Ведьмы в трансе

Новый фильм Дэнни Бойла – подарок зрителю, проклинавшему любимого режиссера после появления "Миллионера из трущоб". Из кадра бьет завораживающий экшн и музыка Рика Смита из Underworld

Ведьмы в трансе

Москва. 6 апреля. INTERFAX.RU – Страсти по произведениям изобразительного искусства в кино пылают с незапамятных времен. От безумного поклонения до столь же безумной жажды обладания лежит расстояние, преодолеваемое со скоростью мысли. Вот и первый главный герой "Транса" аукционист Саймон (Джеймс МакЭвой) между почитанием и алчностью явно перестал видеть разницу. Так честный малый с лазоревым взглядом оказывается в самом центре ограбления на торгах одного аукционного дома. Вожделенным лотом становится символичная картина Франциско Гойи "Ведьмы в воздухе". Но после молниеносно проведенной операции банда, возглавляемая Фрэнком (Венсан Кассель), остается ни с чем, волоокий Саймон, действовавший во время нападения вроде бы строго по инструкции, с пробитой головой оказывается в больнице, и "Ведьмы" действительно растворились в воздухе.

Искать полотно всем участникам аферы придется не только в квартире Саймона и окрестностях, для того, чтобы добыть информацию о местонахождении "Ведьм" надо будет влезть в его голову, не буквально, конечно же, а фигурально. Эпизод с классическим бандитским приемом с выдиранием ногтей все равно ничего не дал. Но Саймон готов сотрудничать с заказчиком, а в поисках все средства хороши, и забывчивый исполнитель забинтованными пальцами "выглаживает" на планшетнике понравившуюся кандидатуру специалиста по гипнозу - девушку Элизабет (Розарио Доусон) с "кроткой" фамилией Лэм (по англ. lamb – "ягненок"). Притягательная психологиня для начала помогает Саймону найти ключи, которые были придуманы как причина обращения к гипнозу, а потом очень быстро включается в "охоту на ведьм", потому что теперь мозг Саймона – ее территория.

Стоит ли говорить, что попытка пересказа фильма с перевинченной динамикой заведомо провальна, попробуйте, например, пересказать, "Транспоттинг", да даже с "Пляжем" ничего не выйдет. Дэнни Бойл – режиссер от физики, от физики современных явлений. Он – не химик, не биолог и, уж точно, не гуманитарий-комментатор. Его герой - ложный протагонист, трикстер. Антагонисты – тоже не очевидны. При таком раскладе верным остается только вечное движение, по законам или против них. У режиссера Бойла даже фамилия какая-то "физическая", а явление, наиболее четко выведенное им именно в "Трансе", можно назвать "динамикой Бойла".

В "Трансе", тем не менее, нет ничего мистического, кроме смешения жанров и форм, которыми Бойл и его давние соавторы сценарист Джон Ходж и оператор Энтони Дод Мэнтл успешно жонглируют, манипулируя смыслами и акцентами. В какой-то момент даже кажется, что коротким полуоборотом фильм становится похож чуть ли не на "Вечное сияние чистого разума". Правда, тут же многогранник поворачивается другой стороной. "Транс" - не синефильская головоломка с затуманенными смыслами, наоборот, - хрустальное, прозрачное произведение, к которому не пристают даже секундные мимические придирки. И Дэнни Бойл, вооружившись бесценным знанием, что гипнозу по-настоящему подвержены лишь 5% людей, как будто в очередной раз говорит, что интересное кино вполне может быть понятным, и отрицать его методы – все равно что водить по тачскрину пальцами в пластыре. Можно, но странно.

Обозреватель Полина Грибовская

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });