Экспортную пошлину на бензин не снизят
Несмотря на просьбы нефтяников, правительство не будет отменять повышенную экспортную пошлину на бензин. Их предложение вернуть старую пошлину - 66% от пошлины на сырую нефть вместо нынешних 90% - не нашло поддержки не только в правительстве, но и среди коллег
Москва. 10 марта. FINMARKET.RU - Правительство рассмотрело две просьбы нефтяников - почти все руководители нефтяных компаний просили снизить пошлину на экспорт бензина и только президент "Роснефти" Игорь Сечин написал чиновникам, что пошлину нужно оставить на запретительном уровне. Правительство прислушалось только к аргументам Сечина.
- Два года назад правительство после мучительных и долгих споров утвердило формулу расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, которую назвали "60-66". Она снижала пошлины на нефть с 65% до 60%, а пошлины на все нефтепродукты повышала с 45% до 66%. Смысл заключался в том, чтобы стимулировать рост добычи нефти и производства светлых нефтепродуктов - до ее утверждения бюджет, фактически, субсидировал производство мазута, который шел на экспорт.
- После доработки формулы пошлина на экспорт бензина была отделена от пошлины на нефтепродукты и составила 90%. Стране летом 2011 года грозил дефицит бензина и, чтобы бороться с ним, Игорь Сечин, который тогда был нефтяным вице-премьером, ввел эту запретительную меру, чтобы защитить внутренний рынок.
Считалось, что эта запретительная пошлина - временная мера. В конце прошлого года нефтяные компании вспомнили об этом и попросили правительство отменить ее.
- Повышенная пошлина была введена в 2011 году из-за того, что несколько месяцев правительство заставляло компании держать цены на топливо на низком уровне, после чего те стали поставлять продукты нефтепереработки за рубеж, где цены им никто не диктует.
- Дефицит бензина закончился в 2012, а ставку на экспорт так и не снизили. Пошлина осталась на уровне 90% от вывозной пошлины на сырую нефть и де-факто формула преобразовалась в "60-66-90".
- Потерпев почти год, нефтяные компании решили напомнить правительству, что введение 90-процентной пошлины изначально носило временный характер. Президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов, гендиректор "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов, глава "Газпром нефти" Александр Дюков, президент "Башнефти" Александр Корсик, гендиректор "Татнефти" Шафагат Тахаутдинов и исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан направили в конце прошлого года письмо премьеру Медведеву с просьбой отменить заградительную меру. Такую же позицию они высказали на заседании правительственной комиссии по ТЭК в начале февраля.
- Главы энергокомпаний заявили, что выпуск высокооктанового бензина увеличился на 8%, и дефицита уже не будет. Сохранение действующего режима заставит их перенести основные инвестиции с мощностей по производству бензинов на иные процессы, и, как следствие, дефицит автобензинов снова возникнет через пять-семь лет.
Сечин радеет за бюджет
Спустя два дня после комиссии президент компании Игорь Сечин отправил письмо президенту Владимиру Путину, в котором выступил резко против просьбы коллег по отрасли. Содержание письма "Финмаркету" пересказал источник в аппарате правительства.
- Сечин написал Путину о том, что ему "стало известно о том, что руководители крупнейших российских ВИНК подписали коллективное письмо" на имя премьера Медведева и просят отменить пошлины, ссылаясь на 8-процентный рост производства высокооктановых бензинов и отсутствие дефицита. Но они не пишут о том, что и спрос вырос ровно на столько же.
- Кроме того, действие пошлины распространяется еще и на нафту (прямогонный бензин, сырье для нефтехимии) и товарные бензины. "Роснефть" считает, что основным мотивом письма нефтяников является желание увеличить выручку именно от экспорта нафты и товарных бензинов.
- Это подтверждено тем фактом, что из 19 млн. т произведенной нафты было экспортировано в прошлом году 15,2 млн.т. Сама "Роснефть" продала из них 3,6 млн.т. Объемы экспорта были теми же и до введения заградительных пошлин - нафта в России никому не нужна.
- Товарных бензинов, в том числе низкооктановый АИ-80 продали за рубеж около 3,6 млн.т., а высокооктановых - 2 млн. т (6 % от внутреннего потребления), а это мало отличается от "допошлинных времен". Сама "Роснефть" экспортировала всего 220 000 т бензина в Монголию.
- Выгода компаний от снижения пошлины до уровня66% очевидна - она равна $100 за т. Выгода экспортеров увеличилась бы на $1,6 млрд., а значит на столько же снизились поступления в бюджет. Минфин при этом считал, что выпадающие доходы составят $1 млрд.
- Сечин также доказывает, что компании и сейчас не бедствуют. В сезон пикового потребления - весной и летом - когда спрос растет на 15-20%, а НПЗ закрываются на ремонт, их премия достигает 3000 руб на тонну. А это превосходит разницу между прошлой ставкой в 66% и желаемой в 90%. Поэтому большую часть года внутренний рынок гораздо привлекательнее экспорта.
- Зимой компании начинают поставлять бензин на экспорт из-за того, что производят его больше, а хранить его негде - мощности ограничены. И независимо от пошлины, нефтяники будут ее продавать, но сейчас высокая ставка позволяет им держать цены в России на нормальном уровне.
- Все это говорит о том, что размер пошлин на баланс рынка товарного бензина влияет слабо. Возможно, ее будут учитывать при принятии решений о модернизации НПЗ после 2017 г. - тогда закончится срок действий четырехсторонних соглашений, но не сейчас.
- Таким образом, пишет Сечин, отмена заградительных пошлин на решение по модернизации мини-НПЗ никак не повлияет, но значительно улучшит экономические показатели нефтяных копаний, то есть сделает нефтяной бизнес еще более прибыльным и ухудшит показатели бюджета.
Путин ознакомился с письмом и поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу, который сменил Сечина в роли куратора ТЭК и нефтянки, рассмотреть обращение Сечина.
Ведомства: Сечин прав
Письмо Сечина, как утверждает другой источник "Финмаркета" в правительстве, отправили во все заинтересованные органы власти, и многие с его позицией согласились. На прошлой неделе, по словам источника, Минэкономразвития, ФТС и ФАС написали, что полностью согласны с главой "Роснефти", а, значит, снижать пошлину не нужно.
- Минэкономразвития настаивает, что снижение пошлины приведет к выпадению доходов и без того тесного бюджета в размере около $1,4 млрд. и станет причиной роста цен на бензин.
- Сами компании, как считает ведомство, направят полученные средства не на модернизацию НПЗ, а на выплату дивидендов акционерам или другие проекты.
- Положительных изменений в структуре российской нефтепереработки не наблюдается, а дефицит качественного топлива сохраняется.
- ФАС тоже жалуется на нефтяников: компании признались, что не могут выполнить условия четырехсторонних соглашений по модернизации НПЗ, и разработали предложения по их корректировке, которые подразумевают уменьшение производства моторного топлива высоких классов.
- ФАС предупреждает: это нарушит баланс производства и потребления, то есть может возникнуть дефицит. Запасной вариант - импорт из Белоруссии и Казахстана и европейских стран по своп-операциям (с условием немедленной поставки).
- Таможня сообщила: после введения заградительной пошлины объем экспорта снизился незначительно - с 11,32% до 10,72 %, но зато бюджет получил 89,21 млрд. руб., о чем не нужно забывать при принятии решения.
- К этому вопросу можно будет вернуться при условии соблюдения компаниями четырехсторонних соглашений, чего они пока не делают. Исходя из фактических темпов модернизации НПЗ, вопрос об изменении пошлин будет решен, но в среднесрочной перспективе, считают в Минэкономразвития.
- В министерстве ссылаются на позицию Минэнерго, высказанную на заседании комиссии по ТЭК 11 февраля: отмену 90% пошлины на бензин нужно рассматривать в рамках формирования долгосрочных условий налогообложения отрасли до 2020 года.
Ставки могут оттаять к весне
Дворкович дал подчиненным на обдумывание предложений нефтяных компаний три месяца. Как сказал источник в аппарате правительства, чиновники не отказываются от изменения пошлин, но только при условии минимизации ущерба для казны.
- Все ведомства обязаны предоставить свои предложения по совершенствованию налоговой и таможенно-тарифной политики в нефтепереработке до конца апреля. Помимо ФАС, ФТС и Минэкономразвития это должны сделать Минэнерго и Минфин, но их доклад пока в правительство не представлен.
- Ведомствам необходимо создать этими мерами стимулы для увеличения производства более экологичного автобензина и полного обеспечения спроса на внутреннем рынке при стабильных ценах.
- Правительство также намерено создать выгодные экономические условия для инвестирования в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов.
- Внесение необходимых изменений в основные направления налоговой и таможенной политики должно при этом нанести минимальный ущерб доходной части бюджета, говорится в протоколе.
- Министерствам также поручено проработать вопрос необходимости установления дифференцированной ставки вывозных пошлина на прямогонные и товарные бензины и учесть возможность их администрирования.
Виталий Крюков, ИФД "Капиталъ"
"Игорь Сечин - человек государственный. У него другой образ мышления. И для него интересы государства превыше всего, несмотря на то, что он стал президентом нефтяной компании. Снижение налогов для любой компании важно, и "Роснефть" экспортирует очень большие объемы нефтепродуктов. Но для Сечина позиция государства, очевидно, важнее интересов бизнеса".
Сергей Пикин, Фонд энергетического развития
"Посмотрите на минуточку на прибыль нефтяных компаний. Это далеко не 12%. Если бы они хотели развивать НПЗ, а у ряда компаний оно есть ("ЛУКОЙЛ"), они могли бы найти средства, а те, у кого его нет, ищут предлог не делать этого. А если делать, то за счет налоговых послаблений. Связь между отменой заградительной пошлины и модернизацией НПЗ, конечно, есть, но она не совсем прямая. Эта мера могла бы быть стимулом, "пряником". Но при этом нужен еще и кнут, чтобы компании этим занимались. Я бы не сказал, что ответственность за неисполнение четырехсторонних соглашений может нефтяников напугать.
"Роснефти" тоже было бы выгодно снижение пошлины, но перед Сечиным, как перед человеком государственным, стоит задача изменения внутреннего рынка бензина, и с него эта задача не снята. Рефлексия государственного деятеля в нем осталась, и на комиссии по ТЭК он явно показывает ее".
/Финмаркет/