Итоги 2017: НПФ "Недоверие"

Из-за громких скандалов пенсионные фонды понесли огромные репутационные потери

Итоги 2017: НПФ "Недоверие"
Фото: ТАСС, Александр Рюмин

Москва. 26 декабря. INTERFAX.RU - Жизнь российских негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в уходящем году была насыщенной. Реализовались два главных риска отрасли: огромные взаимные инвестиции фондов в активы своих и дружественных групп - из-за краха нескольких таких сторон НПФы понесли многомиллиардные убытки, которые впоследствии будут покрыты инвестдоходами других периодов. Второй риск - отсутствие поступления новых пенсионных накоплений из-за "заморозки" привело к ожесточенной конкурентной борьбе между фондами, в результате которой пострадали их клиенты.

Очевидно, что из-за громких скандалов 2017 года пенсионные фонды понесли огромные репутационные потери. И, несмотря на то, что регулятор и сам рынок оценивает состояние НПФов как устойчивое, а решение некоторых проблем отчасти найдено, пенсионной индустрии будет сложно восстановить доверие граждан и доказать, что их интересы превыше всего.

Инвестиции в связанные стороны

Потрясения в банковском секторе, а именно санация крупнейших частных игроков - банка"Открытие" , Бинбанка и Промсвязьбанка , ударной волной прошлись по негосударственным пенсионным фондам.

В мае Центральный банк впервые озвучил объем вложений крупнейших НПФов в активы своих и дружественных финансовых групп - 40-45% портфеля пенсионных накоплений (всего в НПФах находится более 2 трлн рублей). При этом регулятор убеждал, что системных рисков в этом нет, главное - это кредитное качество активов. Но к осени риски взаимных вложений реализовались, принесли НПФам убытки, а некоторые фонды и вовсе попали под санацию Банка России. В результате, теперь порядка 65% рынка пенсионных накоплений находится под управлением государственных и квазигосударственных структур.

В конце августа ЦБ объявил о санации банка "Открытие" через Фонд консолидации банковского сектора. В периметр санации вошли все активы "Открытия" - "Росгосстрах" , банк "Траст" (сам находившийся на санации), "Росгосстрах банк", НПФ "ЛУКОЙЛ-гарант", НПФ Электроэнергетики, НПФ "РГС" и "Открытие брокер", а также "Точка" и Рокетбанк. За несколько дней до объявления о санации банк "Траст" выкупил акции "Открытия" на 40 млрд рублей у трех НПФов - "РГС" (4,97% акций банка), "Электроэнергетики" (4,86%) и "ЛУКОЙЛ-Гаранта" (2,99%). Одновременно с этим проходили корпоративные процедуры, благодаря которым НПФы официально вошли в состав группы "Открытие".

Акционером банка "Открытие" был и НПФ "Будущее" Бориса Минца. Фонду принадлежало 4,1% акций банка "Открытие". Акционеры и менеджмент фонда считают, что "Траст" должен был выкупить акции банка и у него, поскольку доля "Траста" в "Открытии" достигла 75%, что является основанием для выставления оферты. Но "Траст", а по сути, временная администрация, заявили, что этот рубеж для выставления оферты не был преодолен и основания для оферты нет.

В конце октября НПФ "Будущее" и две его управляющие компании подали иск в Арбитражный суд Москвы к "Трасту" по акциям "Открытия" на сумму 12,6 млрд рублей. Судебная тяжба продолжается. В суде представитель НПФ "Будущее" сообщил, что ЦБ по запросу фонда подтвердил нарушение "Траста" и его обязанность 28 августа сделать обязательное предложение. Но капитал банка "Открытие" уже списан.

Обсуждая эту ситуацию в кулуарах, участники пенсионного рынка упрекали временную администрацию банка "Открытие" за то, что эти сделки выглядели как действия обычного участника рынка в интересах некоторых фондов. При этом первый зампред ЦБ Сергей Швецов посоветовал акционерам НПФов, понесших убытки от таких инвестиций, сменить менеджмент за неэффективное управление активами.

Акции и облигации "Открытия" были также у НПФ "Сафмар".

Буквально через месяц после санации "Открытия" было объявлено о спасении через Фонд консолидации банковского сектора второго крупного банка - Бинбанка. Рынок ожидал, что схема будет такой же, как и с "Открытием". Но страховая компания ВСК и НПФы группы "Сафмар" (ранее принадлежавшей семье Гуцериевых-Шишханова, а теперь только Гуцериевым), не вошли в периметр санации, поскольку их связь с банком была не столь велика и они не нуждались в санации.

Банк России оценил чистый убыток нескольких крупных НПФов за 9 месяцев 2017 года, связанный с переоценкой ценных бумаг санируемых банка "Открытие" и Бинбанка и их дочерних компаний, в размере 24 млрд рублей.

Перед Новым годом, в середине декабря, было объявлено о третьей санации - Промсвязьбанка. Его акционерами были три негосударственных пенсионных фонда - "Будущее" (10%), "Сафмар" (6,19%) и "Доверие" (входит в группу "Сафмар", 3,81%). "Будущее" и фонды "Сафмар" приобрели по 10% акций банка в 2015 году у компании Promsvyaz Capital братьев Алексея и Дмитрия Ананьевых, заплатив за пакеты по 6,9 млрд рублей каждый. Эти средства были направлены в капитал банка.

Накануне санации фонды успели продать акции банка на "Московской бирже". Исходя из котировок, 10-процентный пакет акций Промсвязьбанка в тот день мог быть оценен 8,3 млрд рублей. Позже зампред ЦБ Василий Поздышев сообщил, что пенсионные фонды вместо акций, по которым есть риск списания в ходе санации банка, получили облигации того же Промсвязьбанка, в случае финансового оздоровления они не подвергаются никакому риску, кроме обычного рыночного риска. ЦБ заявил, что проверяет, не на средства ли самого банка были заключены эти сделки, а также не было ли здесь инсайдерской торговли.

Через неделю после старта санации ЦБ вышел с новым заявлением - акции Промсвязьбанка были выкуплены у ряда НПФ за день до объявления о санации за счет депозитов, размещенных в банке их управляющей компанией. Пенсионные фонды это опровергли. Пока неизвестно, чем закончится разбирательство по этим сделкам.

Пенсионные фонды заходили в капиталы банков в 2015 году, когда последние остро нуждались в докапитализации. Как отмечали эксперты на рынке, фонды делали инвестиции, например, в Промсвязьбанк, исходя из оценки банка в один капитал, тогда как оценка торгуемых банков на тот момент была существенно ниже. Менеджеры НПФов объясняли такие инвестиции тем, что они верят в хорошие перспективы банковского сектора, который обычно первым восстанавливается после экономического кризиса. Регулятор в 2015 году заявлял, что оценка в один капитал является справедливой с точки зрения долгосрочной инвестиции, с учетом того, что "ситуация в банковской сфере улучшается".

Теперь же, когда вложения пенсионных фондов превратились в убытки, первый зампред ЦБ Сергей Швецов сказал, что это были ошибочные инвестиции, но это часть бизнеса. "Сами по себе потери пенсионных фондов являются нормальной составляющей любого инвестиционного процесса. Не бывает инвестиций, которые носят рискованный характер (а профессиональные инвестиции позволяют принимать больше рисков в целях получения большего дохода), со 100%-м результатом", - сказал С.Швецов, отметив, что для застрахованных лиц важен итоговый результат, а не какая-то конкретная инвестиция.

"Крупнейшие игроки пенсионного рынка находятся под давлением этих событий, а именно хода санации банков, и решения ЦБ РФ здесь будут иметь стратегические последствия для развития рынка НПФ. В частности, нам пришлось бороться за свои права в суде", - сказала генеральный директор ФГ "Будущее" Марина Руднева.

По мнению главы Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) Сергея Белякова, ситуация с "Открытием" обнажила системную проблему - положение финансового института "too big to fail" может трансформироваться в ситуацию "too big to survive", когда накопленные проблемы приобретают необратимый характер и с ними нужно что-то делать. Пока есть один вариант - санация при помощи ЦБ, чтобы не допустить коллапса на рынке.

"ЦБ перенастраивает систему регулирования, но тут вопрос к тому, в каком состоянии экономики мы находимся. Мне кажется, что подчеркнуто оптимистический тон официальных спикеров на тему состояния финансового рынка не должен вводить в заблуждение. Есть огромное количество проблем, которые нужно решать - это объем рынка, качество активов, куда мы инвестируем", - сказал Беляков.

Однако он отметил, что в историях с "Открытием" и Бинбанком у пенсионных фондов этих групп было меньше проблем, по сравнению с банками, во втором случае даже не потребовалось заводить фонды в периметр санации.

"Заморозка" продолжается, ИПК отложено

Казалось бы, рынок давно привык к "заморозке" пенсионных накоплений, которая впервые была введена в 2014 году, но опрошенные агентством "Интерфакс" участники все равно отметили продление этого решения как один из основных негативных факторов для развития индустрии НПФ.

"Главным разочарованием 2017 года стало очередное замораживание, а фактически, отказ от накопительной пенсионной системы и отсутствие реальной пенсионной стратегии дальнейшего развития", - сказал первый вице-президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Сергей Эрлик.

В прошлом году была надежда, что в 2017 году удастся принять новую пенсионную систему - индивидуальный пенсионный капитал (ИПК). Но из-за разногласий у ЦБ и экономического блока правительства с социальным блоком не удалось даже согласовать концепцию законопроекта. Глава совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин сообщил, что законопроект об ИПК отложен из-за электорального цикла в России, но он на 80% уверен, что после выборов президента система ИПК будет принята.

"Один из ключевых вызовов для нас - нерешенность вопроса конфигурации новой системы. С 2023 года начнутся массовые выплаты пенсионерам в системе ОПС, а приток средств на рынок до сих пор не обеспечен и поддерживается только за счет инвестдохода и перехода в НПФ клиентов-молчунов. Но мы понимаем, что это ничто по сравнению с регулярными взносами работодателей или самих граждан", - сказала Руднева.

Несмотря на то, что "заморозка" плохо влияет на НПФы, свои обязательства перед клиентами они смогут выполнить. По словам Белякова, анализ АНПФ показал, что, несмотря на "заморозку" пенсионных накоплений, НПФы справятся с обязательствами по выплате клиентам средств, значительный объем которых придется уже на начало 2020-х годов.

"Наша оценка однозначна - это решение вредное для граждан, экономики и пенсионной системы. Но оно не скажется на обязательствах фондов по выплатам гражданам-клиентам НПФ, первый пик которых придётся на 2022-й год. Фонды научились управлять эффективно деньгами, показывая необходимый уровень доходности и распределяя возможности по обеспечению выплат на длительном периоде, то есть тезис о том, что пенсионные фонды выглядят сейчас сомнительно или генерируют какие-то риски для застрахованных лиц или для экономики, несостоятельны", - утверждает Беляков.

Борьба за клиентов и их деньги

Бизнес-модель негосударственных пенсионных фондов рассчитана на регулярное поступление новых пенсионных накоплений, управление только текущим инвестиционным портфелем позволит лишь покрывать издержки существования системы. Поскольку "заморозка" пенсионных накоплений в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) продолжается, а новая система индивидуального пенсионного капитала в этом году так и не была принята, то фондам приходится вести тяжелую борьбу за приток новых средств в свой фонд.

Все предыдущие годы фонды фактически отнимали клиентов у государственной управляющей компании - ВЭБа, но, по оценкам экспертов, потенциал "молчунов" подходит к концу и фонды вынуждены биться за клиентов друг с другом.

Переходная кампания-2016, итоги которой стали известны весной 2017 года, оказалась, пожалуй, самой скандальной за всю историю рынка НПФ.

В 2016 году в Пенсионный фонд РФ получил 12 млн заявлений граждан о смене страховщика по обязательному пенсионному страхованию - переходе из НПФа в НПФ, из ВЭБа в НПФ, управляющую компанию или обратно в ВЭБ. При этом чуть ли не половина этих заявлений фактически была отправлена в корзину. Положительные решения были приняты лишь по 6,5 млн заявлений (54,2% от принятых к рассмотрению заявлений). 72% заявлений были связаны с переходом из ВЭБа в НПФ, четверть заявлений на переход из одного НПФа в другой.

ПФР объяснил, почему было так много отказов в удовлетворении заявлений: во-первых, было много заявлений граждан с более поздней датой, что аннулировало предыдущие заявления. Во-вторых, были случаи, когда заявление подано гражданином, но уведомление НПФа о вновь заключенном застрахованным лицом договоре ОПС в ПФР не поступало.

По итогам переходной кампании граждане подали рекордное количество жалоб в Банк России на действия НПФов - за период с середины апреля по конец ноября 2017 года поступило около 7,9 тыс. обращений в отношении НПФов, что в несколько раз больше, чем за предыдущие годы. В основном граждане жаловались на незаконный перевод пенсионных накоплений из одного НПФ в другой либо удержание средств у текущего страховщика, а также на потерю инвестиционного дохода при переходе. ЦБ пока разбирается с этими жалобами, но вернуть свои накопления в прежний НПФ граждане могут только по решению суда.

Назрел конфликт - фонды стали обвинять друг друга в недобросовестности. Естественно, в публичном пространстве НПФы не выступали с критикой конкретных коллег. Но рынок разделился на два лагеря - фонды, которые работают в связке с банками с разветвленной сетью, и фонды, у которых такой сети нет, но есть активные агенты. Первые обвиняли коллег в недобросовестном удержании клиентов, в частности, написании от их имени второго заявления, из-за которого были аннулировано первое, а также в агрессивных действиях агентов по переманиванию граждан. Вторые пеняли на то, что конкуренты почти автоматически переводят граждан к себе, не предупреждая о возможных потерях доходов, когда те обращаются за кредитом или другой банковской услугой.

