Итоги 2014: газовики просят у Деда Мороза палочку-импортозамещалочку
С усилением курса на импоротозамещение российских нефтегазовый сектор столкнулся с непосильной задачей в кратчайшие сроки создать качественные аналоги зарубежным разработкам и оборудованию
Москва. 30 декабря. INTERFAX.RU - Западные финансовые и технологические санкции, контрсанкции, общая нервозность российских и зарубежных партнеров в отношении будущих эмбарго меняет привычный уклад работы нефтегазовых компаний. И если в привычных форматах - обустройстве сухопутных месторождений, строительстве газопроводов по суше - российская газовая отрасль, металлургия и машиностроение способны полностью обходиться собственными силами, то все новое - шельф, СПГ и даже газовые заправки - критически зависят от импорта.
Отдельным фронтом импортозамещения является украинозамещение - украинский транзит (многочисленные "потоки" в обход Украины), трубы большого диаметра (некогда монополист Харцызский трубный завод), газоперекачивающие агрегаты.
В условиях business-as-usual глобальное разделение труда и международная кооперация являются способом оптимизации расходов и двигателем технического прогресса. Однако Россия уже находится в условиях, когда ей придется в формате натурального национального технологического хозяйства самостоятельно "изобретать велосипеды". Все это заранее обеспечивает российскому газу дальнейшее отставание в глобальной технологической гонке.
Следуя правилу "в любой непонятной ситуации создавай новый департамент", в "Газпроме" для решения задачи импортозамещения формируют отдельный департамент - технологического развития. Он займется наукой, импортозамещением и инновационными технологиями. Департамент, который будет подчиняться зампреду по производству Виталию Маркелову, как ожидается, возглавит первый замначальника департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа Сергей Алимов.
Как-то справляемся
За постоветский период российская газовая отрасль добилась вытеснения с российского рынка импортных труб большого диаметра. При этом сырье - штрипс - для выпуска труб "русского размера" теперь по большей части тоже российское. В свежем номере журнала "Газпром" сообщается об успехах АО "ТМК" в секторе высокотехнологичных труб нефтяного сортамента (OCTG). ТМК освоила производство нарезных насосно-компрессорных и обсадных труб с высокоплотными резьбовыми соединениями (в том числе для крепления наклонно-направленных и горизонтальных скважин), сероводородостойких труб для Астраханского ГКМ взамен продукции японских и европейских предприятий. Также впервые изготовлен новый вид теплоизолированных насосно-компрессорных труб, предназначенных для скважин Бованенковского НГКМ (вместо японских труб).
"Исключение сегодня составляют нарезные трубы в антикоррозионном исполнении для сред с высоким содержанием сероводорода и углекислого газа. Поэтому на фоне усложняющейся международной обстановки создание российских аналогов таких труб является одной из наиболее актуальных задач", - признается журнал монополии.
Газоперекачивающие агрегаты "Газпром" использует преимущественно российские. Но на объектах компании работают сотни ГПА украинского производства (Сумское НПО им. Фрунзе, "Зоря-Машпроект"), которые надо обслуживать, ремонтировать, менять запасные части. Устранение украинозависимости в этом вопросе сейчас является одной из главных задач для "Газпрома". "С нынешнего года "Газпром" может практически полностью отказаться от закупок этих агрегатов и комплектующих к ним в странах ближнего и дальнего зарубежья", - заявляет журнал "Газпром".
Самый передовой российский ГПА Ладога-32 выпускается по лицензии GE Oil & Gas (Nuovo Pignone S.p.A). А локализация производства - долгий и тонкий процесс, зависящий от международного политического климата. Кроме того, на самой важной компрессорной станции "Северного потока" (крупнейшей в мире) КС "Портовая" использованы 50-мегаваттные ГПА производства Rolls-Royce.
Не справляемся
Наиболее перспективной и наименее освоенной отечественными производителями областью является производство оборудования для сжижения природного газа большой производительности.
На сайте "Газпрома" размещен красноречивый документ - "Перечень импортной продукции, рекомендуемой ОАО "Газпром" для освоения отечественным производителям". Это как письмо ребенка Деду Морозу - такое же искреннее и невыполнимое. Например, в нем более ста позиций оборудования для сжижения природного газа - все производства германской Linde AG или американской Air Products & Chemicals Inc (APCI).
В России с успехом строятся установки малотоннажного СПГ. Но их комплектующие более чем на 50% импортные, признаются их девелоперы. Кроме того, малотоннажное производство СПГ нельзя масштабировать до крупнотоннажного - издержки сделают процесс нерентабельным. Все технологии сжижения природного газа принадлежат зарубежным лицензиарам. В производстве СПГ нет никакого волшебства. Газ в промышленных масштабах в мире сжижается уже 45 лет. Стоимость процесса сжижения составляет $200 в стоимости кубометра топлива. И создавать свою технологию любой ценой и за любое время невозможно - надо чтобы она была надежной и экономичной, в этом суть используемых во всем мире патентов сжижения.
Самой популярной (и опробованной) в мире является технология APCI, за ней следует каскадная технология ConocoPhillips. Дебют мирового лидера со столетним опытом в области газовых технологий Linde на рынке крупнотоннажного СПГ - завод Statoil Snohvit - сопровождался многолетним исправлением неполадок в теплообменном оборудовании. А кто сказал, что если Россия отважится построить свой СПГ-велосипед, он сразу поедет?
Способности российского судостроения утрамбовать любой проект хорошо известны на примере Приразломного месторождения. Так как первоначально его планировалось разрабатывать на условиях СРП, для максимизации российского участия было решено разместить заказ на производство добывающей платформы у российского производителя - ПО "Севмаш". Финансирование работ по проекту было начало еще в 1994 году, первоначально ввод был намечен на 2004 год.
Однако ввод месторождения состоялся лишь в 2012 году из-за задержки строительства платформы. Какова стоимость этой задержки, если внутренняя норма рентабельности для добычных проектов в "Газпроме" составляет 15%? Еще у Приразломной много общего со многими другими российскими платформами –большинство их было в употреблении за границей.
А какова реальная перспектива реализации огромных газомоторных амбиций "Газпрома" в условиях потенциального технологического эмбарго? Письмо Деду Морозу дает ответ. "Мальчик" просит себе аналог "компрессорной установки для автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС)", которые сейчас производят GreenField (Швейцария) и LMF AG (Австрия).
Не смешите мои "Мерседесы"
Каждое новое нужное дело, тем более, политически благословленное с самого верха, дает надежду на послабление борьбы с раздуванием штата, непрозрачностью, изоляционизмом. Война все спишет. Таков теперь лейтмотив импортозамещения в консалтинге, науке, сервисах.
Интересным образом многочисленные тендеры на самые разнообразные сервисные услуги (геофизика, исследования при испытаниях скважин и даже гидроразрыв пласта) отдаются малоизвестной, недавно созданной компании "Газпром георесурс". В тендерах монополии она стабильно побеждает мировых грандов Schlumberger и Baker Hughes. Комментируя "проигрыши" Schlumberger, начальник департамента по добыче газа, газового конденсата, нефти Всеволод Черепанов сказал: "Они предоставляют полную линейку услуг, а мы хотим развивать собственную экспертизу, мы их, конечно, на какие-то работы по субподряду привлекаем".
Обратили на себя внимание и стабильные победы дочернего НИИ "Газпрома" "НИИгазэкономика" в тендерах на разработку глобальных стратегических документов отрасли. В проигрыше оставались такие гранды как PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Высшая школа экономики, McKinsey&Co. Есть пример подряда на "Риск-анализ долгосрочных инновационных процессов в мировой энергетике и ситуации на мировых энергетических рынках и их влияния на стратегические интересы ОАО "Газпром", который уже был отдан консультантам Booz & Co (теперь это Strategy& - компания сети PwC), а затем переигран с победой "НИИгазэкономики".
Всем известно, что автопарк администрации "Газпрома" укомплектован преимущественно автомобилями марки Mercedes-Benz. В этом фирменный стиль корпорации. Когда в 2011 году "Белтрансгаз" принимали в семью "Газпрома" - одним из первых жестов был перевод автопарка новой дочки на "Мерседесы". Однако в списке импортозамещаемой продукции отсутствует хоть какое-то упоминание о легковом автотранспорте.