Налоги: революций не ожидается
Минфин представил предложения по налоговой политике на 2010-2012 годы. В министерстве предупреждают, что существенного снижения налоговой нагрузки ждать не стоит
Москва. 21 апреля. IFX.RU - Минфин РФ направил на согласование в ведомства проект основных направлений налоговой политики на 2010-2012 годы, сообщил журналистам директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики министерства Илья Трунин.
"В нем никаких сенсаций, нет никаких мер, вводящих, отменяющих налоги или принципиально меняющие принципы налогообложения. Мы считаем, что налоги хоть и являются инструментом борьбы с кризисом, но не основным. Все меры антикризисного характера были оперативно приняты в ноябре-декабре прошлого года", - сказал он.
"Основная часть антикризисной программы с налоговой точки зрения уже была реализована. Особого маневра, по крайней мере на ближайшие годы, у нас нет", - считает И.Трунин.
По его словам, если на этой неделе будет завершено обсуждение проекта налоговой политики с заинтересованными ведомствами, то на следующей неделе он будет обсуждаться на заседании бюджетной комиссии, а затем после доработки будет внесен в правительство.
Налог на прибыль
С 2010 года планируется внести изменения в законодательство, ограничивающие перенос на будущее убытков поглощаемых или приобретаемых компаний, говорится в проекте документа, текстом которого располагает агентство "Интерфакс". В настоящее время существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль. В связи с этим будут установлены ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка, для реорганизуемых компаний.
Минфин согласился с предложением Минэкономразвития снять ограничение по объему участия в капитале в 500 млн рублей, необходимое для применения нулевой ставки налога на прибыль в отношении дивидендов, получаемых российскими компаниями, которые являются стратегическими акционерами (имеют более 50% акций в компании, выплачивающей дивиденды).
"Мы согласны, что со следующего года можно будет это ограничение снять", - сказал И.Трунин.
Минфин также согласился с предложением Минэкономразвития временно (до конца 2009 года) увеличить предельный размер процентов по займам, относимых на расходы. В настоящее время разрешено относить на расходы величину процентов, равную 1,5-кратной ставке рефинансирования ЦБ. Минфин согласен, что коэффициент кратности должен быть равен 2.
Минфин намерен урегулировать вопрос учета процентов по долговым обязательствам. В частности, планируется разработать правила определения "рыночного" уровня процентов, ввести механизмы противодействия практике "недостаточной капитализации". Под такой практикой понимается замещение финансирования дочерних компаний через участие в капитале (что подразумевает распределение получаемой прибыли с помощью облагаемых налогом дивидендов) финансированием с помощью займов.
Минфин РФ предлагает, если не в следующем году, то в ближайшую трехлетку, завершить реформу амортизации. Планируется также установить особенности налогообложения операций по предоставлению займов ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок, операций репо и ввести определение рыночных цен бумаг для целей налогообложения. В частности, Минфин выступает за сокращение срока, в течение которого цена на торгах в прошлом считается рыночной, с 12 месяцев до 90 дней. В отношении бумаг, не обращающихся на организованном рынке, предлагается отказаться от определения рыночной цены по цене аналогичных бумаг.
Для создания стимулов ведения геолого-разведочных работ Минфин предлагает либерализовать порядок учета расходов на освоение природных ресурсов (поиск и оценка месторождений). "Это важное подспорье организациям, осуществляющим разведку полезных ископаемых", - отметил И.Трунин.
Он также сообщил, что с Минпромторгом согласована концепция законопроекта, который позволит относить на расходы в больших объемах затраты торговых организаций, связанные с недостачей товаров по невыясненным причинам, с потерями, в том числе технологическими, естественной убылью и т.д. "В этом году будем готовы разработать и внести соответствующий законопроект в Госдуму", - сказал глава департамента.
НДС
И.Трунин напомнил, что в конце 2008 года были приняты изменения, позволяющие принимать к вычету НДС по авансовым платежам. "Но нам кажется, что неправильно освобождать авансы от НДС", - заявил он. По его словам, Минфин считает более правильным порядок, при котором наблюдается полная симметрия: при начислении налога получателю аванса возникает право на вычет у того, кто аванс заплатил.
В то же время Минфин считает необходимым ускорить возмещение НДС за счет механизма предоставления банковской гарантии. В частности, предлагается развести процесс проверки документов, обосновывающих право налогоплательщиков, и процесс возврата. "Мы предлагаем под банковскую гарантию возмещать НДС из бюджета в течение 20-30 дней после представления соответствующего требования. Это находится в русле европейской практики", - заявил И.Трунин.
По его словам, в 2009 году также планируется принять поправки, разрешающие выставление отрицательных счетов-фактур. В этом случае для корректировки вычетов можно будет не подавать уточненную декларацию, а выставить отрицательный счет-фактуру.
И.Трунин также сказал, что Минфин не отказывается от идеи спецрегистрации плательщиков НДС. "Мы в спокойной обстановке могли бы прийти к спецрегистрации, но в нынешних условиях она вызовет больше беспокойства у налогоплательщиков, поэтому со следующего года или через год переходить к ней пока не планируем, хотя считаем, что это необходимо в среднесрочной или долгосрочной перспективе", - заявил он.
Акцизы
Минфин вновь планирует индексировать акцизы. В частности, специфические ставки акцизов на табачные изделия будут индексироваться темпами выше инфляции, как и планировалось. При этом адвалорная составляющая акциза на табачные изделия будет увеличиваться на 0,5 процентного пункта в год.
Акцизы на прочие товары, кроме нефтепродуктов, будут расти в соответствии с инфляцией, но поскольку прогноз по инфляции пока не получен от Минэкономразвития, то ставки в проекте налоговой политики не указываются.
Акцизы на нефтепродукты в 2010 году увеличиваться не будут, а с 2011 года планируется индексировать их в соответствии с инфляцией или в зависимости от экологического класса моторного топлива.
Минфин предлагает с 2010 года установить единую дату уплаты акциза - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.
НДФЛ
Минфин предлагает освободить физических лиц от обязательного представления налоговой декларации по НДФЛ в случае, если доходы налогоплательщиков освобождаются от налогообложения.
"Мы предполагаем освободить от НДФЛ доходы, полученные от операций с ценными бумагами в пределах 1 млн рублей в том случае, если бумаги находились в собственности более одного года", - сказал И.Трунин.
Минфин планирует урегулировать ряд других вопросов по НДФЛ в части операций с ценными бумагами. Например, предлагается разрешить перенос убытков по ценным бумагам на будущие периоды, но с сохранением "перегородок" между различными налоговыми базами. "То есть мы не предполагаем, что убытки от ценных бумаг можно будет перенести на будущие периоды по зарплате", - пояснил глава департамента Минфина.
"Важной представляется работа с налогоплательщиками по разъяснению правил заполнения налоговых деклараций", - отметил И.Трунин. Он напомнил, что для получения вычетов нужно заполнить налоговую декларацию, что "достаточно сложно", а инструкции по заполнению деклараций написаны скорее для налоговиков.
"Несколько раз я сам попробовал заполнить налоговую декларацию и помочь своим коллегам заполнить декларации и понял, что обычный налогоплательщик с этим не справится, даже с высшим образованием", - сказал И.Трунин. Поэтому Минфин и ФНС планируют издать более простые инструкции по заполнению деклараций для граждан.
Другие налоги и меры
Минфин не отказывается от планов введения налога на недвижимость взамен земельного налога и налога на имущество физических лиц.
"Но прогресс в этой сфере зависит не от нас. Мы готовы достаточно оперативно внести изменения в Налоговый кодекс", - сказал глава департамента. По его словам, эту работу сдерживает отсутствие кадастра, который разрабатывается службой, подведомственной Минэкономразвития.
Минфин не планирует существенного снижения налоговой нагрузки на нефтяные компании.
"Нам кажется, что масштабы льгот, которые были приняты с 2009 года для добычи нефти, существенны, и какого-то серьезного изменения налоговой нагрузки на нефтяников мы в среднесрочной перспективе не планируем", - заявил И.Трунин.
По его словам, в ближайшие три года речь будет идти лишь о введении налога на дополнительный доход для новых месторождений, а также о создании стимулов для добычи нефти на мелких и комплексных месторождениях. "Сейчас вопрос скорее не снижения налогов, а тонкой настройки в зависимости от условий добычи", - считает он.
Минфин предлагает отказаться от предоставления субсидий регионам и взамен "расширить автономию региональных властей при установлении ставок транспортного налога". По словам И.Трунина, Минфин предполагает сохранить минимальный размер ставок этого налога на действующем уровне, а максимальный размер увеличить в 2 раза. Кроме того, предлагается дать регионам право устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска транспортного средства и его экологического класса.
Минфин против расширения сферы применения специальных режимов налогообложения и введения дополнительных льгот. "Минэкономразвития предлагало ввести нулевую ставку, но нам кажется, что это неконструктивно, потому что ставки и так достаточно низки. Если есть проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса, то они находятся не в сфере налоговых ставок", - считает глава департамента.
Кроме того, Минфин планирует активизировать механизм налоговых отсрочек и рассрочек. Предполагается прописать в Налоговом кодексе понятие угрозы банкротства и установить, что подтверждать ее должны налоговые органы. Также планируется увеличить лимиты по инвестиционному налоговому кредиту с 30% до 100% стоимости приобретенного оборудования.
По словам И.Трунина, предлагается наделить руководителей налоговых органов по субъектам РФ правом предоставлять отсрочку по уплате налога на небольшие сроки (до 1 месяца) однократно в течение года. Такие вопросы должны решаться более оперативно, и нет необходимости выносить такие вопросы на федеральный уровень, считает он.
Кроме того Минфин в проекте налоговой политики учел предложения ФНС, которые касаются налогового администрирования. Например, налогоплательщики стали активно пользоваться правом подачи уточненных деклараций с уменьшением суммы налога к уплате, и эти декларации могут относиться к периоду, находящемуся за пределами глубины налоговой проверки. "В этом случае налоговые органы не могут проверить правомерность уменьшения налога. ФНС предложила это законодательно ограничить, и мы на это согласились", - сказал И.Трунин.
/Интерфакс/