Регионы влезают в долги

Требование повысить уровень жизни врачей и учителей обходится местным властям все дороже. На здравоохранение и образование уже идут больше половины консолидированных расходов региональных бюджетов, на экономику денег остается все меньше, долги регионов растут

Регионы влезают в долги
Фото: Reuters

Москва. 27 мая. FINMARKET.RU - Рост доходов региональных и местных бюджетов в первом квартале 2013 года более чем вдвое отстает от роста их расходов: 4,5% и 9,6% соответственно. Доходы муниципалитетов выросли на 6-6,5%, а доходы бюджетов субъектов федерации сократились в абсолютном измерении на 1,2%. Расходы бюджетов разгоняют "майские" указы президента, власти субъектов федерации обязаны платить врачам и учителям больше.

Это беспокоит и экспертов, и чиновников. В четверг на заседании правительства Дмитрий Медведев поддержал предложение члена Экспертного совета при правительстве экономиста Владимира Назарова обсудить правило увеличения дотаций и бюджетных кредитов регионам при существенном ухудшении экономической конъюнктуры.

Премьер поручил Минфину проанализировать это предложение и представить заключение ему лично. В любом случае, по вопросу поддержки региональных бюджетов за счет бюджетных кредитов уже в этом году решено провести отдельное совещание в правительстве.

Часть регионов сокращает традиционный для начала года профицит: в сумме по всем регионам он по итогам трех месяцев этого года составил 255 млрд руб., это на 21% меньше, чем год назад. Уже очевидно, что в этом году профицит обнулится гораздо раньше, чем в прошлом, когда год был закончен региональными и местными бюджетами с дефицитом в 273 млрд руб.

  • Но профицит и в начале года есть не у всех: 13 регионам собственных доходов (даже с учетом межбюджетных трансфертов) уже не хватило. Субъекты федерации и муниципалитеты более активно стали выходить на рынок заимствований. Расходы на обслуживание их долгов выросли на 25,6%.
  • Структура региональных консолидированных бюджетов резко социализировалась. Это последствия исполнения регионами прошлогодних майских указов президента Владимира Путина, потребовавшего повысить зарплаты работникам госсектора. Расходы регионов и муниципалитетов на образование увеличились на 22,9%, на здравоохранение - на 15,1%. В совокупности на эти две и ранее самые крупные статьи расходов теперь уходит более половины консолидированного бюджета регионов.
  • Себя власть тоже не забывает. Расходы на оплату труда региональным и местным чиновникам (без учета правоохранительных органов и судебной системы) выросли по сравнению с прошлым годом на 8,5%.
  • Зато на 3,5% в абсолютных числах меньше досталось национальной экономике, на 4,1% - ЖКХ. С учетом инфляции (7,2%) сокращение этих расходов еще более заметно.

Борис Копейкин, рейтинговое агентство Standard&Poor's

"Эти данные подтверждают тенденции, о которых мы говорили в апреле. Операционный баланс консолидированных региональных бюджетов стал меньше: расходы, и прежде всего, такие негибкие, как зарплаты, растут быстрее доходов. Нет пока достаточной федеральной помощи, чтобы компенсировать это давление.

Ясно, что есть много технических аспектов, связанных с результатами именно первого квартала: часть платежей по налогу на имущество, которые в прошлом году приходились на март, а этом - ушли на апрель. От некоторых регионов, с которыми работает агентство, мы знаем, что в апреле ситуация стала несколько лучше из-за роста сборов налога на прибыль. Но фундаментально это картины не меняет.

Надо понимать, что стоит за опережающим ростом расходов на образование и здравоохранение. С одной стороны, это хорошо. Сложно надеяться на рост эффективности в этих секторах, качества услуг при тех мизерных зарплатах, которые там были. Но с другой стороны, зарплаты - это расходы, которые будут расти и дальше, от этого потом очень трудно отказаться.

При этом все меньше и меньше тратится на развитие, на инфраструктуру. Если расходы на это даже в номинальном виде снизились, то с учетом инфляции стали значительно меньше.

Структура расходов меняется, и картина к концу года будет только усугубляться".

Владимир Шишов, Центр исследования бюджетных отношений

"Первый квартал - не показателен. Основная масса расходов не достигла своего оптимума. Регионы по ряду решений пока еще не имеют полного представления о предстоящих расходах. Исконно русская традиция - в первом квартале только запрягать лошадей.

В условиях ухудшения макроэкономических показателей часть расходов придется неизбежно сокращать. На обещанных выплатах по социальным обязательствам, зарплатах учителей, врачей, сэкономить не удастся. Эти обязательства будут выполнены на 100%. Риск секвестра нависнет над бюджетом развития, бюджетными инвестициями, региональными частями госпрограмм.

Положение усугубляется тем, что в некоторых регионах до 70% местных дорожных фондов остались в прошлом году не тронутыми и перешли в виде остатков на этот год. По сути, эти деньги лежат мертвым грузом и тоже не работают на развитие. И есть тренд на снижение уровня исполнения такого рода расходов".

Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов

"Если смотреть итоги только I квартала, то вроде бы ничего серьезного не происходит. На такой краткосрочной перспективе финансовые результаты могут оказаться не показательными. Ожидания по всем направлениям скорее негативные. А их тоже можно оценивать.

По всем прогнозам темпы экономического роста замедлятся. Остается риск падения цен на нефть и нового кризиса. Падение заработных плат, прибыли компаний неизбежно отразится на региональных бюджетах, главные источники пополнения которых НДФЛ и налог на прибыль.

Есть ожидание тяжелого выполнения прошлогодних майских указов президента по зарплатам бюджетникам. А в связи с этим возникает риск, что при планировании бюджетов следующего года и дальше объемы инвестиций будут сокращаться. А значит, надеяться на рост налогового потенциала в регионах не приходится.

При этом долговая нагрузка в регионах выше по сравнению с той, что была перед кризисом 2008 года. Если негативные тенденции разовьются, то регионам теперь будет гораздо сложнее, чем тогда, выйти на рынок заимствований.

Долгосрочных позитивных трендов в бюджетной сфере пока нет".

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });