Сырьевая экономика задушила несырьевую

Экономисты Центра развития ВШЭ подсчитали, что под разговоры об избавлении от сырьевой зависимости за 10 лет доля добычи сырья в ВВП только выросла, равно как и доля госуправления, а вот вклад несырьевых производств уменьшился

Сырьевая экономика задушила несырьевую
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 13 марта. FINMARKET.RU - На фоне многолетних разговоров о необходимости диверсификации российской экономики и планов избавления ее от сырьевой зависимости, деградация целых отраслей, не связанных с добычей сырья, продолжается, выяснили исследователи Центра развития ВШЭ.

  • Валерий Миронов из ЦР ВШЭ сравнил данные Росстата по производству ВВП в 2002 и в 2012 году и выяснил, что вклад добычи полезных ископаемых в ВВП за 10 лет вырос на 3,4 п.п.: с 5,9% до 9,3%.
  • Доля обрабатывающих производств за это время сократилась с 15,2% до 13,0%, то есть на 2,2 п.п.
  • Если же исключить из статистики по обрабатывающей промышленности нефтепереработку и учесть ее вместе с сырьевыми секторами, то картина становится еще более печальной: доля добычи и нефтепереработки выросла на 5,6 п.п., а оставшаяся обработка сократила свою долю в российской экономике на 3,4 п.п.
  • Устойчиво снижается вклад в ВВП транспорта и связи - на 2,1 п.п. за десятилетие.
  • Несколько выросло значение здравоохранения и образования (на 0,3 п.п), но их доля остается низкой.
  • Зато заметно вырос вклад сектора госуправления с учетом обеспечения военной безопасности и социального страхования - на 1,1 п.п. с 4,5% до 5,6% от всего ВВП.

Даже в сравнении с развитыми сырьевыми странами (Австралией, Канадой, Нидерландами) в России гипертрофировано развиты добыча полезных ископаемых, нефтепереработка и оптовая торговля (в наших условиях оптовая торговля - это, в основном, перераспределение прибыли внутри добывающих холдингов), а недоразвиты здравоохранение, образование и многие виды услуг, в том числе финансовые.

Вывод: все 10 лет российская экономика росла почти исключительно за счет сырья, быстрый рост подушевого ВВП за 2000-2011 годы в 3,1 раза (с учетом паритета покупательной способности рубля) не был заработан, а явился следствием роста сырьевых цен. В случае их падения пузырь нашего "экономического чуда" может неожиданно лопнуть, обнажив "слабый и неразвитый скелет российского экономического организма".

Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК:

"Об опасностях сырьевой направленности российской экономики, наверное, излишне еще раз говорить. Это приводит к сильной зависимости нашей жизни, в том числе госбюджета, от внешнеэкономической конъюнктуры на основные сырьевые товары российского экспорта. Доля добавленной стоимости при такой сырьевой направленности у нас значительно меньше, чем в развитых странах. А это значит, что мы можем, конечно, пытаться догнать высокоразвитые государства по уровню жизни, но сделать это будет чрезвычайно сложно, а скорее - для нас это недостижимо.

К большому сожалению, у нас не только растет сырьевая направленность экономики, снижается доля машинотехнической продукции в экспорте (сейчас она составляет 4-5%, хотя десять лет назад была около 10%). Беда еще в том, что все эти годы мы работали на то, чтобы даже в будущем проблему диверсификации нашей экономики было решать все труднее. Мы предопределили нашу сырьевую направленность на долгие годы вперед.

Одно время был очень популярен лозунг энергетической сверхдержавности. Мы активно строили и строим новые нефте- и газопроводы, вкладывая туда десятки миллиардов долларов. Эту инфраструктуру экономики сырьевого типа придется нагружать: идти в труднодоступные районы страны, разрабатывая там все более сложные месторождения. Огромные ресурсы будут направлены именно на это. Мы укрепляем инфраструктуру экономики сырьевого типа, занимаемся нефтяным самоедством.

Пока мы тратим деньги на обход Украины по дну Балтийского и Черного морей. В Европе не нужны наши ресурсы - пойдем на Восток. А как раз сейчас пошли сообщения, что Япония начала пробную добычу гидратов метана со дна моря. Конъюнктура на мировом сырьевом рынке очень быстро меняется. Мы к этому совершенно не готовы. Для появления подвижек в другую сторону потребуются колоссальные усилия".

Ярослав Лисоволик, главный экономист Deutsche Bank:

"Мне кажется, приоритетное направление диверсификации российской экономики нужно искать в инфраструктурном развитии. Это главный вопрос судьбы нынешнего этапа модернизации России: будет ли инвестиционный скачок в инфраструктурном секторе. Для этого, конечно, нужен институциональный фундамент, меры по повышению эффективности госрасходов, меры по обеспечению инвестиционной привлекательности и притока капитала в нашу страну.

Очень важное направление - диверсификация транспортного сектора. Потенциально это один из самых конкурентоспособных в мировом масштабе и динамично развивающихся секторов российской экономики. Здесь очень многое может быть сделано для того, чтобы ситуация изменилась к лучшему, особенно учитывая очень высокую неэффективность транспортного сектора, который становится источником структурных проблем вплоть до причины снижения темпов экономического роста.

Важным фактором увеличения потенциального роста ВВП является также электроэнергетика. Развитие этих базовых инфраструктурных отраслей может способствовать достижению более высоких темпов роста экономики в целом".

Максим Орешкин, главный экономист ВТБ Капитал по России:

"Отмеченные изменения связаны с ценовой динамикой, а не со структурными провалами в российской экономике. Увеличение доли сырьевых секторов произошло в первую очередь за счет резкого роста стоимости энергетических товаров. В реальном выражении рост за пределами нефтегазового сектора был гораздо сильнее. Учитывая, что базовый сценарий долгосрочного социально-экономического развития страны предполагает более-менее стабильные цены на нефть в ближайшей перспективе, это означает, что автоматически будет расти доля других секторов, а доля нефтегазового сектора будет снижаться.

Перелом уже де-факто происходит. Цены на углеводороды последние два года не растут, а рост российской экономики происходит за счет ненефтегазового сектора.

Пока нефтегазовый сектор является крупнейшей отраслью экономики, все показатели, связанные с ним, будут большими. Поэтому он представляет крупнейший сектор привлечения инвестиций. Но темпы роста строительства в 2000-е годы в реальном выражении были выше, чем в сырьевом (его доля в ВВП выросла на 0,8 п.п.: с 4,7% до 5,5% - "Финмаркет"). Довольно активно росло жилищное строительство".

Хроники событий
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });