Борьба с инсайдом: еще не началась, но уже тормозится
Многострадальный проект закона об инсайде, уже несколько лет блуждающий по кабинетам чиновников, может опять увязнуть в согласованиях и доработках, на этот раз - в Госдуме
Москва. 12 марта. IFX.RU - Проект закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулировании рынком", в просторечии - закон об инсайде, один из самых многострадальных документов в современной истории отечественного нормотворчества, рискует вновь погрузить в пучину согласований.
Законопроект обсуждается еще с 1990-х годов, разные версии документа многократно вносились в Госдуму, но ни разу не прошли даже первого чтения. В прошлом году Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) вновь подняла знамя борьбы с недобросовестными носителями непубличной информации - президент и премьер благословили создание в России международного финансового центра, и одним из условий выполнения этой задачи было объявлено принятие закона об инсайде. Документ прошел через президиум правительства и в середине декабря внесен в Госдуму.
Однако, несмотря на политическую волю, триумфального шествия законопроекта по парламенту, судя по всему, ждать не стоит. Начавшееся обсуждение документа с депутатами и членами Совета Федерации свидетельствует о том, что от ФСФР потребуется не меньше терпения и упорства, чем при многолетнем обсуждении закона с министерствами и ведомствами.
Качественный продукт
"Этот проект закона разрабатывался больше шести лет, он только сейчас пришел в Госдуму. Поверьте, над ним очень серьезно работали. Это достаточно качественный продукт для принятия в первом чтении", - заявил заместитель руководителя ФСФР Александр Синенко в среду на заседании экспертно-консультационного совета фракции "Единая Россия", где обсуждался законопроект.
Он пояснил, что законопроект имеет универсальный характер и распространяется как на финансовые, так и на товарные рынки, поскольку использование инсайдерской информации и манипулирование - широко распространенные явления для этих рынков.
При этом законопроект не распространяется на отношения, связанные с действиями ЦБ по реализации денежно-кредитной политики и поддержанию курса рубля, а также на действия организаций в сфере управления государственным и муниципальным долгом.
А.Синенко отметил, что в проекте закона даются четкие определения манипулирования ценами и инсайдерской информации, описываются конкретные схемы манипулирования, вводятся прямые и четкие запреты на использование схем манипулирования и незаконной передачи инсайдерской информации. Законопроект предусматривает введение списка инсайдеров, которые эмитенты и иные заинтересованные лица будут представлять в ФСФР. При этом граждане, входящие в список, будут предупреждены об этом.
Через полгода после вступления в силу закона компании, владеющие инсайдерской информацией, будут обязаны создать структурное подразделение или назначить сотрудника, в обязанности которого будет входить надзор, контроль и предотвращение использования инсайда и манипулирования.
Кроме того, вводятся четкие обязанности организаторов торговли, поскольку они находятся наиболее близко к источникам информации: на них возлагаются обязанности, в том числе по предотвращению схем и уведомлению ФСФР о нестандартных сделках.
Проект закона вводит ряд мер по гражданско-правовой ответственности, в частности, обязанность лица возместить вред, причиненный в результате неправомерного использования инсайдерской информации или манипулирования ценами.
Вводятся полномочия ФСФР по обращению в суд для взыскания ущерба, а также в части проверок, контроля, надзора, получения объяснений от физических лиц и возможность в процессе контроля изымать средства технического фиксирования информации.
Замруководителя ФСФР напомнил, что в апреле вступит в силу закон, который вводит ответственность за манипулирование ценами на финансовых рынках. Также в Госдуму внесены поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие уголовную ответственность за манипулирование и использование инсайдерской информации.
"Важность закона об инсайде и его необходимость такова, что длительность его проработки в Госдуме, на мой взгляд, под вопросом", - заявил А.Синенко.
Качество которого вызывает сомнения
Участники экспертно-консультативного совета согласились с важностью принятия законопроекта. Однако у многих возникли вопросы, связанные с формулировками понятий и полномочиями ФСФР и правоохранительных органов.
Зампред профильного комитета Госдумы Лиана Пепеляева отметила, что представленный законопроект содержит оценочные категории и нечеткие формулировки, такие как "возможные" и "существенные".
Координатор экспертного совета фракции в Совете Федерации Сергей Иванов выразил мнение о том, что понятие инсайдерской информации в законе дано "чрезмерно широко" и нужно прописать его более конкретно и четко определить, что нужно считать инсайдерской информацией.
Также он считает, что список тех лиц, которые имеют отношение к информации такого рода необходимо сузить. "Мы против того, чтобы ничего не подозревающие лица становились инсайдерами и в отношении них в любой момент могло начаться преследование", - сказал он.
На "не точно проработанный понятийный аппарат" законопроекта и непроработанность его связи с другими законами также указал еще один участник совещания.
Замглавы ФСФР признал использование ряда оценочных понятий при описании схем манипулирования. По его словам, это вынужденная мера, потому что сфера очень сложная для регулирования. "Если нам поступят предложения о том, как избежать этого, мы будем рады попытаться исправить", - отметил А.Синенко.
Депутат Павел Медведев обратил внимание на поправку в "многострадальную" 26-ю статью закона о банках и банковской деятельности - статью о банковской тайне.
Он отметил, что в редакции законопроекта об инсайде эта статья гласит, что справки по операциям и счетам юрлиц и ПБОЮЛ выдаются банком органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.
"Если перевести на русский язык - они выдаются всегда, потому что органы вечно пресекают преступления", - резюмировал П.Медведев, призвав к большей осторожности.
Замглавы ФСФР, в свою очередь, сказал, что требования по налоговым преступлениям и сейчас есть в этой статье, ФСФР только ввела пункты по манипулированию и инсайду.
С.Иванов также выразил сомнение в целесообразности расширения полномочий ФСФР, в том числе в части предоставления ей банковской, коммерческой, служебной тайны, а также письменных и устных объяснений.
Без глубокой доработки не обойтись
"Проект закона в том виде, в котором он представлен, принимать нельзя, его нужно серьезно править", - выразил позицию Света Федерации С.Иванов. Он был единственным на совете, кто высказался против принятия законопроекта. Остальные участники согласились, что законопроект можно принять в первом чтении с условием "глубокой" доработки ко второму.
"Этот законопроект можно рекомендовать принять в первом чтении с последующей доработкой ко второму", - сказал заместитель директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития Ростислав Кокорев. При этом он отметил, что на начальном этапе "очень важно не ужесточать наказание сверх меры ". "Нужно сначала обкатать применение закона, посмотреть, как будут работать институты, не вводя слишком жестких санкций для того, чтобы не пострадали интересы невиноватых участников рынка", - заявил он.
В результате экспертно-консультативный совет принял решение о том, что необходимо провести парламентские слушания перед рассмотрением законопроекта в первом чтении. Возможно, руководителю ФСФР Владимиру Миловидову удастся ответить на все вопросы депутатов, и долгожданный закон, наконец, успешно пройдет по минному парламентскому полю.