Кипр фактически покинул еврозону
Новый план спасения солнечного острова офшоров кажется более справедливым, чем предыдущие - деньги возьмут только с богатых. Но на самом деле, все стало намного хуже. ЕС, фактически, убил экономику острова и сам выгнал его из зоны евро, введя беспрецедентные ограничения на движение капитала
Никосия. 25 марта. FINMARKET.RU - Схема помощи Кипру получилась более сложной, чем ЕС и МВФ требовали изначально, но от того не менее разрушительной.
- Европейцы дадут стране 10 млрд евро.
- В обмен Кипр пожертвует Cyprus Popular Bank, вторым по величине банком страны. Депозиты меньше 100 тысяч евро будут выведены из него в Bank of Cyprus - на его базе будет создан "хороший" банк.
- Депозиты на сумму больше 100 тысяч евро в обоих банках будут заморожены. Их используют для решения долговых проблем Cyprus Popular Bank и рекапитализации Bank of Cyprus. Владельцы депозитов получат вместо денег акции банка, пишет Reuters.
- Незастрахованные депозиты из Cyprus Popular Bank дадут стране 4,2 млрд евро. Сам банк закроют, а работы лишатся тысячи киприотов.
- А затем, как считет большинство экномистов, страну ждет чистилище - она останется без старой экономики.
К катастрофе Кипр ведут два фактора.
- Во-первых, сами споры и конфискация крупных депозитов Cyprus Popular Bank подорвали доверие к финансовой системе Кипра. Это неминуемо приведет к оттоку депозитов. Чтобы избежать этого, вводятся ограничения на потоки капитала.
- Тут возникает вторая проблема - это противоречит самому смыслу монетарного союза ЕС и правилам системы TARGET2, объединяющей европейские банки. По-сути, речь идет о том, что Кипр уже покинул еврозону, просто пока это незаметно, считают некоторые экономисты.
Европейские лидеры так и не научились принимать сложные решения
Переговоры о судьбе Кипра оказались такими сложными, потому что проходили на фоне двух избирательных кампаний, пишет Николя Верон из Института международной экономики им Петерсона. Сначала решение проблемы откладывали, потому что европейцы ждали выборов президента Кипра. Затем начался избирательный цикл в Германии - выборы в Бундестаг пройдут в сентябре.
В итоге план отменили. Но виноваты в его нежизнеспособности не только немцы. Президент Кипра Никас Анастасиадис тоже добавил сумятицы в переговоры: он сам сначала просил обложить налогом не только крупные депозиты иностранцев, но и держателей депозитов на сумму меньше 100 тысяч евро, чтобы спасти статус Кипра как офшора - показать, что весь Кипр несет ответственность за спасения банковской системы острова, а власти не дискриминируют иностранцев.
- Президент страны был готов нанести ущерб собственным гражданам, а европейцы это одобрили. В 2010 г., например, правительство Ирландии предлагало нанести удар по незащищенным депозитам, но тройка кредиторов его отвергла, ведь это угрожало финансовой дестабилизацией в Европе.
- Еще больше доверие к Кипру снизила прошлая неделя, потраченная на переговоры, во время которых политики по всей Европе просто показывали друг на друга пальцем. ЕС оказался не в состоянии решить проблему с участием России.
- Первый план помощи также поднял вопрос о том, насколько демократичен процесс принятия решений в ЕС. Кипр, конечно, не пользовался сочувствием в ЕС, хотя бы из-за связей с российскими олигархами, которые, возможно, отмывают деньги на острове. Но проблема в том, что Кипр оказался в заложниках немецкого электорального цикла. Немецкие социал-демократы, главные противники Ангелы Меркель, активно критиковали Кипр за связи с Россией. Меркель не могла пойти на уступки из-за боязни потерять популярность в Германии перед выборами. Она рискнула и чуть было не спровоцировала массовый отток депозитов из всех проблемных стран ЕС.
Кипр - это портрет всего еврокризиса в миниатюре, согласен Гэвин Дэвис: накачанные стероидами банки, паника и паралич воли при принятии важных решений. Теперь кризис на Кипре вроде бы позади, но утвержденный план спасения создает очень опасные прецеденты:
- Желание ЕС разорвать порочную связь между банками и государственным сектором, которая чуть не загнала в кризис Испанию, сошло на нет.
- Для инвесторов любое сокращение депозитов станет налогом на их капитал, а не чем-то иным. Такие попытки редко заканчиваются удачно.
- Впервые в единой Европе будет введены ограничения на денежные переводы.
Контроль над потоками капитала - первый шаг к развалу Европы
Инвесторы, да и простые держатели депозитов теперь боятся оставлять деньги в стране, потому что сомневаются, что налог будет единичным. Чтобы не случился массовый вывод капитала, будет введен контроль над его потоками: депозиты невозможно будет переводить из одного банка в другой, все безналичные сделки будут ограничены.
Еврокомиссия в понедельник заявила, что контроль над потоками капитала будет введен, но на очень небольшой срок. Это любой срок противоречит принципам монетарного союза.
- Кипр вроде бы остался в еврозоне, но, если будет введены ограничения на переток средств, то разница - находится он в зоне евро или нет - будет почти не заметна. Если будет введены ограничения, то кипрский евро станет валютой Кипра. Например, на французский евро вполне можно купить товары или услуги в Германии, а вот на кипрский купить что-либо можно будет только на Кипре, поясняет экономист Тим Дай.
- Одна из главных характеристик валютного союза - возможность свободно перемещать средства из банка одной страны в банк другой страны. Если подобное движение средств ограниченно, то стоимость евро в банках Кипра будет ниже, чем в других странах ЕС. Это означает, что кипрский евро больше не евро. ЕЦБ, согласившись на эту меру, фактически, создал на Кипре новую валюту, соглашаются в Bruegel.
- В ситуации, когда владельцы депозитов оставляют банки без средств к существованию, ЕЦБ должен предоставлять банкам ликвидность, если у них есть достаточная залоговая масса. Если контроль над капиталом будет введен, то ЕЦБ перестанет быть кредитором последней инстанции для Кипра.
- Именно так и будет выглядеть смерть еврозоны: никто не будет выходить из союза официально, просто страны введут контроль над потоками капитала и ограничат банковскую систему национальными границами, предполагает Дай. В будущем этот инструмент может быть применен неоднократно, а Европа будет дробиться на подзоны, где будут использоваться, фактически, разные евро.
- Введение контроля над капиталом будет огромной исторической ошибкой для стран еврозоны и Кипра, возмущается Хьюго Диксон из Reuters. Снять контроль будет почти невозможно - после его снятия отток капитала начнется немедленно. Кроме того, это нанесет удар по экономике Кипра, которая и так не в лучшей форме.
- Это - сигнал для Италии, Испании или Греции, ведь они могут стать следующими. В случае малейшей заминки, неудачи правительства, массовых протестов, говоря шире, почти в любом случае, ликвидность из их банковской системы будет быстро утекать. Если власти или ЕС ответят на это введением ограничений на потоки капитала, еврозону можно будет считать распавшейся.