Центр готовит регионам кнут и пряник

Федеральные власти планируют с 2010 года повысить ряд налогов, поступления от которых зачисляются в бюджеты субъектов РФ, чтобы возместить снижение поступлений от межбюджетных трансфертов. Одновременно федеральная власть будет осуществлять мониторинг качества управления региональными бюджетами

Центр готовит регионам кнут и пряник
Фото ИТАР-ТАСС

Улан-Удэ/Москва. 25 августа. IFX.RU - Правительство РФ старается не оставлять регионы наедине с проблемами, вызванными кризисом, главная из которых - пустеющие бюджеты. В качестве меры финансовой поддержки власть намерена повысить с 2010 года ставки ряда налогов, поступления от которых зачисляются в субъекты РФ, снизив, правда, объем межбюджетных трансфертов. При этом объем дотаций и субвенций (то есть финансовой помощи на определенную цель) регионам в абсолютном выражении уменьшаться не будет. От самих субъектов РФ федеральное правительство ждет действий по улучшению качества управления своими бюджетами, обещая поощрять "передовиков" и наказывать "отстающих".

Как заявил на совещании во вторник первый вице-премьер РФ Виктор Зубков, для увеличения доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ и компенсации им снижения федерального софинансирования, в 2010 году предполагается индексация некоторых ставок налогов, доходы от которых зачисляются в региональные и местные бюджеты. Индексация может коснуться "акцизов на вино, алкогольную продукцию с долей этилового спирта до 9%, пиво, нефтепродукты, а также транспортного налога и государственной пошлины". "Дополнительные доходы региональных бюджетов от таких мер составят в 2010 году более 96 млрд рублей", - сказал первый вице-премьер.

"Мы провели оценку дополнительных доходов и расходов консолидированных бюджетов регионов в 2010 году. Общий баланс положительный. Дополнительные доходы выше дополнительных расходов более чем на 20 млрд рублей", - добавил он.

Одновременно правительство РФ планирует снизить в 2010 году объем межбюджетных трансфертов на поддержку субъектов Федерации на 15% от уровня 2009 года - до 1 трлн рублей. Этот вид помощи будет снижаться и далее: к 2012 году трансферты будут сокращены до 854 млрд рублей. Тем не менее, федеральная власть полагает, что этих средств регионам будет вполне достаточно. "По нашим расчетам, эти средства должны полностью обеспечить потребности регионов по приоритетным направлениям", - подчеркнул он.

Помощь в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2010-2012 годах сохранится на уровне текущего года - 374 млрд рублей ежегодно. Кроме того, в 2010 году предполагается выделить регионам более 47 млрд рублей на поддержку сбалансированности бюджетов, сообщил В.Зубков.

Также регионам будут перечисляться субвенции из федерального бюджета на финансовое обеспечение делегированных федеральных полномочий. По словам В.Зубкова, объем субвенций в 2010 году составит 231,5 млрд рублей, к 2012 году - более 239 млрд рублей. Причем по такому федеральному полномочию, как содействие занятости населения, объем субвенций в 2010 году превысит 88 млрд рублей, что почти на 15% выше уровня 2009 года, сказал В.Зубков. "Кроме того, мы нашли возможность сохранить объем субсидий на образование, здравоохранение, социальную политику и культуру с выделением 105 млрд рублей, что на 1,4 млрд рублей выше показателей прошлого года. Однако предоставление субсидий будет увязываться с четкими целями их использования", - подчеркнул первый вице- премьер.

Одновременно федеральное правительство намерено контролировать качество бюджетного процесса в регионах. Как сообщил В.Зубков, для повышения качества управления бюджетным процессом будет создана система мониторинга и оценок бюджетного управления в субъектах Федерации. Вице-премьер не стал детализировать методику планируемого мониторинга, однако отметил, что "основное внимание планируется уделить своевременности выполнения публичных обязательств субъектов Федерации".

"В рамках системы будут предусмотрены меры поощрения для регионов с высоким качеством финансового менеджмента и санкции для тех, где такой менеджмент находится на низком уровне", - предупредил В.Зубков.

Исходя из этого, он призвал руководителей регионов активно заняться реструктуризацией бюджетной сети, избавляться от лишних и неэффективных учреждений и предприятий, а также шире использовать формат автономных учреждений. Кроме того, по словам первого вице-премьера, "следует уже сейчас отказаться от второстепенных расходов и повысить качество бюджетного планирования на всех уровнях, включая муниципальный".

Регионам не хватает собственной доходной базы

Между тем, судя по данным Минфина РФ, ситуация с исполнением региональных бюджетов в I полугодии 2009 года весьма тревожная. С учетом помощи из федерального бюджета консолидированный бюджет субъектов РФ в первом полугодии 2009 года хотя и был исполнен с профицитом 99,6 млрд. рублей, но если бы регионы имели в распоряжении только собственные налоговые и неналоговые доходы, дефицит консолидированного бюджета субъектов РФ составил бы 659 млрд. рублей. Дефицитными в первом полугодии были бюджеты 23 субъектов РФ, наибольший дефицит имел бюджет Москвы (29,3 млрд. рублей), Красноярского края (12,4 млрд. рублей) и Московской области (3,3 млрд. рублей).

Общие доходы консолидированного бюджета субъектов РФ с учетом финансовой помощи в I полугодии составили 2 трлн 709,8 млрд рублей, расходы - 2 трлн 610,2 млрд рублей.

Собственные налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за I полугодие составили 1 трлн 951,2 млрд рублей, что составило 84,6% от аналогичного показателя 2008 года. При этом рост поступлений наблюдался только в 23 регионах, в то время как в 60 субъектах поступления собственных доходов снижались. Самое сильное снижение доходов произошло в Челябинской, Кемеровской, Липецкой, Тюменской, Астраханской областях, где доходы за полугодии упали на 30-40%. Наибольший рост доходов продемонстрировали весьма необычные регионы: Сахалинская область (+95%), Чукотка (+36%), Дагестан (+20%), Калмыкия (+18%), Магаданская область (+17%).

Ключевыми составляющими доходной части региональных бюджетов стали налог на доходы физлиц, налог на прибыль, акцизы и налог на имущество. Поступление налога на прибыль в консолидированный бюджет субъектов упало в первом полугодии на 40% к аналогичному периоду 2008 года и составило 510,9 млрд рублей. Поступления налога на доходы физических лиц, как ни странно, выросли в первом полугодии к аналогичному периоду прошлого года на 0,8% и составили 739,5 млрд рублей. Поступления акцизов выросли на 27% - до 116,8 млрд рублей, причем рост поступлений наблюдался практически во всех регионах. Поступления налога на имущество организаций выросли на 20% - до 185,5 млрд рублей. Поступления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) упали на 40% до 28,4 млрд рублей.

Как будут повышены акцизы

Как сообщил во вторник Минфин РФ, законопроект, предусматривающий ускоренное повышение в 2010-2012 годах ставок акцизов на слабоалкогольную и табачную продукцию, а также удвоение с 2010 года ставок транспортного налога, проходит согласование внутри ведомства и может быть внесен в правительство до конца августа.

В соответствии с законопроектом, регионы получат право увеличивать ставки транспортного налога, установленные в Налоговом кодексе (НК) РФ, не более чем в 5 раз и уменьшать не более чем в 10 раз. В настоящее время они могут увеличивать и уменьшать ставки не более чем в 5 раз.

Поправки предусматривают, что акцизы на спирт и крепкий алкоголь в 2010-2011 годах не повысятся по сравнению с ранее утвержденными ставками. Акцизы на слабоалкогольную продукцию растут примерно на 20% в год, но к ранее утвержденным ставкам рост составляет около 30%. Акцизы на натуральные вина будут увеличиваться ежегодно на 25-35%, к ранее утвержденным ставкам рост составляет около 20-50%. Наибольший рост - примерно в 3 раза к ранее утвержденным ставкам - запланирован по акцизам на пиво. Акцизы на сигареты с фильтром будут увеличиваться примерно на 20% в год, на папиросы - примерно на 40% в год. Законопроект также предусматривает, что с 2010 года акцизы на нефтепродукты будут увеличены не менее чем на 10%, а с 2011 года акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо будут дифференцированы. Дифференциация планировалась и ранее, но новые ставки будут больше, чем ранее утвержденные, не менее чем на 10%. Сохраняются нулевые ставки акцизов на спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию и продукцию бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, на пиво с содержанием спирта до 0,5%, а также на автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно.

Кроме того, Налоговый кодекс планируется дополнить положением, в соответствии с которым при расчете суммы акциза на крепкий алкоголь налогоплательщики должны будут произвести налоговые вычеты в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, исходя из ставки акциза по этиловому спирту.

Эта поправка направлена на борьбу со злоупотреблениями, связанными с использованием в производстве алкоголя не спирта, а спиртосодержащей продукции, пояснил агентству "Интерфакс" источник в Минфине. "Это нужно, чтобы не было завышения суммы налоговых вычетов и, соответственно, занижения суммы акцизов, подлежащей уплате в бюджет", - сказал он.

Минфин также планирует унифицировать срок уплаты акцизов и установить, что акциз уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Источник подчеркнул, что законопроект не предполагает введения единой ставки акциза на спирт и перенос его уплаты на спиртовые заводы. "Это требует революционных изменений порядка исчисления акциза, нужно перерабатывать много подзаконных актов, потребуется большой переходный период. Этот вопрос обсуждался, но он еще не на стадии реализации", - отметил собеседник агентства.

Новости по теме

Хроники событий
Смена власти в СирииСмена власти в Сирии123 материалов
80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне10 материалов
Обострение палестино-израильского конфликтаОбострение палестино-израильского конфликта2066 материалов
Военная операция на УкраинеВоенная операция на Украине5591 материалов
Ставка ЦБ РФСтавка ЦБ РФ25 материалов
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });