Борис Титов: Налоговые изменения решат проблему аутсорсинга в России
Председатель Федерального политсовета партии "Новые люди" рассказал, что не намерен целиком уходить в политику
Москва. 6 июня. INTERFAX.RU - На полях Петербургского международного экономического форума председатель Федерального политсовета партии "Новые люди", глава Центра общественных процедур "Бизнес против коррупции", председатель российской части Российско-Китайского Комитета мира, дружбы и развития, председатель координационного Совета Института экономики роста им. Столыпина Борис Титов прокомментировал "Интерфаксу" предложенные правительством налоговые изменения, налоговую амнистию, а также рассказал о своей политической деятельности, российско-китайских отношениях и др.
- Несколько дней назад стало известно, что вы возглавили Федеральный политический совет "Новых людей". Какие первостепенные задачи вы ставите перед собой на этой должности? И значит ли это, что вы намерены полностью уйти в большую политику?
- Политика для нас - это одна из форм решения нашей главной задачи - борьба за жизненные интересы нашего бизнес-пролетариата. Поэтому целиком в политику я не ухожу, но тем не менее считаю ее очень важным инструментом. Такая партия, как "Новые люди", которая сегодня парламентская, очень близка нам по курсу и по существу является предпринимательской партией. Поэтому мы должны иметь максимально тесное взаимодействие. Основные задачи - это будут защита интересов бизнеса. Наша главная повестка - это именно развитие предпринимательства в стране, чтобы рыночные отношения сохранялись, частная собственность была основной формой собственности в экономике. Для этого мы используем инструменты и бизнес объединения, и омбудсмена, и политические институты.
- Как вы можете прокомментировать предложенные Минфином изменения в налоговой сфере? Как по вашему мнению они отразятся на фактической работе компаний, не будут ли дестимулировать инвестиции?
- Есть и очень положительные моменты, о которых мы в Институте Столыпина давно говорили. В первую очередь, стимулирование именно производственного МСП. Сделан серьезный шаг – страховые взносы для него планируется понизить до 7,6%. Это, конечно, уберет потребность работодателей платить зарплату в конвертах, стимулирует обеление.
Конечно, очень важно повышение порога выручки по УСН до 450 млн рублей. Тоже давно добивались, Минфин все время отказывал, но хорошо, что, хотя бы сейчас пришли к такому шагу.
Есть, правда, нюанс, что одновременно с этим вводится обязательный НДС для предприятий с 60 млн рублей оборота (до 60 теперь добровольный, что тоже позитивная новость). Но плюсы есть и здесь.
Конечно, нагрузка на компании увеличится, но это даст возможность промышленным малым предприятиям работать с крупными компаниями. Уже больше десяти лет развитие промышленного аутсорсинга у нас сдерживается тем, что малые предприятия не могут крупным выставлять НДС, который можно принять к вычету. И, соответственно, не вызывают у них интереса, как контрагенты-подрядчики, поставщики комплектующих, например. Сейчас, если ты все же хочешь работать с крупным заказчиком, тебе приходится регистрировать дополнительно предприятие на ОСНО. А уплата НДС в рамках УСН эту проблему снимает. Таким образом, предложенные налоговые изменения фактически решают проблему аутсорсинга в РФ.
Кроме обычного НДС появляется возможность уплаты Японского варианта, сниженного НДС без возмещения, фактически налога с продаж, 5 (до 250 млн) и 7 % (250-400 млн) на УСН. Это избавляет от волокиты с вычетами.
Надо, кстати, отметить, что дополнительная нагрузка от ввода НДС падает на сегмент налогоплательщиков с выручкой от 60 до 200 млн рублей. При обороте с 200 до 265 миллионов ставки УСН сейчас повышенные – 8 и 20% (доходы и доходы минус расходы соответственно). С добавлением НДС эти повышенные ставки, возвращаются к стандартным. А вот в сегменте от 60 до 200 миллионов – никаких послаблений. Для них, возможно, нужен какой-то переходный период. Например, платить половину НДС в течение первых двух лет – 2025 и 2026.
Но вообще-то говоря, для экономики более благотворен был бы полный отказ от НДС в пользу уплаты прямого налога с продаж. И на общей системе налогообложение. По японскому опыту, например. Это называлось бы налог на предпринимательскую активность. Но это дело более отдаленного будущего.
- Вот уже десять лет как вы возглавляете российскую часть Российско-Китайского комитета мира, дружбы и сотрудничества. Какие самые важные достижения вы можете отметить за время работы комитета?
- Комитет вносил и вносит свою посильную лепту, чтобы деловые отношения приводили к росту экономических связей между нашими двумя странами. И сегодня, конечно, они на высшем уровне за все время существования отношений. Можно сказать, что сегодня мы достигли всех уровней взаимодействия и, действительно, имеем с Китаем стратегическое партнерство в политической сфере, очень близки и в сфере экономики. - сегодня по китайской статистике мы достигли 240 млрд долларов товарооборота, растут взаимные инвестиции.
Мы уже провели четыре форума, сейчас готовим пятый форум малого бизнеса, будем проводить его в Китае где-то в октябре-ноябре. Надеемся, что очень много приедет российских предприятий, так как китайские компании принимают очень активное участие. Интерес огромный.
Поворот России с Запада на Восток проходит очень эффективно. Здесь могу сказать, что многие предприниматели в прошлые годы не особо уделяли внимание развитию отношений с Китаем, но сейчас обнаружили для себя очень много интересного. Хотя бы потому, что там оборудование, которое раньше закупалось на западе, допустим, для пищевой промышленности, в Китае оказалось ну совсем не хуже, а стоит до трех раз дешевле. Я уже не говорю об автомобилях, которые сегодня стали главными на российском рынке, а для Китая мы стали самым главным экспортным рынком для автомобилей. Это тоже очень огромный прорыв. Конечно, есть проблемы, которые мы тоже пытаемся решать на нашем уровне, это прежде всего проблема расчетов сегодня. Я думаю, что совместно с нашими китайскими коллегами мы найдем пути их решения, чтобы расчеты пошли. Должен сказать, что уже есть информация, что те платежи, которые долго-долго стояли, сегодня начали проходить.
- В последнее время Генпрокуратура достаточно активно подает иски об обращении в собственность государства акций крупных компаний. Считаете ли вы данные дела точечными или они приобретают массовый характер? Не скажется ли это по вашему мнению на бизнес-климате в стране?
- Мы считаем, что это все-таки отдельные акции, которые связаны с ошибками прошлой приватизации или какими-то сегодняшними проблемами у этих компаний. Мы не считаем, что это какая-то массовая кампания.
Что касается о влиянии этих кейсов на бизнес-климат, то сегодня мы в принципе особо не можем говорить о западных иностранных инвестициях. А инвесторы с востока, я не думаю, что на это каким-то образом реагируют.
- На днях правительство внесло в Госдуму законопроект о правилах проведения амнистии за дробление бизнеса для предпринимателей, использовавших такую схему для незаконной налоговой оптимизации. Как вы оцениваете предложенный законопроект?
- Предложенная правительством налоговая амнистия – это бесспорно хорошо. Но тот вариант, который сегодня предложен, нуждается в доработке, потому что для бизнеса он не конкретный. Там предлагается сначала открыто задекларировать все свои грехи, а потом в течении двух лет налоговая будет наблюдать и только потом примет решение – наказывать или нет. Конечно не многие пойдут на такой вариант амнистии.
Мы предлагаем механизм, при котором амнистия будет наступать с момента декларации. То есть, никаких двух лет наблюдения, все претензии снимаются после декларации. А вот дальше, да, контролируйте их, наблюдайте.
Я также считаю, что под амнистию должны подпадать любые неисполненные налоговые решения проверки до 1 января 2025 года. И конечно же нужно издать специальный акт об амнистии, в котором все было бы прописано. Чтобы это было не просто решение налоговой - прощу не прощу, а именно акт об амнистии за дробление бизнеса.