Россияне начали экономить и реже ходить в магазины
Гипермаркеты, супермаркеты и рынки почувствовали отток покупателей, единственный формат торговли, где клиентов становится больше – дискаунтеры
Москва. 29 января. INTERFAX.RU – Россияне стали реже ходить в магазины и больше экономить, в четвертом квартале 2014 года на волне девальвации рубля потребительская уверенность в стране упала, выяснила исследовательская компания Nielsen.
"Сегодня российский покупатель, которого условия заставляют экономить, старается дистанцироваться от соблазнов и реже ходит в магазины. Единственный формат торговли, где покупателей становится больше, - это дискаунтеры. Гипермаркеты, супермаркеты, открытые рынки в декабре продолжили недосчитываться своих клиентов, не говоря уже о традиционных продовольственных магазинах, которые не выдерживают конкуренции по цене с сетевой розницей", - заявила директор по работе с розничными сетями Nielsen в Северо-Восточной Европе Илона Лепп.
"Удобство расположения, сервис и приятные впечатления от шопинга отходят на задний план как факторы выбора места совершения покупок. Важным остается ассортимент - привыкшие к продуктовому разнообразию россияне не хотят видеть пустых полок или однообразных товаров - и, конечно, уровень цен", - отметила она.
В четвертом квартале индекс потребительского доверия Nielsen снизился сразу на 8 пунктов, до 79 пунктов, прервав рост на протяжении предыдущих трех кварталов. 60% респондентов в конце прошлого года ответили, что, по их мнению, национальная экономика находится в рецессии (против 42% в третьем квартале), каждый третий россиянин (34% опрошенных) считает, что страна не выйдет из кризиса в ближайший год.
По данным опроса Nielsen, 70% россиян стали тратить на сопоставимую корзину товаров в среднем на 19% больше, чем тремя месяцами ранее. Треть респондентов признались, что вынуждены покупать меньше товаров повседневного спроса, чем кварталом ранее, три четверти (78%) стали более экономными.
Для того чтобы сократить расходы, российские потребители планируют, прежде всего, экономить на развлечениях вне дома (50%), покупке одежды (49%) и коротких отпусках (46%).
"Экономическая и политическая напряженность в России до начала ноября практически не отражалась на настроениях потребителей, но события на валютном рынке в конце года повергли их в шок и подорвали уверенность в собственном будущем", - сказал управляющий директор Nielsen в Восточной Европе Кириакос Кириаку.
"Рост цен, который будет продолжаться в первой половине 2015 года, приведет к дальнейшему снижению покупательской способности населения. Цена как ключевой мотив совершения покупки однозначно выйдет на первый план, потребители будут переключаться на дешевые бренды и отказываться от товаров не первой необходимости", - отметил он.
Ранее Росстат сообщил, что по итогам четвертого квартала 2014 года потребительская уверенность россиян обвалилась . Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в четвертом квартале снизился на 11 процентных пунктов и составил минус 18% против минус 7% в третьем квартале, минус 6% во втором и минус 11% в первом квартале 2014 года.
Почти 40% россиян, опрошенных Росстатом, ожидают, что экономическая ситуация в России будет меняться в худшую сторону, при этом отрицательные изменения в материальном благосостоянии почувствовали более трети опрошенных.