Честно поделить кризис
Рецессия отступила, и пришла пора призвать виновников кризиса к ответу. Министр финансов Германии П.Штайнбрюк предложил финансовой G20 обсудить вопрос "справедливого распределения тягот кризиса". Компенсации предлагается получить с финкомпаний, которые своими действиями спровоцировали кризис
Берлин. 1 сентября. IFX.RU - Рецессию в экономиках усилиями правительств победили практически повсеместно. Мировая экономика, получившая помощь в размере $2 трлн, прекратила свободное падение, теперь пришел черед спросить с виновников коллапса, и покрепче "закрутить гайки", чтобы впредь максимально затруднить процесс создания новых кризисов. С предложениями на эту тему выступил министр финансов Германии Петр Штайнбрюк . В своем письме, адресованном министрам финансов и главам центральных банков G20 он и сформулировал вышеозначенные задачи, сообщает The Wall Street Journal.
А за кризис ответите!
Во-первых, как рачительный немец, министр предложил подсчитать расходы на антикризисные меры, потери, которые понесли экономики и поделить их по справедливости. Понятно, что львиная доля "расходов" ляжет на плечи тех, на кого укажет мировое сообщество как на виновников кризиса.
Сам министр полагает, что те финансовые компании, которые своими действиями спровоцировали кризис, должны помочь компенсировать расходы на его преодоление.
"Наиболее важно сейчас добиться справедливого распределения тягот кризиса, в частности, чтобы привлечь к покрытию расходов на преодоление последствий кризиса также и тех, кто стал его причиной", - отметил П.Штайнбрюк в письме. "Мне бы хотелось обсудить с вами, как мы можем побудить финансовые рынки к тому, чтобы сделать больший, международно-скоординированный вклад в финансирование общих потерь от кризиса", - обратился министр к своим коллегам.
Надо думать, что такая постановка вопроса как минимум не понравится Соединенным Штатам и целому сонму бывших и нынешних чиновников, стоявших у руля американской экономики, а также финансовым воротилам.
Теперь главной интригой может стать список "обвиняемых", с которым мировое сообществе могло бы предъявить иски. Помимо того, что мир дружно указывает пальцем на США, как на источник нынешних кризисных неприятный, в прессе даже появился поименный список людей, приложивших руку к созданию кризиса. На начало этого года по версии газеты The Guardian в него входило 25 имен. И первым в нем значился экс-глава Федеральной резервной системы (ФРС) США Алан Гринспен. Его обвиняют в том, что он позволил расти "ипотечному пузырю", который создавался благодаря низким процентным ставкам и недостатку регулирования в области ипотечных займов. С экс-главой ФРС соседствует экс-высшая политическая верхушка США: на Билла Клинтона возложена часть ответственности за хаос на кредитных рынках. Экс-президент США Джордж Буш-младший обвинен в том, что не смог притормозить рост дефолтов по кредитам sub-prime и не регулировал действия Уолл-Стрит.
Виновным был также признан сенатор Фил Грэм, который долго и активно боролся за дерегулирование финансового рынка. Его деятельность, поощряемая администрацией Клинтона, привела к взрывному росту деривативов, включая кредитные свопы.
Досталось и британским политикам. Издание внесло в список убийц мировой экономики британского премьер-министра Гордона Брауна, который поддерживал интересы лондонского Сити вопреки интересам других отраслей экономики, установив "низконалоговый" режим для тысяч иностранных банкиров, работавших с финансовой системе страны и для частного инвестора.
В "черном списке" главных виновников помимо политиков оказались руководители крупнейших финансовых учреждений мира. Там же оказались и граждане Америки, которые могли бы понять, что они заимствуют больше, чем в состоянии отдать. К сожалению министр финансов Германии не был также конкретен, как печатное издание.
Размеры "компенсации", которую могут потребовать от виновников кризиса поистине фантастические. По апрельским оценкам Международного валютного фонда, только потери мировых финансовых компаний в связи с "токсичными" кредитами и секьюритизированными активами, берущими начало в США и других развитых странах (Япония, страны Евросоюза), могут достичь $4,1 трлн к концу 2010 года. А главный виновник кризиса пострадает сильнее всего - потери американских финансовых институтов составят $2,7 трлн.
