваля Станислав Воскресенский подчеркнул, что главная цель мероприятия – вдохновить молодых талантливых ребят, а также дать им возможность напрямую обратиться к киноиндустрии "без всяких посредников и секретарш".
Участники фестиваля за "круглым столом" решили, что пора создать в России базу с короткометражным кино: мониторить все снятые фильмы, сортировать их и выкладывать информацию в открытый доступ. Так телеканалы смогут отбирать фильмы для показа, а создатели картин найдут своего зрителя.
Заместитель председателя Союза кинематографистов Олег Иванов пообещал поддержку в этом вопросе: "Союз кинематографистов готов взять на себя все необходимые расходы, усилия, связанные с подготовкой этой базы. Это я вам обещаю. В этом случае мы будем получать любые заявки, а после модерирования они будут поступать на сайт".
Из любви к искусству
"Быть молодым человеком - дело непростое и неприятное. С одной стороны, вроде все можешь, а с другой – страшная неуверенность, сомнения: поймут ли меня, гениального, эти уроды вокруг, а второе, более честное, являюсь ли я на самом деле тем, на что я претендую. Это история на разрыв. Не всем удается пройти это испытание даже просто по психологическим причинам", - говорит президент фестиваля Сергей Сельянов.
Олег Иванов подчеркивает, что короткий метр в России снимают энтузиасты, ведь поддержки от государства нет никакой.
Для чего снимают? Чтобы проверить свои силы, показать всему миру, на что ты способен, убедить продюсеров, что в тебя можно вкладывать деньги, но главное, потому что снимать кино – это весело.
Например, Иван Ямщиков по профессии математик, этим и зарабатывает на жизнь. "В 2011 году я решил, что буду снимать две короткометражки в год. И это делаю, потому что это очень здорово. Мне кажется, это главный мотив для того, чтобы снимать кино", - говорит он.
Это и был, пожалуй, главный итог фестиваля: если делаешь что-то, то делай из любви к искусству.
Екатерина Мальцева