Призраки пустых прилавков

Снижение ассортимента одними супермаркетами, вести о проблемах других и акциях по снижению цен третьих стали для многих россиян первым очевидным знаком, что в мире что-то не так

Призраки пустых прилавков
Фото: Reuters

Москва. 16 октября. INTERFAX.RU - Эхо финансового кризиса докатилось до простых россиян, которые еще несколько дней назад заявляли социологам, что их жизнь из-за падения фондовых рынков никак не изменилась. Из регионов приходят тревожные вести о проблемах с поставками продовольствия, и даже в Москве полки многих магазинов заметно опустели. Поставщики не хотят завозить товары на условиях сильно отсроченной оплаты, опасаясь, что через 3 месяца вообще не дождутся обещанных ритейлерами денег.

Пустые прилавки

Торговые сети, так же как девелоперы, существовавшие за счет кредитов, испытывают серьезные проблемы с ликвидностью. Как сообщал в начале неделе "Коммерсант" со ссылкой на председателя совета директоров "Виктории" Hиколая Власенко, для пополнения оборотного капитала и рефинансирования задолженности ритейлерам необходимо порядка $2 миллиардов. В противном случае потребителей ждет не только значительное удорожание продуктов питания, но и увеличение дефицита реализуемой продукции, иначе говоря - дефицит.

В том, что это не простые угрозы, уже могли убедиться жители ряда регионов страны, включая Москву. Блоги в Рунете пестрят сообщениями, в реальность которых еще месяц назад поверить было попросту невозможно: "В магазинах уже пустые полки" Наблюдала такую картинку несколько дней назад в "Перекрестке", что у метро Бибирево, потом в Алтуфьево и в "Мосмарте". Думала, у нас район такой ужасный! Оказывается, нет! По всей Москве то же", "В воскресенье обратил внимание на пустующие полки в Metro CC на Киевке. Если кто бывал в Metro в начале января, до прихода первых поставок после Нового года - легко может себе представить". "Вчера по дороге домой заехал в "Ашан" на Вернадского. Магазин был полупуст, музыка не играла, товарный ассортимент составлял по ощущениям не более 50% обычного. Народ ходил офигевший с пустыми тележками и в тишине, по громкой связи объявляли о закрытии магазина на один день "для плановой инвентаризации. Про "Самохвал" с бесконечными рядами пастеризованного молока на полках я уж и не говорю".

Эксперты подтверждают: "Самохвал", имеющий 60 торговых точек в Москве и области, судя по его задолженности перед поставщиками, находится в тяжелейшем положении. Трудности с пополнением ассортимента имеют также магазины сети "Мосмарт". Обе компании обратились к своим партнерам с просьбой об очередных отсрочках по платежам за ранее отгруженный товар, однако поставщики больше не хотят ждать у моря погоды.

Количество исков против "Самохвала" в судах приближается к полусотне. "Мосмарт" в свою очередь рассчитывает поправить дела за счет кредитования в ВТБ или Сбербанке: сеть попала в число девяти компаний, которым решено оказать государственную помощь. Сколько именно средств и на каких условиях будет выделено на кредитование ритейлеров, пока не сообщается. Помимо "Мосмарта", в число счастливчиков попали также X5 Retail Group (управляет сетями "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель"), "Магнит", "Дикси", "Седьмой континент", "Виктория", "Лента", "О´кей" и "Холидей классик". По некоторым данным, на кредиты ВТБ и Сбербанка смогут рассчитывать только те компании, у которых отношение накопленного долга к EBITDA не превышает уровня 3. Остальным (а таких в списке большинство) в качестве меры по спасению от банкротства будет предложено в обмен на финансовые средства отказаться от доли бизнеса в пользу госбанков.

Несезонные распродажи

Некоторые торговые сети в общих тяжелых финансовых условиях решились на снижение цен. X5 Retail Group вчера объявила о снижении цен на 30% ассортимента во всех супермаркетах "Перекресток", расположенных в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Как сообщается в пресс-релизе компании, по многим категориям снижение цен превышает 20%. По словам главного исполнительного директора X5 Retail Group Лева Хасиса, это снижение не является временной рекламной кампанией или промо-акцией и не сопровождается повышением цен на другие товары. Цель компании - сделать товары более доступными для максимально широкого круга покупателей, способствовать сдерживанию продуктовой инфляции в стране и укрепить конкурентное преимущество наших супермаркетов"

Еще одной целью руководства "Перекрестка", вполне возможно, является улучшение финансовых дел, вернее, шаг в сторону увеличения выручки. Не случайно самые весомые скидки объявлены на знаковые для массового потребителя группы товаров - алкоголь, детское питание, бакалею, некоторые виды молочных продуктов и фрукты. Расчет делается на то, что, бросившись в магазин покупать дешевую крупу, водку и молоко, народ по инерции накидает в корзинку и другие товары, значащиеся в семейном рационе. И возможно, что пример "Перекрестка" окажется заразительным и в ближайшее время ему последуют многие сети, в том числе работающие в сегменте непродовольственных товаров.

Однако ожидать массового снижения цен в эпоху мирового финансового и продовольственного кризиса было бы большой наивностью. Стабилизирующее влияние урожая на российский рынок скоро закончится, и цены вновь припустят вскачь, поскольку ситуация за это время никак не изменилась: мы по-прежнему по многим позициям серьезно зависим от дорожающего в условиях дефицита импорта. По данным Росстата, только за прошедшую неделю яйца подорожали на 3,3%, куры на 0,8%, говядина, колбаса и творог - на 0,5-0,7%. Если так дело пойдет и дальше, то к новогоднему столу мясо придется покупать по 500-600 руб. за килограмм. Или сесть на диету.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });