Важно
Путин заявил, что после ударов западными дальнобойными ракетами конфликт приобрел элементы глобального характера

Итоги 2015: Порты сыграли на форексе

Пока все сектора транспортной отрасли России с грехом пополам боролись за выживание на фоне кризиса, стивидоры отмечали рост загрузки портовых мощностей

Итоги 2015: Порты сыграли на форексе
Фото: ТАСС, Лев Федосеев

Москва. 28 декабря. INTERFAX.RU – 2015 год оставил очень сильный отпечаток на транспортной отрасли России. Авиационный сектор - банкротство "Трансаэро", санация "ЮТэйра", потеря крупнейших туристических рынков. Железная дорога - падение погрузки, отставка непотопляемого железнодорожника Владимира Якунина. Автотранспорт - митинги дальнобойщиков против системы "Платон", ошеломляющее падение продаж автомобилей, уход с рынка General Motors.

На этом фоне стивидорный сектор - как белая ворона, на которую обратил внимание даже президент России. Порты, впрочем, не производят грузы, которые через них проходят, и ситуация в отрасли - это отражение структуры внешнеторгового оборота. Вводятся ограничения, слабеет рубль - падает импорт, но воодушевленные своей возросшей вдруг из-за валютных курсов конкурентоспособностью экспортеры без устали загружают портовые мощности.

Спад импорта не испортил картину

"Кстати говоря, обращаю внимание вот на что: за январь-сентябрь объём перевалки грузов в российских портах увеличился на 3%", - заявил Владимир Путин на итоговой пресс-конференции, приводя признаки оздоровления экономики.

По итогам 11 месяцев такой же рост - плюс 3%, до 609 млн тонн. Растут как сухие грузы (плюс 1,1%), так и наливные (плюс 4,6%). Драйверами по сухим грузам стали уголь, зерно, черные металлы, минудобрения, по наливным - нефть, нефтепродукты, сжиженный газ. То есть, как всегда выросла перевалка грузов, связанных с экспортом (+5,5%, до 488 млн тонн) и немного за счет каботажа (+3,8%, 46,5 млн тонн).

Импорт же просел почти на четверть, до 30 млн тонн. Как следствие - обвалилась и перевалка контейнеров, которая является крупнейшей позицией импорта в российских портах. По итогам 11 месяцев контейнерооборот упал на 15,2%, до 36,6 млн тонн. Это серьезно ударило по игрокам этого бизнеса. Чистая прибыль по МСФО крупнейшего контейнерного оператора РФ группы Global Ports за I полугодие упала в 2,6 раза, до $25,4 млн, выручка - на 25%, до $214 млн. Группе пришлось урезать капзатраты и отказаться от дивидендов.

Диверсифицированные компании или компании, работающие на экспорт, чувствуют себя существенно лучше. Крупнейшая российская стивидорная группа "Новороссийский морской торговый порт" за 10 месяцев увеличила перевалку на 4%, до 116 млн тонн. Чистая прибыль группы по МСФО за 9 месяцев выросла в 15,5 раза, до $156,5 млн, EBITDA - на 8,3%, до $488 млн, выручка упала на 12,3%, до $655 млн. При этом НМТП не просто сохранил дивиденды на уровне прошлых годов, но и увеличил их. Менеджмент заявлял, что группа готова выплачивать по $100 млн дивидендов ежегодно.

В целом отрасль чувствует себя неплохо: никто не обанкротился, господдержки никто не просит, митингов не устраивает.

Впрочем, на рынке есть и черные пятна. Крупные стивидорные проекты из-за экономической ситуации так и не стартовали. Не было подписано ни одного концессионного соглашения с инвесторами по порту Тамань (планируемая мощность перевалки 90 млн тонн в год). Другой амбициозный проект на $1-1,2 млрд "Большой порт Зарубино" (группы "Сумма") с грузооборотом 60 млн тонн в год тоже пока остается проектом. Как отметил замминистра транспорта Виктор Олерский, "Зарубино" "долго буксует" и без федеральной поддержки вряд ли его можно будет реализовать.

НМТП нашел консенсус

Для главного игрока - НМТП - уходящий год в целом оказался позитивным. И дело даже не столько в операционных и финансовых показателях, сколько в окончании споров по поводу раздела бизнеса. По крайней мере, на какое-то время.

Весь 2014 год группу окружали разговоры о возможном разделе активов между основными акционерами: "Сумме" Зиявудина Магомедова терминалы сухих грузов, госмонополии "Транснефть" - наливные. Тогда вопрос казался уже фактически решенным, назывались схемы сделки и возможные суммы, все как будто только ждали отмашки. Но ее все не было.

В начале 2015 года ясности больше не стало. Ни чиновники, ни акционеры ничего конкретного не говорили, а возможные сроки решения вопроса постоянно переносились. Складывалось ощущение, что затея с разделом явно не находит отклика в высших эшелонах власти.

В конце концов точку в этом вопросе решились поставить сами акционеры на годовом собрании акционеров в Новороссийске 30 июня. Несмотря на длившийся корпоративный конфликт между "Транснефтью" и "Суммой", который чуть не закончился разделом, прибывшие на собрание представители компаний были приветливы друг к другу. Вице-президент Транснефти" Максим Гришанин (действующий глава совета директоров НМТП) и представитель "Суммы" Марат Шайдаев (бывший глава совета директоров НМТП) добродушно поприветствовали друг друга и обнялись как старые добрые друзья. А спустя несколько минут Максим Гришанин на заседании заявил: пока планов раздела нет.

На этой позитивной ноте в должность гендиректора группы вступил Султан Батов - ставленник "Суммы", а сама группа одобрила щедрые дивиденды, в 10 раз превышающие предыдущие выплаты.

Первое стивидорное IPO с 2011 года

Хорошо закончился год у еще одного новороссийского стивидора - ПАО "Новороссийский комбинат хлебопродуктов" (НКХП), специализирующегося на экспорте сельхозпродукции. НКХП в декабре уходящего года провел первичное размещение акций на "Московской бирже". Это стало первым IPO на стивидорном рынке с 2011 года, когда разместился Global Ports.

Цена акции в рамках размещения составила 512 рублей, близко к верхней границе ценового диапазона, который составлял 444-518 рублей. В рамках IPO 10,8% уставного капитала НКХП продал миноритарный акционер компании - Belcarra Services Ltd. Цена пакета составила 3,7 млрд рублей, всей компании - 34,5 млрд рублей.

Впрочем, нельзя сказать, что все прошло идеально. НКХП собирал книгу заявок почти месяц, с 17 ноября. Изначально компания планировала провести прайсинг 24 ноября, затем сдвинула срок на 25 ноября, потом на 1 декабря, 8 декабря и 15 декабря. Задержка была вызвана неопределенностью на рынке из-за осложнений российско-турецких отношений. Однако это не отпугнуло инвесторов, и IPO в итоге состоялось.

Одной из сильных сторон НКХП является дивидендная политика, которая предполагает выплату до 100% прибыли за предыдущий год. Слабой стороной - монолитность груза, зависимость от урожайности. В неурожайные годы на показатели компании может негативно повлиять не только существенное сокращение объемов зерновых, остающихся для экспорта, но и потенциальное введение более высоких экспортных пошлин.

В любом случае, с рисками или без, финпоказатели НКХП выглядят очень привлекательно. По сути этот высокомаржинальный бизнес как "дойная корова": выручка в 2014 году 3 млрд рублей, чистая прибыль - 1,3 млрд рублей, EBITDA - 1,7 млрд рублей.

Успешно привлек средства с рынка еще один новороссийский портовый оператор "ДелоПортс" Сергея Шишкарева. В ноябре группа разместила 10-летние бонды на 3 млрд рублей.

"Звездный" подарок Путина

Положительно заканчивается 2015 год и для крупнейшего российского судостроительного проекта - верфи "Звезда" (общий объем финансирования 146 млрд рублей). Несколько лет ПАО "ОСК" (бывший контролирующий акционер "Звезды" через ОАО "ДЦСС") бился за госфинансирование проекта через ФНБ, но без толку, рассказывал в апреле журналистам глава ОСК Алексей Рахманов, убедить Минфин и Минэкономразвития так и не удалось.

Затем за дело взялась "Роснефть", которая получила долю и фактический контроль в ДЦСС (совместно с Газпромбанком). Нефтяная компания запросила из ФНБ 89 млрд рублей. Снова без результата. Государство упорно не хотело расставаться с деньгами фонда.

Между тем сроки строительства снова и снова срывались. И заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин снова и снова устраивал разнос.

Наконец вопрос решил президент России. "Мною принято решение с целью ускорения модернизации дальневосточного судостроительного комплекса "Звезда" инвестировать из ресурсов компании "Роснефтегаз" 60 млрд рублей", - заявил Путин на в сентябре на первом восточном экономическом форуме во Владивостоке.

Там же на форуме, видимо, от радости глава "Роснефти" Игорь Сечин заявил, что средства Фонда национального благосостояния для "Звезды" больше не понадобятся.

Однако в тот же день во Владивостоке прошло совещание по развитию судостроения с участием помощника президента РФ Андрея Белоусова и выяснилось, что Сечин поторопился: средства ФНБ на "Звезду" все же понадобятся. Примерно 20 млрд рублей "придется все-таки брать из ФНБ", сказал Белоусов.

Между тем, "Роснефтегаз" в декабре уже выделил 30 млрд рублей. Остальные 30 млрд рублей "Звезда" получит в следующем году.

Впрочем, успехи судостроителей не очень воодушевляют Минэнерго. Источники "Интерфакса" говорили, что министерство критично высказалось в отношении возможностей отечественного судостроения. Минэнерго считает, что российские судостроители сегодня не имеют возможности и опыта постройки "под ключ" целого ряда высокотехнологичных продуктов, таких как крупнотоннажные суда (особенно плачевная ситуация с газовозами СПГ) и ледостойкие платформы, и в ближайшее время ситуация вряд ли изменится. Поэтому, отмечает министерство, обязывать добывающие компании заказывать эти виды судов в России нецелесообразно.

И тут возникает классический замкнутый круг: заказывать суда серийно нельзя, потому что нет компетенций, компетенции не появятся, если не заказывать суда.

Пока на "Звезде" заказ сделала только сама "Роснефть": два судна-снабженца и опцион еще на два.

Предпродажная пятилетка "Совкомфлота"

"Есть позиция именно в этом году продать (25% "Совкомфлота")", - говорила в 2011 году Эльвира Набиуллина, тогдашний министр экономического развития.

С тех пор позиция продать "Совкомфлот" озвучивалась каждый год на разный лад.

2012 год, Эльвира Набиуллина: "В любом случае надо его ("Совкомфлот" - ИФ) готовить к продаже. Цену в любом случае надо будет делать актуализированную при размещении, но, на мой взгляд, в этом году (необходимо приватизировать - ИФ)".

2012 год, занявший место Набиуллиной Андрей Белоусов: "Если в текущем году наиболее значимым событием была приватизация Сбербанка, то в следующем году это будет проведение IPO "Совкомфлота" - крупнейшая сделка, которая, мы считаем, должна стать знаковой для российской приватизации".

2013 год, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев: "Я надеюсь, что мы выйдем на те целевые показатели, которые наметили, и сможем заработать на приватизации даже больше, чем в прошлом году. Речь идет о нашей крупнейшей судовладельческой компании "Совкомфлот", о нашем крупнейшем государственном банке и о целом ряде других крупных активов".

2014 год, глава Росимущества Ольга Дергунова: "Во втором квартале будет лучшая готовность уже агентов, например, по сделке "Совкомфлота"…. Мы сейчас в фазе подготовки всех этих сделок. Со второго квартала они начнут совершаться".

В 2015 году некоторые чиновники перешли на астрологическую риторику, давая понять, что земных причин для откладывания приватизации уже не осталось. "Если Земля не налетит на небесную ось, то мы ожидаем приватизации "Совкомфлота" (в 2016 году - ИФ)", - заявил замминистра финансов Алексей Моисеев в начале декабря.

"Надо понимать, что мы находимся в длительном периоде, когда цены будут ниже пиковых периодов, значит, надо с этим жить, принимать новую реальность", - сказал чиновник

Однако реальность Минфина устраивает не всех.

Замминистра транспорта Виктор Олерский парировал заявление Алексея Моисеева: продажа компании не должна быть самоцелью. "Сегодня вроде и рынок хороший, но householder'ов американских нет, которые всегда основные покупатели публичных компаний", - заявлял чиновник. Когда нет потенциальных покупателей, "наверное, можно подождать", сказал замминистра и призвал сохранять в этом вопросе "здравый смысл". Следом за представителем Минтранса выступила глава Счетной палаты Татьяна Голикова: "Сейчас я вижу заявления наших коллег из правительства, что, несмотря на экономическую ситуацию, мы все равно активы "Совкомфлота" реализуем. Я придерживаюсь позиции, что мы не можем это делать любой ценой, мы должны соотносить решение по реализации со стоимостью, которую мы можем за эти активы получить". А в нынешних рыночных реалиях установка "не продавать дешево" сулит еще не один год ожидания и дальнейшего пополнения цитатника о приватизации "Совкомфлота".

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });