Ведомства шантажируют Минфин
Федеральные ведомства используют прошлогодние майские указы президента как инструмент выбивания дополнительного финансирования. Не дадите денег - не выполним обещания Путина: примерно так сейчас другие министерства разговаривают с Минфином
31 мая. FINMARKET.RU - Правительственные ведомства почти все целевые показатели, заданные указами президента, заложили в дополнительные варианты госпрограмм, и под предлогом выполнения поручений главы государства требуют от Минфина выделения дополнительных средств.
О проблемах бюджета-2014 говорили в пятницу на конференции "Управление устойчивым развитием региона", организованной Аналитическим центром при правительстве России.
Андрей Блохин, замдиректора департамента бюджетной политики и методологии Минфина
"Мы провели сопоставительный анализ всех целевых показателей указов президента (имеются в виду указы от мая 2012 года - "Финмаркет") и госпрограмм. Почти во всех госпрограммах есть два варианта:
- базовый, где расходы утверждены в пределах бюджетных потолков и более или менее сбалансированы с другими госпрограммами;
- и дополнительный, который рассчитан на привлечение дополнительного финансирования.
Как правило, показатели из указов президента соответствуют не базовому, а дополнительному варианту. Ведомства решили сыграть в такую игру: "Дадите деньги - мы выполним указы президента". Конфликт заложен, и через какое-то время он будет обязательно вылезать.
Не все показатели из указов вошли в госпрограммы. По этому поводу будут разборки между начальниками, не знаю на каком уровне. Еще одна важная проблема - раздельное принятие госпрограмм. При разработке одних не учитывалось содержание других программ. Какие-то темы оказались не охвачены, какие-то дублированы. Часто реализация одних программ зависит от того, достигнуты ли результаты по другим. Все эти проблемы скоро начнут всплывать.
Надо было бы сформулировать приоритеты, расписать темы и разверстать по ведомствам и программам, тогда они были бы совершенно другими. Но разработка программ шла снизу, от Минфина, никто другой инициативу на себя не взял.
Очень слабые некоторые разделы программ, особенно по рискам невыполнения. Не понятно, что делать, если мероприятия выполнены, а задачи не решены, задачи решены, а цели не достигнуты. Или результат получен, но не тот, какой ожидали, или не теми группами, на которые рассчитывали".
Глеб Покатович, замруководителя Аналитического центра при правительстве России
"В 11 указах президента - 60 показателей. Значительную их часть не понятно каким образом разложить по регионам. Например, повышение производительности труда в полтора раза. Каким должен быть вклад в это каждого из регионов? Или сколько и где должно быть создано из 25 млн высокопроизводительных рабочих мест.
В начале мая при подведении первых итогов исполнения указов президент четко сказал, что мерить исполнение указов будет не по отчетам и бумагам, а по изменению качества жизни людей. Такого механизма мониторинга по конечным результатам в указах нет. Правительство отчитывается по исполнению поручений. Это носит достаточно формальный характер. При таком подходе не может идти речь об учете реального результата - изменения качества жизни людей.
Планы работы ведомств по достижению социально-значимых показателей из указов президента должны быть представлены главе государства в месячный срок, к следующей пятнице. Ясно, что серьезный плановый документ создать за месяц нельзя".
Тигран Шмис, руководитель образовательных проектов Всемирного банка в России
"Так получается, что бюджетные деньги больше текут туда, где можно больше освоить, а не где это будет эффективнее.
Стоимость одного места в детсаду (по расходам на строительство - "Финмаркет") у нас сопоставима, а иногда выше, чем в США, Италии, Дании. Это при более низких зарплатах, более дешевых материалах. Значит, причина - в неэффективности строительства".