Чтобы стало легче, сначала должно стать труднее

Контрактная система, которая с 2014 г. заменит закон о госзакупках, должна повысить инвестиционную активность. Бизнес будет заранее знать о закупочных планах государства, а также видеть рынок на всю глубину

Чтобы стало легче, сначала должно стать труднее
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 3 апреля. INTERFAX.RU - Контрактная система, которая с 2014 г. заменит в РФ закон о госзакупках, повысит инвестиционную активность: бизнес будет заранее знать о закупочных планах государства, а также - благодаря созданию единой интегрированной информационной системы - видеть рынок на всю глубину.

Однако, предупреждают участники проходящего в Москве форума-выставки "Госзаказ-2013", этап перехода на новую систему, которая затронет в России более 500 тыс. коммерческих поставщиков, не будет легким.

Масштаб бедствия

"С 1 января все заказчики начнут проклинать новую контрактную систему", - предупреждает глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев, который хорошо помнит нелегкий опыт внедрения действующего закона о госзакупках, нещадно критикуемого 94-ФЗ.

Во-первых, придется переучиваться. Во-вторых, заказчики с 2015 года должны будут перейти на публичное планирование закупок. Надо будет учиться правильно определять начальную цену закупок. Вводится дополнительная ответственность.

Затем будет внедряться единая каталогизация всех товаров и услуг, по которым проводятся закупки. Это позволит избежать случаев, когда названия товаров размещаются на официальном сайте системы госзакупок с заменой некоторых букв (чтобы его нельзя было найти с помощью обычного поиска по ключевому слову). Появится возможность, набрав код того или иного товара, сравнить цены на этот товар по всей стране.

Кроме того, запланировано внедрение системы нормирования, которая будет четко определять, что имеет право купить чиновник того или иного уровня, а что - нет.

Как сообщил "Интерфаксу" замглавы Минэкономразвития Владимир Симоненко, на федеральном уровне этот акт будет являться обязательным, субъекты получат право принимать такие акты сами - но исходя из требований, которые установит правительство, поскольку бюджетная обеспеченность каждого субъекта разная. "Для кого-то покупка машины за 1 млн рублей будет являться вполне нормальной, например, в городах федерального значения, но на уровне муниципалитета это может вызвать вопросы, поэтому мы будем подходить гибко", - сказал В.Симоненко.

Самая скандальная статья расходов - приобретение для нужд чиновников автомобилей. По словам замминистра, приоритет будет отдаваться моделям, собираемым в России. "В рамках марки мы будем отдавать приоритет отечественному производителю, тем не менее, в рамках тех или иных марок можно будет, допустим, варьировать", - сказал он.

Масштаб преобразований, которые затронут систему, через которую проходит около 8 трлн рублей закупок, можно оценить по числу подзаконных актов, которые нужно будет принять до конца года: их потребуется 38.

Еще один глобальный шаг - создание единой информационной системы госзакупок, объединяющей все уровни торгов - от федерального до муниципального. Систему предполагается адаптировать для заказчиков и поставщиков в рамках единого экономического пространства.

"Это надо преодолеть. Новым правилам нужно научиться. А потом - светлое будущее", - обнадеживает И.Артемьев.

Что получит экономика взамен? Должна вырасти инвестиционная активность, так как поставщики, изучая перспективные планы закупок, заранее будут знать, к каким торгам им готовиться.

Вырастет конкуренция. Новая информационная система повысит прозрачность рынка. В перспективе, говорят в Минэкономразвития, должна появиться даже возможность сравнивать цены вплоть до зарубежных рынков. Это, например, позволит установить, что какое-нибудь западное патентованное лекарство реализуется в России на тендере в 5 раза дороже, чем "дома".

Такая информационная система не будет иметь аналогов в мире и должна снизить риск разного рода "отклонений". О том, насколько эта задача актуальна, говорят результаты анализа официальной информации о госзакупках, проведенный с помощью системы "СПАРК-маркетинг": они указывают на наличие признаков различных нарушений и отклонений в контрактах на общую сумму в 724 млрд рублей, что составляет 15,4% от общего их объема в 2012 г. Так, например, в 2012 году замена русских букв на латинские имела место в документации по 2,4 тыс. торгов на общую сумму 9 млрд рублей. Есть примеры, когда контракт, согласно официально доступной информации, в итоге заключается по цене, отличной от ценового предложения победителя. В прошлом году совокупный объем таких контрактов составил 474 млрд рублей. Больше всего таких контрактов заключено в Москве: на 188 млрд рублей, это 9% от заключенных в столице контрактов. На Байконуре их оказалось больше половины, их объем составил 8 млрд рублей. Есть случаи, когда разница между начальной ценой торгов и стоимостью контракта составляла более 50%. Такое снижение может быть как результатом сговора заказчика и участника торгов, так и происходить из-за ошибки при формировании и обосновании начальной максимальной цены контракта.

Безоткатные технологии

Полноценная реализация закона о ФКС позволит сократить уровень коррупции в сфере госзакупок практически до нуля, считает министр экономического развития Андрей Белоусов.

"Если все удастся исполнить, то откаты станут практически невозможны", - сказал А.Белоусов, выступая на форуме.

Он отметил, что в настоящее время около 39% государственных закупок (2,8 трлн рублей ежегодно) осуществляется у единого поставщика, а значит - вне конкурентной среды. При этом в Москве, которая фактически внедрила систему госзакупок, которую предусматривает закон о ФКС, в I квартале 2013 года у единственного поставщика было осуществлено всего 19% закупок.

Как сообщил заместитель мэра Москвы Андрей Шаронов, за два года Москве удалось сэкономить на закупках около 250 млрд рублей, или 20% от первоначально планируемого уровня.

Успех реализации новой системы госзакупок будет зависеть от того, в какой форме будут приняты нормативные акты, связанные с законом о ФКС. По словам А.Белоусова, всего предстоит принять более 60 нормативных актов.

По словам главы ФАС И.Артемьева, принятие прозрачных норм в сфере госзакупок всегда встречает сопротивление со стороны лоббистов и чиновников, незаинтересованных в этом процессе.

"Предстоит большая борьба", - не сомневается А.Белоусов.

ФАС обещает поправки в 223-ФЗ

Практика применения не так давно вступившего в силу закона о закупках госкорпораций (ФЗ-223) пока такова, что могут потребоваться дополнительные законодательные меры, чтобы повысить прозрачность в этой сфере, дал понять И.Артемьев.

По его словам, "хороших" примеров исполнения этого закона пока немного, более того, многие естественные монополии просто его цинично игнорируют и больше думают о том, как "увернуться" от его требований.

И.Артемьев сказал, что эти вопросы его ведомство намерено выносить на правительственную комиссию по конкуренции и намерено готовить поправки в 223-ФЗ. "Нужны драконовские меры", - констатировал глава ФАС.

Что касается государственных заказчиков, то им придется привыкать к тому, что крупные контракты будут выноситься на общественные слушания, общественные организации получат право задавать вопросы о ходе выполнения контрактов и жаловаться в суд.

Поставщиков, если они привыкли соблюдать требования 94-ФЗ, контрактная система затронет в меньшей степени, говорят эксперты. При этом для честных компаний будет открыт более широкий масштаб для ведения бизнеса, вся система должна стать более профессиональной и ориентированной на конечный результат.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });