Счетная палата обвинила Минтранс и РЖД в срыве сроков железнодорожной реформы
Правительственная структурная реформа была частично завершена только в 2012 году - с отклонением от срока на семь лет
Москва. 4 февраля. INTERFAX.RU – Министерство транспорта и РЖД сорвали сроки реформы в пригородном железнодорожном транспорте, утвержденной правительством, заявляет Счетная палата.
Сообщение ведомства было опубликовано ведомством по итогам плановой проверки обоснованности потерь в доходах, которые возникли в результате оказываемых РЖД услуг по использованию своей инфраструктуры и субсидировались из различных бюджетов РФ. Коллегия ведомства под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты этой проверки.
В сообщении Счетной палаты говорится, что работа Минтранса и РЖД по реализации правительственной структурной реформы на железнодорожном транспорте, предусматривающая, в том числе, создание компаний по перевозке пассажиров в пригородном сообщении, была частично завершена только в 2012 году - таким образом, отклонение от установленного срока составило семь лет.
По словам аудитора Счетной палаты Валерия Богомолова, в 2012-2013 годах и первом полугодии 2014 года РЖД в общей сложности получила 58 млрд рублей федеральных субсидий для возмещения неполученных доходов от тарифного регулирования в пригородном ж/д сообщении. В 2015-2017 годах на эти цели предусмотрены ассигнования в размере 25 млрд рублей.
Также Богомолов отметил, что РЖД не передала пригородным пассажирским компаниям (ППК) подвижной состав и депо для их обслуживания. Между тем, по его словам, в 2012-2014 годах 80% общих расходов ППК пришлось на плату за пользование электричками, их обслуживание и ремонт, а также за услуги по управлению и эксплуатации, сублизинговые платежи по договорам с монополией.
В 2013 году 19 из 25 пригородных пассажирских компаний были убыточными. Аудитор сообщил, что, несмотря на льготный тариф для ППК по оплате инфраструктурных услуг РЖД, убытки пригородных перевозчиков за 2013 год составили 6,5 млрд рублей (наибольшие - у ППК "Черноземье" - 1,3 млрд рублей, и "Северной ППК" - около 1,3 млрд рублей).
"Расходы компаний по перевозкам пассажиров более чем в три раза превышали доходы, полученные от перевозочной деятельности", - сказал аудитор.
Прибыль в 2013 году получили только "Центральная", "Московско-Тверская" и "Северо-Западная" пригородные пассажирские компании.
При этом Богомолов заметил, что "в результате неудовлетворительной работы властей отдельных регионов России" в 2012-2014 году произошел резкий рост тарифов на пригородные перевозки. В Бурятии в 2014 году он составил 293%, в Татарстане - 225%, в Пензенской области - 167%, в Амурской - 150%, в Кировской - 143%, что выше как инфляции, так и увеличения реальных доходов населения. По словам аудитора, в связи с неполной компенсацией регионами потерь перевозчиков от льготного тарифного регулирования в 2012-2014 годах было отменено 894 пригородных поезда, хотя ежегодно увеличивается число граждан, пользующихся железнодорожным транспортом. В 2013 году, например, в пригородном сообщении было перевезено 969 млн человек, что на 27 млн человек больше уровня 2012 года.
По мнению аудитора, нынешняя "двухуровневая" система регулирования тарифов на пригородные пассажирские перевозки - как со стороны Федеральной службы по тарифам РФ, так и со стороны регионов - требует пересмотра.
"Ж/д инфраструктура используется для всех видов перевозок, включая грузовые, дальнего следования и пригородного сообщения. Соответственно, все затраты на предоставление услуг может объективно рассчитать только ФСТ, а возможности перепроверить тарифную составляющую на инфраструктуру, аренду и ремонт подвижного состава у регионов отсутствуют", - пояснил аудитор.
Коллегия Счетной палаты в связи с выявленными фактами направит представления в РЖД, Федеральное агентство железнодорожного транспорта РФ и ФСТ, а также информационное письмо в правительство РФ и Минтранс. Отчет уже направлен в Государственную думу и Совет Федерации.
Отмена электричек
Ранее в среду президент Владимир Путин потребовал от правительства немедленно восстановить пригородное сообщение. Он подчеркнул, что движение необходимо восстановить, не дожидаясь формальных решений, в том числе "провода через парламент или решения правительства".
"Что у нас министерства транспорта не существует, что ли? Что происходит? Мы понимаем, насколько это серьезно, это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионы. Вы что, с ума сошли что ли? Это несерьезный подход, это же касается тысяч людей", - заявил Путин.
С 1 января 2015 года железнодорожный оператор ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" (ЦППК) отменил электрички в ряде регионов Центральной России. В частности, сообщалось об отмене или сокращении количества пригородных поездов в Курской, Брянской, Смоленской, Калужской, Орловской и Тверской областях. Как отмечали в ЦППК, объемы местного железнодорожного сообщения были изменены по инициативе региональных администраций.