"Сибирь" осталась наедине с собой
Государство наконец расстается с блокпакетом авиакомпании "Сибирь", который продавался целых 12 лет. Это не тот случай, когда собственник терпеливо ждет выгодного момента и в итоге продает задорого. Цена с каждой попыткой, напротив, снижалась
Москва. 30 мая. INTERFAX.RU - Бурная информационная активность, развернутая в преддверии организованного Альфа-банком аукциона, поднять цену выше стартовой не помогла. Впрочем, уже сам факт продажи актива, который по большому счету государству ничего не давал и висел мертвым грузом много лет, наверное, стоит признать достижением.
Покупателя можно было угадать с одной попытки: пакет достался ЗАО "Группа компаний С7", принадлежащему основным акционерам "Сибири", супругам Владиславу и Наталье Филевым. Победитель, не столкнувшись с конкуренцией дружественного, судя по всему, претендента №2, предложил за 25,5% акций компании 1,133 млрд рублей. Это всего на 11 млн рублей выше стартовой цены.
Голландский аукцион длиной в 12 лет
Госпакет продавался с 2001 г., однако аукционы постоянно срывались из-за отсутствия претендентов. Самим Филевым этот пакет был не нужен - они и так полностью контролировали компанию. В 2007 году Росимущество пыталось продать госдолю в "Сибири" за 2,8 млрд руб., в 2011 году - уже за 1,8 млрд руб.. Но и тогда супруги говорили: "Нам этот пакет не интересен, мы не планируем участвовать в аукционе".
После неудачных попыток Росимущества государство поручило подготовку и продажу пакета акций основному кредитору "Сибири" - Альфа-банку. В 2010 г. банк фактически спас "Сибирь" от банкротства, предоставив кредитную линию на 8,9 млрд руб. для рефинансирования долгов. Обеспечением стал контрольный пакет акций "Сибири". Кроме того, представители банка получили представительство в совете директоров перевозчика.
Своеобразный "голландский аукцион" с понижением стоимости продолжался 12 лет, и даже стартовая цена в 1,2 млрд руб. не давала гарантии успеха: Филевы выражали сомнение в справедливости оценки.
Уйти с пустыми руками и на сей раз - это было бы уже просто неприлично и вредно для репутации продавца и организатора торгов. Незадолго до аукциона прошли сразу две информационные волны: сначала стало известно, что пакетом интересуется "Трансаэро" (мотив - подробнее узнать о деятельности конкурента, введя своих представителей в совет директоров, и даже подумать о вариантах совместного развития).
Вскоре, впрочем, "Трансаэро" заявило, что не будет участвовать в аукционе, хотя такой вариант, по утверждению компании, действительно рассматривался. "Вопрос о возможности участия в данном аукционе прорабатывался "Трансаэро" самым внимательным образом. Однако результаты проведенного всестороннего изучения привели авиакомпанию к выводу, что участие в предстоящем тендере для нее нецелесообразно", - заявил авиаперевозчик.
Уже на этой неделе газета "Ведомости" сообщила, что правительство обсуждает идею укрупнения "Аэрофлота" за счет слияния с одним из основных конкурентов - "Сибирью", "Трансаэро" или "ЮТэйром". И, по данным источников газеты, наиболее предпочтительным чиновники считают консолидацию "Аэрофлота" именно с "Сибирью". Если на тендере будет предложена слишком низкая цена, пакет может быть передан в управление одной из госкомпаний - например, "Ростеху" или "Аэрофлоту" для дальнейшей консолидации с нацперевозчиком.
Правда, не в восторге от этой идеи был сам "Аэрофлот". Гендиректор компании Виталий Савельев в интервью телеканалу "Россия 24" заявил, что компания не получала предложений о консолидации с кем-то из конкурентов, а менеджмент госкомпании на сделки M&A смотрит довольно скептически. "У нас есть жизненная необходимость наращивать свое присутствие, но это совсем не означает, что мы оголтело должны с кем-то объединяться", - сказал он.
Старые приятели
Перед аукционом было известно о двух одобренных Федеральной антимонопольной службой ходатайствах, обе от структур Филевых - группы "С7" и авиакомпании "Глобус".
Альфа-банк сообщил о четырех заявках, из которых рассматривал только две - от ЗАО "Группа компаний С7" и консорциума компаний ООО "Еврофинансы-Недвижимость" и ООО "Фондовые стратегические инициативы" (обе структуры аффилированы с ИК "Еврофинансы").
В "Еврофинансах" комментарий относительно участия в аукционе не предоставили. Впрочем, задача "Еврофинансов" в истории с "Сибирью" и так более или менее ясна.
"Сибирь" значится на сайте "Еврофинансов" в разделе "партнеры". Более того, инвесткомпания уже была акционером авиаперевозчика, и довольно крупным - в конце 1990-х - начале 2000-х годов, то есть до того момента, как контроль сосредоточили Филевы.
Предсказуемый исход
Опрошенные "Интерфаксом" эксперты исходом тендера не удивлены: именно это и должно было рано или поздно произойти.
"Абсолютно предсказуемый исход. У актива есть потенциал для роста. После консолидации (супругами Филевыми - ИФ) более 75% авиакомпания стала по-настоящему семейным бизнесом", - сказал глава аналитической службы "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
Государство получит меньше денег, чем рассчитывало некоторое время назад. "Это расплата за прошлые ошибки, за то, что государство оставило у себя такой маленький пакет, который не позволял участвовать в управлении операционной деятельностью", - сказал он.
Аналитик инвестиционной компании "Регион" Анатолий Ходоровский добавил, что развернутая в последнее время информационная активность сделала свое дело. "Если итоги конкурса будут утверждены правительством, это будет означать, что акционерам удалось договориться с государством", - отметил он.
"Это правильный, удачный исход. "Сибирь" останется независимой авиакомпанией, что будет содействовать развитию конкуренции и качества обслуживания. Также приобретение акционерами компании госпакета - это противопоставление тенденции монополизации авиационного рынка", - считает главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий.
"В соответствии с законодательством должна последовать оферта миноритарным акционерам компании по цене сделки. Миноритарии, в свою очередь, также могут сделать предложение о выкупе своих акций компанией", - напоминает инвесткомпания RMG.