Российский рынок планшетов достиг насыщения
В 2014 году планшеты впервые продемонстрировали двузначный темп роста вместо трехзначного, а в январе 2015 года рынок показал снижение в натуральном выражении
Москва. 23 марта. INTERFAX.RU - Российский рынок планшетов достиг насыщения - в начале этого года на фоне кризиса продажи рухнули более чем на четверть. Однако за пять ближайших лет они могут вырасти на 56% - такой прогноз дают эксперты исследовательской компании J'son & Partners (J&P), по их мнению, продажи планшетов в России в 2019 году составят 14,5 млн штук против 9,3 млн в 2014 году.
По итогам 2014 года планшеты впервые продемонстрировали двузначный темп роста (около 33%) вместо трехзначного, тогда как в 2013 году они выросли на 125%", - сообщила "Интерфаксу" представитель ритейлера "Связной" Мария Заикина.
В январе 2015 года рынок впервые показал снижение в натуральном выражении - на 27%, сказал исполнительный вице-президента "Евросети" Виктор Луканин.
В денежном выражении падение составило 37% по сравнению с январем прошлого года, сообщил он. При этом первое падение выручки от реализации планшетов было зафиксировано еще в мае 2014 года - на 7%.
По словам Луканина, снижение связано с перенасыщением рынка. По данным "Евросети", в прошлом году российский рынок планшетов увеличился на 34% в натуральном выражении, до 9,4 млн устройств, и упал на 2% в денежном выражении, до 81 млрд рублей.
Рост продаж устройств в прошлом году, по словам Луканина, происходил за счет моделей с поддержкой 3G (66% продаж в количественном выражении и 51% - в денежном). При этом доля 4G-планшетов сократилась до 12% в натуральном выражении и выросла до 30% в денежном. Средняя стоимость планшета, по оценке "Евросети", в прошлом году составила 8,8 тыс. рублей.
"Несмотря на то, что средние цены двух товарных направлений, смартфонов и планшетов, практически выровнялись, в 2014 году приобретать планшеты стали реже, чем в 2013 году. В 2013 году на каждый проданный планшет приходилось 2,8 смартфона, в 2014 году - уже 3", - сказал Луканин.
Оценки "Связного" в целом совпадают с данными "Евросети": в прошлом году в России было реализовано 9,2 млн планшетов на сумму порядка 81 млрд рублей. Оборот от продаж планшетных компьютеров остался на уровне 2013 года. Средний чек составил чуть менее 9 тыс. рублей, полагает "Связной".
Рост проникновения планшетов в России превышает мировой показатель. По данным Gartner, в России на один планшет приходится 3 смартфона, при этом в мире на один планшет приходится 5 "умных" телефонов.
По словам Заикиной, высокий уровень проникновения планшетов объясняется развитием "бюджетного" сегмента устройств. К концу 2014 года доля планшетов стоимостью менее 10 тыс. рублей составляла порядка 75% рынка в штуках и около 40% - в рублях. При этом наибольший рост (более чем в 2 раза) показали планшеты стоимостью до 5 тыс. рублей.
По мнению аналитиков J&P, главной причиной снижения стоимости планшетов является рост доли российских и китайских производителей, а также доли субсидированных продаж устройств под брендами мобильных операторов.
"В 2015 году продолжится тренд популярности В-брендов. Также рост продаж планшетов может происходить в населенных пунктах с населением менее 1 млн жителей, где рынок еще не перешел в фазу зрелости", - считает Заикина. К популярным В-брендам она отнесла, в частности, российского производителя Explay, который в III квартале обогнал Apple по продажам в штуках.
В 2014 году количество проданных планшетов в розничной сети ОАО "Мобильные Телесистемы" (МТС) увеличилось в 3,4 раза, ОАО "Вымпелком" - в "несколько десятков раз", ОАО "Мегафон" - в 5 раз, сообщили "Интерфаксу" представители операторов.
У МТС выручка от планшетов за год выросла более чем на 60%, при этом средний чек на устройство снизился более чем в два раза, до 5 тыс. рублей с 10,5 тыс. рублей, сказал представитель МТС Дмитрий Солодовников.
"Опережающий рост продаж планшетов в штуках отражает акцент на бюджетные устройства, который отчетливо наметился во второй половине 2014 года", - отметил он. По его словам, самыми популярными производителями планшетов в прошлом году были B-бренды Oysters, Irbis и Supra, которые при стоимости 2-3 тыс. рублей обеспечивают выход в интернет. В частности, в IV квартале на них пришлось 75,6% продаж в штуках.
Самыми популярными брендами в рознице "Мегафона" в прошлом году оказались Oysters, Prestigio, Lenovo, Apple и Samsung. При этом на двух последних приходится 25% рынка, остальные 75% конкурируют ценой, что приводит к ее снижению, сказала представитель "Мегафона" Алия Бекетова.
"Вымпелком" связывает значительный рост продаж планшетов с увеличением числа собственных салонов и появлением планшета под собственным брендом стоимостью 3,99 тыс. рублей, отметила пресс-секретарь компании Анна Айбашева.