Капитализм без роста: грустно, но возможно

Темпы роста мировой экономики упали и, возможно, больше никогда не будут такими высокими как раньше, утверждают некоторые экономисты. Другие считают, что это еще не конец капитализма: сотни лет он существовал без всякого роста, и значит просуществует еще столько же

Капитализм без роста: грустно, но возможно
Фото: Reuters

Нью-Йорк. 22 февраля. FINMARKET.RU - Слабеющие с каждым месяцем надежды на возобновление экономического роста развитых стран наводят на грустные мысли: что если период бурного развития человечества закончен и ждать повторения чуда XX века и нулевых XXI не стоит?

Экономисты все чаще говорят о системном кризисе экономических моделей развитых стран. Многие прогнозируют, что США, Европу и Японию ждут несколько "потерянных десятилетий" подряд. Последние данные это подтверждают - они явно не в лучшей форме. Даже сверхмягкая политика центробанков не помогает ускорить рост.

Хороня экономический рост, многие начинают хоронить и сам капитализм как общественный уклад, утверждая, что, как только богатство и потребление перестанут расти, капитализм ждет крах.

Как замедление экономики добьет капитализм

Грядущую остановку роста, которая может продлиться сотни, а может тысячу лет, предсказывает известный экономист Роберт Гордон. В своем нашумевшем исследовании он утрвеждает, что конец эпохи быстрого роста экономики уже наступил: бурный экономический рост был скорее исключением из правил. Он продолжался последние 250 лет и был связан с тремя научно-техническими революциями, которые случились одна за другой.

  • С 1300 по 1750 годы экономика Великобритании, в то время самой развитой страны в мире, росла на 0,2% в год, затем ее рост резко ускорился из-за двух последовавших подряд технологических революций.
  • В какой-то момент лидерство у Великобритании перехватили США, но в последнее десятилетие рост США тоже замедляется.
  • США возвращается к историческим темпам роста экономики - 0,2% в год. Эти выводы можно экстраполировать и на другие развитые страны - Европу и Японию.
  • Обрушит рост мировой экономики стагнация технического прогресса, а также плохая демография, рост неравенства и другие факторы.
  • Технологии вроде бы развиваются стремительно быстро, но пользы от них немного. Например, изобретение автомобиля перевернуло мир, а вот изобретение IPhone или IPad всего лишь изменили то, как люди развлекаются и общаются.

Многие эксперты уверены, что это самая удручающая экономическая идея последних лет. Но некоторые идут дальше и вместе с ростом хоронят и сам капитализм. Американский антрополог и анархист Дэвид Грэбер, один из идеологов движения "Захвати Уолл-стрит", уверяет, что через одно или несколько поколений капитализм просто умрет.

Причина очевидна: невозможно поддерживать быстрые темпы роста экономики и дальше, ведь ресурсы нашей планеты истощаются, а новые планеты или какие-то прорывные технологии мы пока освоить не можем. "Мы цепляемся за то, что существует, просто потому что мы не можем представить себе альтернативу, которая не была бы хуже", - уверен Грэбер.

Капитализм может существовать и в условиях стагнации

Ной Смит, известный американский экономист из Stony Brook University, решил развеять эти заблуждения.

Ресурсы ни при чем

  • Почему-то все уверены, что именно ограниченные природные ресурсы прикончат капитализм. Но экономический рост может иметь два пути: экстенсивный - за счет вовлечения в экономический оборот все большего количества ресурсов, и интенсивный, то есть за счет их более умного использования.
  • Ясно, что первый путь рано или поздно упрется в стену, а вот есть ли у человечества границы на втором пути пока не известно.
  • Например, все вокруг высмеивают информационную экономику, но у нее есть большой плюс - люди становятся счастливее при куда меньших затратах энергии.

Капитализм может обойтись и без роста

Для существования капитализма экономический рост, на самом деле, не так уж и нужен.

  • Теория свободного рынка может обойтись без роста. Если вы спросите любого экономиста, который придерживается идеи свободного рынка, что же такое капитализм, то вряд ли он вообще станет использовать слово "рост".
  • Капитализм работает, потому что люди зарабатывают на торговле, а не потому что им приходится все больше и больше продавать. Именно эффективность является основой этой игры. В самых простых игровых моделях экономики, например, в популярных играх-стратегиях, люди радостно торгуют скотом и зерном до тех пор, пока не взорвется Солнце.
  • Первые проблемы в идеологии свободных рынков появились именно тогда, когда экономисты попытались включить рост экономики в свои модели. В 1950 году бдущий Нобелевский лауреат Пол Самуэльсон заявил, что постоянный рост экономики может стать основой для создания системы социальной поддержки пожилых в США - Social Security. Чуть позже экономисты начали призывать правительства вкладываться в исследования и инфраструктурное развитие, чтобы поддержать рост экономики.
  • История доказывает, что капитализм может существовать и при стагнации. Можно не обращать внимания на теории и использовать прошлое как руководство для настоящего. История не ставит знак равенства между концом роста и концом капитализма.
  • Начиная с 1970-х годов доходы среднего класса в развитых странах не растут. Вода и энергия становятся все более редкими ресурсами и дорожают - видимо, мы уже достигли лимита. Но люди до сих пор не требуют свержения капитализма и глобальной советизации планеты.
  • Япония, Европа и США за последние 40 лет стали еще более капиталистическими странами, чем были раньше: налоги стали ниже, регулирование слабее, практически все компании и собственность находятся в частных руках. Финансовые рынки, хоть не всегда хорошо работают, но все больше и больше влияют на общество.
  • Самые большие вызовы капитализму были брошены как раз в эпоху бурного роста. Начало XX века стало рассветом коммунизма, анархии и социализма. Но именно тогда экономика росла особенно быстро, а уровень жизни повышался благодаря экономическому прогрессу. Быстрый рост в то время просто разрушил стабильную социальную систему, созданную до Великой промышленной революции.
  • "Армия Кругмана" капитализм не разрушит. Многие были уверены, что протестная идеология "Захвати Уолл-стрит" станет началом антикапиталистической революции в США. Но в движение вошли в основном экономически успешные образованные люди, которые борются не с капитализмом, а с дерегулированием на финансовых рынках и политикой Республиканской партии, защищающей богатых. Это движение еще называют "армией Кругмана" в честь знаменитого Нобелевского лауреата и публициста, а он точно не анти-капиталист.

Даже финансовый мир обойдется без роста

Конечно, можно предположить, что финансовой системе нужен рост. Например, кредитование основано на принципе, что долги будут возвращены из будущих доходов. Да и поддержание доходности акций требует роста. Но и это не совсем так.

  • Кредитование существует из-за разной цены денег во времени, например, потребление сейчас значит больше для нас, чем потребление в будущем. И это правильно, ведь завтра нас может, например, сбить грузовик и мы умрем.
  • Кроме того, берут в долг в основном молодые, чтобы сгладить свое потребление в течение жизненного цикла. Им нужно получить образование или купить дом, а затем они будут сберегать в среднем возрасте. Даже если рост остановится, эти стимулы никуда не исчезнут - кредитование никуда не исчезло в эпохи стагнации, например, во времена правления в Китае династии Мин или в Оттоманской Империи.
  • В последние десятилетия доходность акций напрямую была связана с экономическим ростом. Но если он исчезнет, то компании все равно смогут выплачивать дивиденды.

Можно, конечно предположить, что в мире все устроено иначе. Например, жители развитых стран терпели неравенство, просто потому что были уверены, что экономика будет всегда расти быстро. Как только рост остановится, спрятанная ярость европейцев или американцев выйдет наружу, тогда они прижмут к стене к стене 1% самых богатых.

Однако большинство людей понимает, что все страны, которые попытались провести эксперимент и создать что-то альтернативное капитализму, потерпели крах. В итоге были созданы места, малопригодные для жизни. После десятилетий нищеты и политических репрессий, которые почему-то необходимы, чтобы поддержать антикапиталистическую систему, они вернулись назад к капитализму. Причем часто это - "дикий капитализм", который подразумевает куда больше неравенства и эксплуатации, чем у их соперников на Западе.

Страны, которые номинально всегда были капиталистическими, например, США, Западная и Центральная Европа и часть Восточной Азии, уже научились бороться с издержками капитализма. Они построили системы социальной безопасности, их бюрократии хорошо функционируют, а население имеет доступ к общественно значимым благам. Конечно, эта система не так гламурна, как красивые утопии. Но именно скучная прагматичная смешанная система оказалась самой надежной - и во время стагнации, и во время бурного роста.

Да и насчет будущей стагнации экономисты могут заблуждаться. Так, многие уже прогнозируют следующую промышленную революцию, в основе которой будут промышленные роботы. Они сильно удешевят производство, снизят потребность в рабочей силе и, в итоге, вернут промышленность обратно в США и другие развитые страны.

Правда, экономисты сомневаются, что в таком обществе будет приятно жить, но это не значит, что в нем не будет капитализма.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });