В ЦБ предложили обдумать "суррогатные решения" по уровню раскрытия данных компаниями
Возврат к прежнему уровню раскрытия информации пока невозможен, считает первый зампред ЦБ Чистюхин
Москва. 5 декабря. INTERFAX.RU - Возврат к полному раскрытию корпоративной информации, как это было до 2022 года, сейчас невозможен, стоит пробовать выработать "некие суррогатные решения", которые позволят заместить собой раскрытие информации для инвесторов, заявил первый заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин на форуме ВТБ "Россия зовет!"
"Наверное, имеет смысл после практически трех лет санкций констатировать, что в настоящий момент времени мы не видим возможности полностью раскрыть для инвесторов информацию, как это было до 2022 года", - сказал он.
Весной 2022 года компании из-за рисков введения санкций получили возможность не публиковать информацию о своей деятельности. Спустя полтора года действия такого порядка правительство своим постановлением № 1102 отменило и обязало эмитентов вернуться к раскрытию данных - за исключением некоторых "чувствительных сведений" из-за санкционных угроз.
Опыт трех лет показал, что точно нельзя раскрывать данные о бенефициарах, собственниках, совете директоров, групповых связях, так как это очень быстро приводит к дополнительным санкциям, отметил Чистюхин. "Все иные параметры - это дискуссия. И на сегодняшний день мы видим, что эта дискуссия она идет с переменным успехом", - сказал он. По его словам, на каком-то этапе принимаются решения о готовности раскрыть некоторые данные, но "через очень короткий период времени принимаются обратные решения" в отношении отдельных компаний.
Такие решения были оформлены несколькими президентскими указами. Полностью или частично вернули себе возможность закрывать свои данные 118 компаний, среди которых "Газпром", "Газпром нефть", Газпромбанк: они получили право самостоятельно определять объем раскрываемой информации о своей деятельности. Аналогичная опция доступна и экономически значимым организациям (ЭЗО), которых, согласно правительственному перечню, пока 14. Кроме того, в конце марта 2024 года президент своим указом разрешил не раскрывать корпоративную информацию сторонам сделок из перечня под грифом ДСП.
Суррогатные решения
В сложившейся ситуации на помощь финансовому рынку могут прийти альтернативные способы раскрытия информации и коммуникации эмитентов с инвесторами. По словам Чистюхина, стоит "пробовать создавать некие суррогатные решения, пусть и не идеальные, но минимального уровня достаточности и качества, которые позволяют заместить собой раскрытие информации". "Иногда они могут неплохо сработать", - добавил он.
Таким суррогатом могли бы стать инвестиционные рейтинги. "Мы смотрели международный опыт и увидели, что в ряде случаев используются так называемые инвестиционные рейтинги, когда оценивается не только вероятность дефолта компании, но оценивается бизнес-модель, перспективы на будущее, рост акционерного капитала, уровень корпоративного управления", - сказал Чистюхин.
Регулятор уже начал обсуждать с участниками рынка идею запуска подобных рейтингов, которые смогли бы, так же как кредитные рейтинги, восполнить недостаток информации о компании. Однако, по словам Чистюхина, дискуссия оказалась "не очень простой". Кредитные рейтинговые агентства, которым первым было предложено обсудить эту возможность, очень осторожно к этому отнеслись: где-то увидели конфликт интересов, где-то отсутствие компетенций, сказал первый зампред ЦБ.
"Мы продолжаем этот диалог. Нам кажется, просто они (кредитные рейтинговые агентства - ИФ) из тех участников, которые есть, если мы хотим получить качество, они наиболее подготовленные. И уж точно им не привыкать выстраивать так называемые китайские стены между различными видами своего бизнеса или сегментами своего бизнеса, чтобы не допустить конфликта интересов", - отметил Чистюхин.
Одно из "суррогатных" решений в области раскрытия информации уже находится в высокой степени готовности. Заложено оно в находящемся на регистрации в Минюсте указании ЦБ о введении маркировки (обособления) ценных бумаг эмитентов, которые закрывают сведения о своей деятельности в большем объеме, чем это предусмотрено законодательством. Этот документ, в частности, предусматривает, что облигации можно будет не выделять таким образом в случае наличия кредитных рейтингов от двух рейтинговых агентств.