Быть Санта-Клаусом
Полнометражный мультик "Секретная служба Санта-Клауса" успешен в прокате заслуженно. Несмотря на то, что каждый год выходит анимация на соответствующую тему, бывают даже здесь приятные сюрпризы
Москва. 12 декабря. INTERFAX.RU – Сюжет мультика делится как бы на две части. Первая – модернизация мифа о Санта-Клаусе. Здоровенный верзила, старший сын Санты, создал супер-оборудование и вместе с тысячью эльфов он использует хай-тек технологии для доставки подарков по всему миру. Эта первая часть не слишком остроумна и сделана вполне в духе большинства современных мультиков, где сказочные существа наделяются приметами времени. Вторая часть – это роуд-муви. Младший сын Санты отправляется в сложное путешествие вместе с Сантой-старшим, в отставке, чтобы доставить один-единственный подарок. Здесь, вроде, тоже нет ничего нового. Сказка вполне обычная.
И при этом мультик получился совершенно завораживающий, да еще и с очень правильной идеей. Похоже, что необычная сказка получается именно за счет сочетания этих двух частей (каждую из которых легко можно было несколько сократить, потому что 97 минут "Секретной службы" кажутся двумя с лишним часами) и идеи. Идея заключается в том, что каждый, КАЖДЫЙ человек на свете заслуживает того, чтобы к нему отнеслись серьезно. Если хотите пафосно, то даже не просто серьезно, но с любовью. И донести эту идею, оправдать ее, становится так сложно, что для этого нужно снять полный метр в трехмерной анимации.
Смысл всей первой части в том, чтобы показать обезличенность нашего времени, конвейерный подход к происходящему. Статистика считает миллионы и радуется минимальным погрешностям. Тысячи эльфов трудятся на пользу детей всего мира, но в реальности представляют собой серую массу, готовую по первому приказу вождя ринуться в бой. Они тянутся к своему фюреру, и мы понимаем, что фашизм находится где-то здесь, среди всех компьютеров и летающих космических кораблей, которые использует современный Санта. Фашизм = статистика, утверждают авторы фильма.
Все начинается с того момента, когда встает вопрос о погрешности. Доля процента, случайно забытый ребенок – стоит ли он того, чтобы думать о нем? Вопрос не такой простой, как может показаться. Несколько раз в течение всего действия авторы повернут его перед нами, заставив нас самих решать, что такое отдельно взятый человек, который понятия не имеет, думает ли о нем кто-то. Стоит ли все счастье мира его нечаянной слезы? И на что стоит пойти ради того, чтобы эта слеза не скатилась? В конце концов, всем есть, чем рисковать. Стоит ли пытаться сделать жизнь чуть комфортнее, когда этот комфорт угрожает хотя бы единственному жителю далекого города, которого мы никогда не увидим?
Ясно, что прямого ответа тут быть не может, но вопрос в "Службы Санты" не случайно ставится именно так и по многу раз. Хотя если брать то, с чего началось празднование Рождества, то здесь всё очевидно. Пастух, который бросает 99 овец ради одной заблудившейся, прекрасно понимает, чем он рискует и какие законы нарушает. Но эта одна вдруг переворачивает для него обыденное пастушье существование, она становится центром его стремлений, его надеждой. Она достойна имени, но на ней лежит и ответственность. Всё опять переворачивается. Что сделает тот ребенок, из-за слезы которого мир пожертвовал своим счастьем? Как оправдается? Этот имплицитный вопрос в "Службе Санты" тоже есть. Ребенок ждет свой велосипед и получит его, раз уж попросил. Но мы знаем, чего это стоило, и этот ребенок для нас навсегда останется вопросительным знаком. У него есть имя, адрес, почерк. Есть будущее, которое навсегда будет проходить под знаком странноватого рождественского приключения четверых Санта-Клаусов.
Обозреватель Сергей Сычев