Exit strategy с элементами сдерживания
Еще одним из важных вопросов, который затронул П.Штайнбрюк в письме, был вопрос о возможных вариантах по сворачиванию мер стимулирования экономики (exit strategy) и поиск "международно-скоординированных путей свертывания мер по стимулированию экономики",
"Жизненно необходимым" считает П.Штайнбрюк формулирование глобальных exit strategies для того, чтобы избежать "возможного роста инфляции в следующей фазе подъема".
"Теперь мы должны работать в направлении создания четких обязательств по сокращению дефицитов госбюджетов, созданных в процессе преодоления кризиса", - заявил министр.
От топ-менеджмента банковского сектора следует требовать большей ответственности, а полномочия финансовых регуляторов должны быть расширены с тем, чтобы они могли еще более жестко регулировать банковский сектор.
Принципиально важно, считает П.Штайнбрюк, чтобы меры по регулированию предпринимались в мировом масштабе и ко всем участникам финансовых рынков на равных основаниях.
Министр также уверен, что у правительств не было альтернативы спасению банков-банкротов, стабилизации финансовых рынков и стимулированию экономики.
Помимо этого, следует ужесточить регулирование банковского сектора, в частности, центральные банки должны отслеживать дефицит капитала у участников рынка и принимать к компаниям, допускающим появление такого дефицита, строгие меры.
Банковский сектор нужно стимулировать к созданию специальных резервов, которые должны служить "буферами", смягчающими для финкомпаний последствия экономических спадов, считает министр.
Такие "буферные" капиталы, полагает П.Штайнбрюк, должны использоваться только для преодолений спада в экономике, а не для покрытия текущих расходов сектора.
П.Штайнбрюк также высказался за ограничения выплат бонусов и компенсаций топ-менеджменту в банковском секторе, призвав глав коммерческих банков быть более ответственными и, в частности, публиковать данные о выплатах.
Как отмечают эксперты, частично те меры, о которых говорит министр, уже воплощены в ФРГ.
Так, с 1 января 2010 года краткосрочные прибыли больше не будут основанием для выплаты бонусов сотрудникам немецких банков, если окажется, что риски были слишком велики, пишет газета Financial Times.
Банкирам ФРГ придется вернуть полученные премии, если их действия были неоправданно рискованными, при этом стандарты определения банковских рисков в Германии также были ужесточены. Кроме того, усилена степень ответственности банковского руководства перед акционерами.
Аналогичные шаги предпринимают и другие страны Европы, а также США.
Самыми "беззубыми" в Европе считаются новые правила выплаты премиальных в банковском секторе Великобритании, отмечает The New York Times.
США назначили наблюдателя за выплатой премиальных в банках еще в июне, и американские банки уже подготовили проекты премиальных программ для одобрения. Практически все крупнейшие банки США добавили в трудовые договоры новый пункт о том, что часть компенсационного пакета подлежит предварительному одобрению со стороны госорганов, а выплаты могут быть ограничены.
В преддверии сентябрьской встречи лидеров G20 президент Франции Николя Саркози намеревается предложить своим коллегам принять аналогичные правила в отношении банковских бонусов. С этой инициативой он выступит на саммите "двадцатки" в Питтсбурге.
Вопросы регулирования финсектора (в том числе и ограничения премиальных выплат) рассматривались на апрельском саммите G20 в Лондоне. Ожидается, что эта тема станет одним из главных элементов повестки дня встречи министров финансов и глав ЦБ G20, которая пройдет 4-5 сентября в Лондоне, и саммита лидеров "группы двадцати" в Питтсбурге 24-25 сентября.
Совместные международные усилия в этом направлении необходимы для сбалансированного развития финансовых систем, поскольку значительные расхождения в национальном регулировании разных стран могут поставить часть банков в невыгодное положение, отметил глава Федерации французских банков (FBF) Бодуэн Про.
/IFX.RU/