Берлинале идет в массы
61-й Берлинале пользуется большой популярностью среди жителей и гостей немецкой столицы - все залы заполнены до последнего места, а желающих попасть в кино на самом деле еще больше
Москва. 14 февраля. INTERFAX.RU – Главные площадки Берлинале находятся на Потсдамер Платц, и более удобного места для проведения кинофестиваля в Берлине найти просто невозможно. Более 20 лет назад здесь проходила разделявшая город Стена, по обе стороны которой находился заброшенный пустырь. Сегодня это современное лицо немецкой столицы - стеклянные небоскребы, офисные центры, торговые моллы, галереи, многозальные кинотеатры и концертные залы. Показы конкурсной программы и основных внеконкурсных работ проходят в "Театре на Потсдамер Платц", который на время фестиваля переименовывают в "Берлинале Палас". Красная ковровая дорожка, по которой проходят знаменитости (а из на нынешнем фестивале более, чем достаточно), вспышки фотоаппаратов, поклонники, занимающие места возле ограждений за несколько часов до кинопоказа - все это происходит как раз здесь. Но в этом году фестиваль решил выйти за границы Потсдамской площади и сейчас фильмы из разных программ жители города могут посмотреть и не выбираясь за пределы своего района - в этом им призвана помочь специальная инициатива, названная "Berlinale Goes Kiez", организующая показы даже в самых отдаленных от центра кинотеатрах города.
Вообще, Берлинале чрезвычайно популярен среди жителей и гостей Берлина. Об этом свидетельствуют не только длиннейшие очереди в билетные кассы и отсутствие свободных мест на всех без исключения сеансах, включая ретроспективные показы (в этом году на Берлинале проходят ретроспективы Ингмара Бергмана и фильмов с участием актера Армина Мюллера-Шталя), но и живой интерес, который проявляют зрители во время бесед с режиссерами после просмотра фильмов. "Меня прежде всего во время фестиваля интересуют программы "Форум" и "Панорама", - говорит девушка, стоящая в очереди за билетами. - "Фильмы, которые там показывают, точно потом нигде не увидишь". Это правда - если участие в конкурсе Берлинале обеспечивает недорогим фильмам какой-никакой прокат, то большинство работ, участвующих в параллельных программах, вряд ли пойдут дальше фестивальных экранов.
Первым фильмом, показанным в конкурсной программе Берлинале, стала дебютная работа американского режиссера Джей Си Чэндора "Margin Call", рассказывающая о самом первом дне финансового кризиса, разразившегося в США в 2008 году, и предшествующей ей ночи. Главные герои фильма - сотрудники безымянного банка, первыми обнаружившие проблемы с рынком недвижимости и принявшие решение этот рынок рушить до конца, лишь бы сохранить хоть часть своих активов. Приехавшие на фестиваль режиссер и продюсер, а также исполнители главных ролей, актеры Кевин Спейси, Джереми Айронс, Пол Беттани и Захари Куинто, охотно согласились с тем, что их работа это похороны, если не всего капитализма, то уж точно его важного периода. "Служащие банков и инвестиционных компаний - это одна из самых аморальных частей современного общества. Этих людей интересуют только деньги", - признался Джереми Айронс, сыгравший в "Margin Call" банкира, принявшего фатальное для всего мира решение.
Среди внеконкурсных гала-премьер и новый фильм Вима Вендерса "Пина", снятый режиссером в актуальной технике 3D, но без использования компьютерных технологий. Фильм посвященный знаменитой танцовщице Пине Бауш, скончавшейся два года назад, говорит со зрителем на языке тела - все танцоры труппы Бауш ответили на вопросы режиссера об их мастере так, как та их учила, без помощи слов. Потрясающая работа немецкого режиссера открывает совершенно новые границы использования объемного кино и, наверняка, станет для арт-хауса тем, чем стал "Аватар" для многомиллионных блокбастеров.
Обозреватель Артем Ушан
/Интерфакс/