Регионы затягивают пояса. Кто туже?
В ответ на президентский призыв к представителям власти экономить в кризис, регионы отрапортовали о мерах по сокращению расходов. Субъекты РФ срезают индексацию зарплат бюджетникам, сокращают свои коммунальные расходы, урезают автопарки. Картина ближайшего будущего должна порадовать обывателя: региональный чиновник в неотапливаемом кабинете вручную на оборотной странице использованного листа бумаги пишет текст приказа
Москва. 16 марта. IFX.RU - Не прошло и месяца с тех пор, как президент Дмитрий Медведев призвал все органы власти к экономии в кризис, как субъекты РФ отрапортовали о мерах, которые позволят им серьезно сократить бюджетные расходы.
"Мы должны думать об экономии госрасходов на всех уровнях", - сказал тогда президент сенаторам, предложив подумать над вопросами экономии. Первый результат этих раздумий проявился менее чем через месяц. Регионы проинформировали Минфин о том, на чем именно они собираются экономить.
Как выяснилось, наиболее экономными субъектами РФ являются Брянская и Московская области, которые сообщили, что собираются экономить практически на всем. С чуть заметным отставанием за лидерами следуют Белгородская, Кемеровская, Челябинская области и Татарстан. Не известно - то ли у них ранее были самые большие бюджетные расходы по сравнению с остальными субъектами РФ, то ли кризис настолько сильно их затронул, что они собрались экономить даже на канцелярских скрепках.
Итак, 7 субъектов РФ - Московская, Ярославская, Белгородская, Брянская, Калининградская, Кемеровская и Челябинская области, а также республика Татарстан - заявили о сокращении с 30% до 10% размеров индексации оплаты труда работников бюджетной сферы, а также о 10-15%-ном снижении расходов на оплату труда бюджетников за счет сокращения их численности. К слову: президент, давая руководителям областей задание экономить в кризис, кажется, не имел в виду, что сокращение финансирования должно затронуть региональных бюджетников, которые являются, пожалуй, одной из наиболее незащищенных категорий работающих в РФ.
Эти же регионы, а вместе с ними Саратовская и Тюменская области экономят, снижая расходы на обеспечение деятельности органов госуправления. Для этого в среднем на 10% сокращается численность госслужащих, снижается размер индексации оплаты труда. На 25% сокращается чиновничий автопарк и расходы на его содержание, на 20-30% - лимиты расходов на связь, на 10% - расходы на закупку техники. На 10-15% урезаются расходы на коммунальные услуги, до 30% составит снижение материальных расходов (на питание, медикаменты, транспорт).
К сожалению, не известны суммы прежде осуществляемых расходов региональных бюджетов на финансирование местного госаппарата, а в представленных в Минфин РФ сведениях цифры не приводятся. В связи с этим, весьма затруднительно оценить реальный размер экономии. Например, к чему реально приведет сокращение на 30% расходов на коммунальные услуги и 25%-ное урезание денег на содержание автопарка? Чиновники пересядут в общественный транспорт, из их офисов не будут вывозить мусор, а после 18 вечера будут отключать свет в помещении? Или местные управделами поувольняют персональных водителей и уборщиц, и чиновники вынуждены будут управлять сами казенными машинами, а их секретари по совместительству будут убирать их кабинеты? Если первое весьма порадует рядовых граждан, весьма жестко оценивающих способности чиновников по делу расходовать бюджетные деньги, то сокращение расходов по второму варианту будет на деле означать профанацию идеи президента.
Четыре региона (Московская, Брянская, Челябинская и Калининградская области) сокращают расходы в сфере социальной защиты населения за счет уточнения численности пользователей. Эта экономия также вызывает "восхищение", поскольку списки граждан, получающих адресную социальную помощь, должны уточняться регулярно. То есть получателей денег, которые на самом деле по закону их получать не должны, в этих списках по идее быть не должно. Минфин не указывает размер сокращений, но, похоже, что такого рода экономия - либо вычистка региональных списков льготников от "мертвых душ", которые неизвестно каким образом туда попали ранее, либо просто имитация антикризисной деятельности.
Московская, Белгородская, Ярославская, Вологодская, Саратовская, Оренбургская, Кемеровская, Челябинская области и Татарстан сообщили о сокращении в среднем на 30% субсидий муниципальным образованиям или о полном отказе от отдельных субсидий. Сотрудники бюджетных организаций, финансируемые из муниципальных бюджетов, смогут это оценить.
Восемь регионов (Белгородская, Брянская, Московская, Вологодская, Калининградская, Саратовская, Челябинская, Тюменская области) полностью отказались от капитального ремонта имеющегося на балансе имущества и сократили расходы по благоустройству, освещению, содержанию уличных дорог в населенных пунктах. Хотелось бы надеяться, что здания в этих регионах крепкие, а улицы хорошо освещены и отлично заасфальтированы, и все это имущество спокойно протянет какое-то время без ремонта. Но на практике такое бывает далеко не всегда. Если жилой дом, ожидающий много лет капремонта, не дождется завершения кризиса и обвалится вместе с жителями, а разбитые темные улицы городов станут традиционным местом жутких автоварий, губернаторам вряд ли удастся оправдаться призывом президента к экономии.
Брянская, Московская, Ярославская, Вологодская, Калининградская, Оренбургская, Саратовская, Кемеровская, Челябинская, Тюменская области, республики Коми и Татарстан сократили объем капитальных вложений на 50-90%. В этих регионах введен запрет на новое строительство, финансироваться будут только объекты с высокой степенью готовности. Длиннющие списки "очередников" на получение муниципального жилья какое-то время не будут двигаться, но это все равно лучше, чем урезание расходов на зарплаты бюджетникам и ремонт дорог.