Очевидно одно - пенсионные фонды действовали в своих интересах, и ни первые, ни вторые не были озабочены информированием граждан о возможных потерях инвестиционного дохода от досрочного перехода. Об этом говорит статистика - большинство граждан - 99,2%, написали в 2016 году заявления о досрочном переходе, что означает, что они перешли с потерей инвестиционного дохода. ПФР оценивает эти потери суммой в 46 млрд рублей.

В середине года Счетная палата опубликовала результаты проверки нескольких НПФов и системы переходов. Оказалось, что принятие Пенсионным фондом РФ от аккредитованных удостоверяющих центров заявлений о смене страховщика несет в себе риски фальсификации заявлений от имени застрахованных лиц.

Было выявлено несколько схем, препятствующих реализации права граждан на смену страховщика. Например, установлены массовые поступления в ПФР в один и тот же день двух заявлений от удостоверяющих центров на одно и то же застрахованное лицо - о смене страховщика и о переходе к действующему страховщику, которого застрахованное лицо предполагало сменить. Также были установлены факты поступления в ПФР дублирующих заявлений на одно и то же застрахованное лицо. При этом согласно действующему законодательству, при поступлении в один день нескольких заявлений от одного застрахованного лица ПФР должен отказать в их рассмотрении.

Результаты этой проверки заставили ПФР перестать принимать заявления через удостоверяющие центры и, по сути, вернуться к заявлениям на бумажном носителе, что практически остановило продажи НПФов. ПФР за 10 месяцев 2017 года получил 4,6 млн заявлений от граждан, большинство из них пришло до блокировки работы удостоверяющих центров.

Регуляторы системы обязательного пенсионного страхования - Центральный банк и Минфин, заявляли, что действующая модель переходов порочна и ее нужно срочно менять. Их идея заключалась в том, чтобы человек при переходе из НПФа в НПФ обращался не к новому страховщику, который заинтересован в том, чтобы его переманить любой ценой, а к старому, который подробно расскажет ему о рисках потери инвестиционного дохода при досрочном расторжении контракта. Участники рынка, депутаты и регуляторы долго дискутировали на тему концепции переходов.

К концу года был разработан законопроект, в котором предполагается, что гражданин будет подавать заявление на портале госуслуг, при этом у него будут отображаться сумма потерь инвестдохода по законченному году, а также предупреждение, что она может быть выше с учетом незаконченного года. Если гражданин все же решится сменить страховщика, то его заявление попадет одновременно к будущему и текущему страховщикам, а также в ПФР. До 31 декабря года подачи заявления будет период охлаждения - человек может отказаться от перехода.

Замысел авторов законопроекта в том, что у текущего страховщика есть все возможности дозвониться до клиента и его предупредить о возможных потерях и уговорить его остаться в фонде. Предполагается, что законопроект будет принят в ближайшее время.

ПФР считает, что новая система не решит эту проблемы, потому что гражданин все равно будет взаимодействовать с новым страховщиком, а когда с ним попытается связаться его текущий фонд, он будет бегать от него "как черт от ладана". Марина Руднева согласна с тем, что законодательно не появляется обязанность обращения к текущему страховщику, и это по-прежнему может создавать условия для неправомерных переходов. Однако ФГ "Будущее" в целом не против предложенной конфигурации законопроекта, но при условии, что вместе с информацией о подписании застрахованным лицом заявления о переходе, текущий страховщик будет получать актуальные контактные данные такого застрахованного лица из портала госуслуг.

Большинство участников рынка все же убеждены в том, что система станет гораздо прозрачнее, цивилизованнее и сузит возможности для недобросовестной конкуренции и для неправомерных переводов граждан.

По словам гендиректора НПФ "Сафмар" Дениса Сивачева, при досрочном переходе в 2017 году максимальные потери инвестдохода - за три года (2015-2017) - будут у тех, кто держал свои накопления в одном фонде с 2015 года. Они могут исчисляться 20-30% от суммы накоплений на счете. Например, начисленная на счета клиентов доходность за 2015-2016 годы составляла, в зависимости от НПФ, 17-27%. Добавьте к этому результат, который будет получен по итогам 2017 года.

"Потерять треть суммы на счете - это довольно дорогая цена за досрочный переход. Люди осознают это, когда узнают конкретные суммы потерь", - считает Сивачев.

В рамках нового порядка при подаче гражданином заявления о переходе из одного НПФ в другой информация о сумме возможной потери инвестдохода не сможет остаться для него незамеченной, говорит глава "ВТБ Пенсионный фонд" Лариса Горчаковская. К тому же о намерении гражданина покинуть фонд будет знать текущий страховщик, который будет заинтересован в том, чтобы еще раз обратить внимание своего клиента на размер инвестдохода, который он может потерять.

"Досрочные переходы - это очень важный вопрос. Для отдельных застрахованных лиц, у которых достаточно крупные суммы пенсионных накоплений на счетах и достаточно большой инвестиционный доход, такие переходы чреваты потерями. Но мы также знаем последнюю статистику по доходности фондов и видим, что некоторые НПФы показывают отрицательную доходность, и тогда клиентам нет смысла оставаться в своем фонде, поскольку его деньги не прирастают", - сказала Горчаковская, отметив, что процесс перехода из одного НПФа в другой станет более прозрачным и понятным, прежде всего, для самого клиента.

Что ждет фонды в 2018 году

В следующем году Банк России продолжит ужесточать регулирование пенсионных фондов, в частности, сокращать лимиты на вложения в банки и связанные стороны.

Будет введена фидуциарная ответственность собственников пенсионных фондов за результаты инвестирования пенсионных накоплений, и в случае неудачных инвестиций владельцы должны будут возместить убытки клиентам из своего кармана. Это заставит НПФы более тщательно относиться к риск-менеджменту. Одновременно с этим будет введена новая система вознаграждения пенсионных фондов, которая позволит фондам брать комиссию не только за "успех", но и за управление пенсионными накоплениями.

"Когда пенсионный фонд завязан на ежегодный результат и под угрозой стоит операционная деятельность, фонд, естественно, начинает учитывать это в своей стратегии. Новая система вознаграждения позволит фондам чувствовать себя более уверенно в отладке операционных процессов. Менеджмент фондов будет более спокоен за финансовую устойчивость своей компании, потому что у нее будет запас прочности, который не будет зависеть ни от колебаний рынка, ни от неправильно выбранной инвестиционной стратегии, ни от результатов переходной кампании", - сказал глава НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" Денис Рудоманенко.

Также Банк России водит новый инструмент - обязательное стресс-тестирование, через него он сможет управлять соотношением риск/доходность по портфелям, в том числе регулировать риски на вложения в связанные стороны, в отдельные сектора экономики, что также должно снизить риски инвестирования. Если результаты тестирования не будут положительными, то фонды будут вынуждены менять свои стратегии и лимиты.

По мнению Эрлика, важнейшим вызовом индустрии станет проверка достаточности средств для деятельности НПФов с применением новой системы вознаграждения. Внедрение новой системы вознаграждения совпадает по времени с ростом затрат фондов, связанных с регуляторными требованиями (единый план счетов, МСФО, XBRL, стресс-тестирование). Эти обстоятельства в 2018 году будут способствовать консолидации рынка, организации работы по сокращению издержек.

Кроме того, пенсионные фонды в 2018 году должны будут раскрывать состав своих инвестиционных портфелей. Новая система переходов также призвана повысить прозрачность деятельности фондов.

Руднева назвала одним из вызовов 2018 года преодоление недоверия граждан к пенсионной системе в целом - система менялась столько раз, что недоверие людей к институту негосударственных пенсионных фондов оправдано. По ее мнению, чтобы его вернуть, нужно сделать процедуру переходов ясной, понятной и управляемой каждым человеком лично, установить раз и навсегда правила игры и возобновить приток средств на счета граждан, определиться с ограничениями на инвестирование, чтобы фонды могли зарабатывать, не рискуя доходностью и сохранностью средств.

С ней согласен президент Ханты-Мансийского НПФ Алексей Охлопков.

"Я думаю, самое главное для пенсионных фондов - вернуть доверие людей, потому что сейчас оно сильно подорвано из-за тех скандалов, которые возникли с переходами. Нужно стабилизировать ситуацию по переходам, прийти к устраивающему всех и минимизирующему риски варианту системы переходов, например, через портал госуслуг", - сказал А.Охлопков.

Главное, что должны делать пенсионные фонды для восстановления доверия к индустрии и не только в 2018 году - это работать действительно в интересах почти 35 миллионов граждан, выбравших их - ответственно управлять пенсионными накоплениями, давать им необходимую информацию при заключении договора, а не только действовать, исходя из своих бизнес-интересов.

А для граждан все события 2017 года - хороший повод задуматься о том, что их ждет, когда придет время пенсии, как формировать свои накопления, а также более тщательно подходить к выбору финансового института.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });