Суд прекратил дело против создателей "Тангейзера"
Судья не нашла состава правонарушения в действиях режиссера Тимофея Кулябина и директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича
Москва. 10 марта. INTERFAX.RU - Мировой суд Центрального района Новосибирска во вторник оправдал режиссера Тимофея Кулябина по административному делу в связи с постановкой в Новосибирском оперном театре оперы Вагнера "Тангейзер".
"Производство по делу Кулябина Тимофея Александровича прекратить за отсутствием события правонарушения", - огласила решение судья Екатерина Сорокина.
Ранее суд вынес аналогичное решение по делу директора Новосибирского государственного театра оперы и балета Бориса Мездрича.
Присутствующие в зале встретили решение суда по делу "Тангейзера" аплодисментами.
Эксперты-религиоведы также не нашли оскорбления христианских символов в опере.
"Постановка не содержит евангельского образа Христа, потому что евангельский образ Христа - истинный, а образ Христа в постановке - выдумка", - сказано в заключении религиоведа Владимира Винокурова (МГУ), оглашенном в новосибирском суде во вторник, 10 марта.
Административное дело против Кулябина было возбуждено по ч.2 ст.5.26 КоАП РФ (Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение). Проверка проводилась по заявлению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, усмотревшего в постановке, в частности, использование не по назначению церковной символики.
Первое исполнение "Тангейзера" в постановке Кулябина состоялось в декабре 2014 года, в ней рыцарь Тангейзер представлен как кинорежиссер, снявший фильм "Грот Венеры". Заглавную партию исполнял ведущий солист оперной труппы Королевского театра Копенгагена Стиг Андерсен. Дирижирует постановкой латвиец Андрис Рубикис.
Реакция общественности
Дело "Тангейзера" вызвало сильный резонанс в обществе. Ранее в защиту обвиняемых начался сбор подписей в интернете, за постановщика оперы также вступились многие деятели культуры, в том числе специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой и лидер группы "Аквариум" Борис Гребенщиков.
Сам Мездрич на суде отметил, что дело имеет важное значение.
"В случае обвинительного решения будет активизировано радикальное крыло православной церкви, и тогда Майдан в Киеве покажется детским садом", - сказал он.
Новый процесс?
Адвокат Кулябина Сергей Бадамшин на судебном процессе отметил, что сроки привлечения к административной ответственности составляют три месяца, поэтому не исключено, что после очередного показа оперы 14 и 15 марта история может повториться.
"Но мы надеемся, что прокуратура в своей работе руководствуется законом и здравым смыслом", - подчеркнул он.
Дело "Тангейзера" создало прецедент. В начале марта священник Свято-Михайловского собора Ижевской епархии РПЦ пожаловался на постановку по мотивам повести Александра Пушкина "Метель" в Русском драматической театре в Ижевске. Андрианову не понравился образ священника-пьяницы с "гипертрофированным" и "уродливым" крестом.
Этическая хартия
На прошлой неделе Общественный совет Министерства культуры РФ обратился к руководству Союза театральных деятелей (СТД) РФ с просьбой разработать этическую хартию театральных деятелей. Такое решение приняла рабочая группа по театральному искусству Общественного совета по предложению члена группы, режиссера и актера Николая Бурляева.
"Мы должны предложить Александру Александровичу (Калягину, председателю СТД - ИФ) последовать доброму примеру кинематографистов и композиторов, которые уже приняли хартии своих сообществ", - заявил Бурляев на заседании группы.
По его мнению, современный театр отличается моральной неразборчивостью.
"На сцене сейчас очень много безобразий, надо с этим что-то делать. В нашем театре сейчас много непозволительного - мата, патологии, обнажения. Мы должны очиститься от всей мерзости", - заявил Бурляев.
В свою очередь, глава СТД Александр Калягин заявил, что не против хартии, однако отметил, что "нельзя откатиться к цензуре".
"Главное - ни в коем случае нельзя допустить цензуры, поэтому разрабатывать хартию надо очень аккуратно, чтобы не было и намека на цензуру и запреты", - заявил Калягин.