Лучшим на "Кинотавре" стал дебютант
Лента режиссера-дебютанта Бакура Бакурадзе "Шультес" получила приз фестиваля как лучший фильм. Денежный эквивалент приза составил 625 тысяч рублей
Москва. 15 июня. INTERFAX.RU - В Сочи завершился XIX Открытый российский кинофестиваль "Кинотавр", который проходил с 7 по 15 июня. Сценарий закрытия "Кинотавра" отчасти напоминал финал Каннского кинофестиваля и частично – открытие Берлинского.
Как и в Каннах, несмотря на участие в конкурсной программе фильмов маститых режиссеров и вопреки прогнозам критиков, победа досталась молодому дебютанту. Причем, как и победитель Каннского кинофестиваля, он выбрал жанр, близкий к документальному кино. Что касается сходства с Берлинале, "Кинотавр" закрывал тот же самый фильм, который демонстрировали на открытии берлинского кинофестиваля: "Да будет свет" Мартина Скорсезе – о выступлении группы The Rolling Stones.
В конкурсной программе Кинотавра участвовало 14 фильмов, отобранных из более чем 120 претендентов. Программа оказалась весьма разнообразной: в ней две военные экранизации, фильм о петербургском маньяке, любовные драмы, одна из которых разворачивается в кубинской деревне, документальное кино о девственницах в поиске счастья, почти документальное о карманном воре, а также "этническая" картина о степной шаманке…
Фильм "Девственность" Виталия Манского, создан по всем законам документального кино: никаких сценарных вставок или декоративных украшательств. Картина повествует о трех юных провинциалках-девственницах, отправившихся в Москву с целью расстаться со своим главным достоянием, но только за очень большие деньги. Изображение сегодняшних реалий получилось достаточно пессимистическим, так что у многих картина вызвала ассоциации с другим отечественным документальным фильмом, правда, снятым много лет назад, - "Так жить нельзя" Станислава Говорухина.
Философская драма о любви и смысле жизни "Нирвана" режиссера Игоря Волошина тоже не внушает оптимизма: она рассказывает о молодых людях в районе двадцати, потерявших ориентиры в жизни и обратившихся в поисках смысла к наркотикам.
Сюжеты фильмов "Баксы" режиссера Гуки Омаровой и "Дикое поле" Михаила Калатозишвили разворачиваются на фоне степных просторов. "Баксы" на самом деле означает "Шаманка", а не то, что думается с первого прочтения. То есть фильм Гуки Омаровой, спродюсированный Сергеем Бодровым и Сергеем Сельяновым, выдержан в жанре этнического стиля. Картина "Дикое поле" также снималась в казахских степях, но к Казахстану никакого отношения не имеет. Она рассказывает о молодом враче, приехавшим куда-то в застывшие во времени степные дали лечить людей и ждать вестей от любимой девушки.
"Четыре возраста любви", которые являются режиссерским дебютом оператора-постановщика Сергея Мокрицкого, - это четыре новеллы о молодых и не очень людях, которые ищут свою единственную любовь и в очередной раз демонстрируют, что ей покорны все возрасты. В фильме снимались Лия Ахеджакова, Игорь Ясулович, Алексей Серебряков, Юлия Рутберг и другие.
Фильм "Новая земля" бывшего журналиста, а ныне режиссера Александра Мельника, снятый по сценарию Арифа Алиева, рассказывает об осужденных на пожизненный срок, которых в рамках международного гуманитарного эксперимента отправляют на северный российский остров. Часть съемок проходила на Шпицбергене, так что, по словам актера Андрея Фиськова, участники съемочной группы на самом деле чувствовали себя, как "на далекой безлюдной северной земле". "Новая земля" к слову - самый дорогой проект фестиваля: в картину было вложено $ 12 миллионов.
Фильм "Океан" режиссер Михаил Косырев-Нестеров планировал снимать на Гоа, однако, побывав на Кубе, изменил свое решение и за короткий срок переписал сценарий. В результате события перенеслись в маленькую кубинскую деревушку, жители которой зарабатывают на хлеб ловлей рыбы. Молодой рыбак Джоел любит девушку по имени Марисоль, однако, она бросает его ради более состоятельного жениха и уезжает в Гавану. "Тот, кто гасит свет" режиссера Андрея Либенсона – отечественный ужастик о маньяке, чьи жестокие убийства держат в страхе весь Петербург.
Военные экранизации, представленные в программе, - это фильм-открытие фестиваля "Живи и помни" Александра Прошкина, снятый по повести Распутина, и "Пленный" Алексея Учителя. "Живи и помни", к слову, называли в числе основных претендентов на главный приз фестиваля.
Другим фаворитом считалась картина "Дикое поле" Михаила Калатозишвили, внука известного режиссера Михаила Калатозова, которая получила специальный приз Гильдии киноведов и кинокритиков.
Однако прогнозы критиков с мнением жюри не совпали: "Лучшим фильмом фестиваля" стал "Шультес" дебютанта Бакура Бакурадзе. Примечательно, что "Шультес" участвовал в "Двухнедельнике режиссеров" Каннского кинофестиваля и произвел там сенсацию: многие говорили о том, что Москва никогда еще не была представлена в кино настолько же пугающе-реалистичной и "азиатской".
Собственно, Шультес - это фамилия главного героя, который практически ничего не помнит, не выражает никаких эмоций, носит с собой блокнотик, где записана его жизнь, ходит в один и тот же магазин, смотрит один и тот же спортивный канал, и ворует кошельки у зазевавшихся граждан. Практически все главные роли играли непрофессиональные актеры, а сам фильм по жанру напоминает документальное кино. Мнение жюри было единодушным, а его председатель, Павел Чухрай, заявил, что фестиваль обязан поддерживать подобные картины, так как коммерческое кино "найдет себя само".
Впрочем, Александра Прошкина тоже не оставили без награды: ему присудили приз "За лучшую режиссуру". А картина "Дикое поле" была отмечена двумя наградами: за лучшую музыку и лучший сценарий. Впервые на кинофестивале была введена номинация "За операторское мастерство": по мнению жюри, лучше всех мастерство продемонстрировал оператор фильма "Новая земля" Илья Демин. Что касается приза за женскую роль, он достался обладательнице премии итальянской киноакадемии и крайне актуальной в российском кинематографе актрисе Ксении Раппопорт. Она сыграла известную на весь мир оперную певицу в фильме "Юрьев день" Кирилла Серебренникова. Лучшую мужскую роль, по мнению жюри, сыграл английский актер Джетро Скиннер: в фильме "Плюс один" режиссера Оксаны Бычковой ("Питер FM") ему пришлось изображать профессионального кукольника и комика. Чтобы вжиться в своего персонажа, Скиннеру приходилось каждый день репетировать с консультантом – профессиональным немецким кукольником Бодо Шульте Карерой.
Номинаций за второстепенные роли на "Кинотавре" нет, однако, по мнению жюри, они должны непременно появиться уже в будущем году: слишком много достойных претендентов было на этом фестивале.
/Интерфакс, Карина Мелкумян/