Вольному доля
Три года спустя после выхода "футбольного признания" "В поисках Эрика" классик социального реализма в британском кино выпустил "Долю ангелов", сентиментальный акцент на этот раз сделан в сторону почтения к виски
Москва. 1 октября. INTERFAX.RU – Режиссеру Кену Лоучу 76 лет, и за всю свою долгую кинематографическую карьеру он, кажется, не был замечен в склонности посмеиваться над убогими и сирыми. Сухим, телеграфным стилем он набивал сюжет, к которому ни убавить, ни прибавить, по большому счету, всегда уже было нечего. Расписным психологизмом, в том смысле, в каком пользуются этим приемом в кино, Лоуч как будто бы не страдал. Суровый быт, пролетарские будни, вечная борьба и вечное отчаяние, вот каким сформировался киноязык Лоуча. Но удивительный поворот случился как раз, когда зритель увидел "В поисках Эрика". Все те же ингредиенты, плюс Эрик Кантона и любовь к футболу, и вот неизбывная тоска преображается в светлую грусть.
Кажется, намеченный путь Кен Лоуч вознамерился продолжить и в "Доле ангелов". Но предумышленная авантюра отчего-то теряет свою первозданную прелесть. А мошеннические приключения героев почему-то очень скучно наблюдать и воспринимать.
Сюжет знакомит нас с мелкими правонарушителями, хотя, можно ли назвать "мелким" происшествием выбитый глаз и прочие увечья, нанесенные случайной жертве на парковке, еще вопрос. В общем, "теплая компания", приговоренная судом к паре сотен часов общественных работ, оказывается под опекой обаятельного и, как водится, одинокого наставника (Джон Хеншоу), который вместо того, чтобы по-вертухайски гнуть и распинать своих подопечных возит их по своим делам и знакомит с чарующей магией производства виски.
Разношерстный выводок, надо отдать им должное, не бесчинствует, а в силу имеющихся душевных возможностей и любопытства, внимает и покоряется. Мошеннический план тут как-то вызревает сам собой.
Преступный гений и криминальный талант, встречающиеся с определенным количеством полезной информации, на выходе дают поразительный результат.
Лоуч, правда, несколько искусственно выводит на первый план одного из героев. Робби как раз и является тем самым парнем, что на общественные работы попадает исключительно по милости британского правосудия – выбитый в неравной драке глаз пострадавшего для него оборачивается гуманными тремястами часов отскабливания безымянных надгробий и старой штукатурки. Тут, конечно, Лоуч в свойственной ему манере изящно обходит морально-этические оценки поставленных условий, лишь однажды он сводит Робби и его только что родившую подружку с пострадавшим семейством. Фирменный подход в этом эпизоде считывается достаточно легко, но так же незаметно его растворяет монтаж. А дальше опять про уникальный виски, про задуманную аферу, про невыносимую легкость, которую режиссер "Доли ангелов" буквально насаждает.
И заразный реализм без тени смущения у Лоуча превращается в тошнотворную сказку, которую очень сложно досматривать до конца. Признанная когда-то простота нехитро выворачивается в простецкий финал. Заслуга ли это признанного мастера, понять сложно. И тем более сложно от режиссера это восприятие перенять, может, это его персональная доля, его личный налог, выплачиваемый ангелам.
Обозреватель Полина Грибовская