Хорошее настроение делает людей терпимей
Ученые выяснили, что люди в приподнятом настроении меньше осуждают эгоистичное поведение. Извлечь пользу из этого могут работодатели: теперь у них появился рецепт, как не повышать зарплату эффективным сотрудникам и избегать косых взглядов остального коллектива
Бонн. 25 июля. FINMARKET.RU - Теория игр - одно из самых популярных направлений математики, известность среди широкой публики оно получило благодаря фильму "Игры разума". Фильм рассказывает о том, как в конце 40-х годов прошлого века гениальный математик Джон Нэш разрабатывают концепцию теории игр, одновременно борясь с шизофренией. В 1994 г. за свою работу Нэш получил Нобелевскую премию по экономике. А фильм про него спустя семь лет получил четыре премии "Оскар". Теория игр основывается на утверждении, что у каждого человека в мире есть свои цели, она помогает выбрать лучшие стратегии с учётом представлений о других участниках, их ресурсах и их возможных поступках. Очень часто задачи одного противоречат интересам другого, но при этом кооперация может оказаться выгоднее, чем действия поодиночке.
Тест на эгоизм
Ученые из немецкого Института экономики труда Михалис Друвелис и Наттавуд Повдхаве решили добавить в стандартные эксперименты с играми новый элемент - эмоции. В своем исследовании они проанализировали , как моральное восприятие выбора одной из стратегий меняется под воздействием чувств.
Их предшественники доказали: осуждение того или иного поступка происходит не в следствии размышлений, а из-за всплеска таких чувств как презрение, гнев или отвращение. При этом социальные психологи выявили интересный эффект - люди могут заглушать эмоции, чтобы оправдать свои неблаговидные поступки, ведущие к экономической выгоде. Эта способность была выработана на ранних стадиях эволюционного развития, предполагают ученые.
Друвелис и Повдхаве совместили эти две теории и провели серию экспериментов.
- Они исходили из того, что стимулирование положительных эмоций может уменьшить степень осуждения.
- В исследовании принимали участие две группы - "счастливая" группа и нейтральная группа. Участникам нужно было оценить поведение двух людей, участвующих в игре на доверие. Для этого было необходимо дважды заполнить анкеты - в начале эксперимента и в конце. В анкетах описывался сценарий игры (участники А и В должны решить, сколько денег перечислить друг другу) и пять возможных концовок. При этом игрок В всегда был эгоистом.
- В начале каждой сессии испытуемых просили обозначить свои чувства (счастье, зависть, гнев, скука, удовлетворенность и раздражение) и оценить свое эмоциональное состояние по семибалльной шкале. После этого нужно было оценить моральный облик игрока В по шкале от -50 (крайне плохой) до +50 (очень хороший).
- Чтобы вызывать различные эмоции исследователи показывали короткие видео. "Счастливой группе" показывали запись, на которой пассажиры танцевали в поезде. Нейтральной группе показывали морской прибой (считается, что это самое успокаивающее зрелище).
Результаты эксперимента
Проанализировав все анкеты, исследователи пришли к выводу, что эмоции действительно влияют на степень осуждения неправильного поведения.
Основным инструментом анализа ученых стала средняя оценка игрока В. На графике на горизонтальной оси показано количество фунтов, перечисленных игроком В игроку А, а на вертикальной - рейтинг игрока В.
Два главных открытия ученых:
1. Моральное осуждение увеличивается в зависимости от того, насколько благородно себя ведет неэгоэстичный игрок. Когда в ответ на щедрую сумму игрок В делал маленький перевод игроку А, его рейтинг резко падал.
2. Взаимосвязь между положительными эмоциями и моральными суждениями очень сильна. Испытуемые, сообщившие о хорошем настроении, были не склонны к осуждению. А те, кто находился в обычном эмоциональном состоянии, чаще клеймили эгоиста В.
Эти теоретические знания можно легко спроецировать на отношения между работодателями и работниками на рынке труда. Если сотрудники, которые хорошо выполняют свою работу, не будут вознаграждены более высокой заработной платой, то коллеги осудят работодателя.
При этом, если обделенный работник станет хуже работать, среди коллег такое поведение будет восприниматься одобрительно.