Причина оттока капитала - кризис идей

В ЦБ проходит совещание с участием ведущих экономистов по оттоку капитала. "Финмаркет" также собрал мнения экспертов. Две главные теории: отток происходит от того, что в стране не хотят и не умеют инвестировать, отток - это излишки валюты, образовавшейся от слишком сильного торгового баланса.

Причина оттока капитала - кризис идей
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 17 декабря. FINMARKET.RU - Не все то, что называется оттоком капитала, по сути является таковым. Нужен "ребрендинг" этого двусмысленного показателя. Например, сейчас в него автоматом включают усилия государства по сдерживанию роста валютного курса рубля, грозящего задушить экономику.

В понедельник в Центральном банке пройдет совещание по проблеме оттока капитала из страны. Об этом "Финмаркету" стало известно сразу от нескольких приглашенных экспертов. Положение, когда при относительно благополучной ситуации из страны капитал утекает в объемах, сопоставимых с теми, которые выводились из страны в острую фазу кризиса, серьезно тревожит финансовые власти.

"Финмаркет" тоже собрал мнения экспертов, что они думают об утечке.

Первые две гипотезы вы можете прочесть подробно:

Отток - это вывоз взяток коррупционерами

Отток - это страховка для бизнеса и населения от неминуемой девальвации рубля

Требуется ребрендинг оттока

Максим Орешкин, главный экономист ВТБ Капитал по России

"Причин так называемого оттока капитала несколько, начиная с сильного текущего счета российского платежного баланса: в страну приходит столько иностранной валюты, сколько в настоящий момент не требуется. Такого сильного текущего счета как в конце прошлого - начале этого года никогда не было. Как только текущий счет начал сокращаться во второй половине 2012 года, стал заметно снижаться отток капитала.

К тому же понятие оттока капитала не совсем правильно трактуется обществом. Часть этого оттока - это средства, которые остаются в стране и никуда не уходят. Просто это депозиты, сделанные в иностранной валюте российскими компаниями в российских банках. Формально эти деньги лежат на валютных корреспондентских счетах российских банков в каком-нибудь американском банке, и по международной методологии считаются одним из элементов оттока капитала.

Банки привлекают эти депозиты не для того, чтобы просто держать. Это источник фондирования для кредитования. Быстро растущие в последние годы объемы кредитования подпитываются в том числе и этими депозитами. Эти же деньги направляются на инвестиции. Причем не обязательно в виде валютных кредитов. В основном у нас сейчас рублевое кредитование. Банки могут отдельно хеджировать свои валютные риски через деривативный рынок. Но можно точно сказать, что большого валютного риска со всеми этими операциями на балансах российских банков сейчас нет.

Возможно, имеет смысл представлять более детальный отчет о структуре оттока капитала, показывающий из каких компонентов он складывается, что является его "хорошей" частью, а что "плохой". И сделать ребрендинг этого показателя, дав возможность более аккуратно большему кругу людей следить за его динамикой.

Второй круг проблем - это требуемое улучшение инвестиционного климата и создание большого объема инвестпроектов на территории России. Тут зона ответственности президента и правительства, исполнительной власти в целом. Это должно помочь снижению объемов оттока капитала.

Негативные стороны в оттоке капитала, конечно, есть. Например, в виде "сомнительных операций", которые ЦБ явным образом выделяет в платежном балансе. В их число попадают операции с ценными бумагами, с услугами, которые на самом деле таковыми не являются. Это вопрос взаимодействия ЦБ правоохранительными органами. Здесь работа должна только продолжаться".

Капитал выводят старички

Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков России (АРБР), депутат Госдумы

"Наша экономика не абсорбирует капитал внутри страны: нет необходимого объема проектов, и самое главное, спроса на продукцию, которую мог бы этот капитал генерировать. Это главная причина.

Есть и вторая, не менее важная. Сейчас происходит смена поколений в бизнес-среде: старички уже уходят, продают свой бизнес, выводят капитал за границу, считая, что там "тихая гавань". Нередко покупают его иностранцы. А наша молодежь еще не может быть драйвером экономического развития: не хватает идей, проектов. Старшее поколение оставило им в наследство только старые бизнес-идеи: купил скважину и высасываешь из нее потихоньку.

Должна прийти новая генерация бизнеса, которая будет творить, по-другому создавать новую стоимость. Эта генерация подрастает, но у них пока нет силенок, которые позволят освоить капиталы такого объема внутри России. Два-три года, ну четыре, и эта команда ворвется и начнет доминировать. Тогда начнется приток.

Конечно, можно было бы включить стимулы, которые помогли бы более активно абсорбировать этот капитал внутри страны. Например, надо возвращать инвестиционную льготу (вдвое меньшая ставка по налогу на прибыль, направляемую в инвестиции; действовала в России до 2001 года - "Финмаркет").

У нас два последних года собственники получают очень большой объем дивидендов, не направляя прибыль на развитие. Этому способствует то, что в рамках антикризисных мер у нас с 2009 года снизили ставку налога на прибыль с 24% до 20%. В результате простимулировали получение дивидендов. А вот если бы налог на прибыль был 30% и 50% скидка при направлении ее на инвестиции, многие бы отказались от дивидендов. Даже иностранному бизнесу было бы интереснее работать в России".

Рубль удерживают от укрепления

Евгений Гавриленков, главный экономист Sberbank Investment Research

"Причин образования такого большого объема оттока капитала из России много. Когда у страны счет текущих операций положительный, при прочих равных условиях это означает, что капитал будет утекать, если денежные власти не накапливают резервы. Они с 2009 года этого не делают. Ситуация похожа на ту, что есть во многих странах, включая Германию, у которой $200 млрд профицит по счету текущих операций, что означает отток капитала из страны.

Экономика берет столько внешних денег, сколько в состоянии переварить. С учетом качества наших институтов, правил игры на рынке. Если бы этот капитал не утекал, а оставался в стране, то доллар бы у нас стоил не 30 рублей, а гораздо меньше. У нас были бы меньше темпы экономического роста и больше объемы импорта. Вот тогда бы не было ресурсной базы для оттока капитала.

Даже Минфин подает рынку явный сигнал, что рубль должен ослабеть. Помимо того, что бюджет у нас исполняется с профицитом, Минфин занимает еще на внутреннем рынке (политика "занимай и сберегай" - "Финмаркет"). Занимая рубли на внутреннем рынке под 7,7-7,8%, он кладет их в US treasuries (казначейские облигации США - "Финмаркет") или подобные бумаги с доходностью в 1-2%. Разница этих процентных ставок - внутренних заимствований и внешней их доходности - это примерно ожидаемые масштабы ослабления рубля. Если такой сигнал подает один из главных регуляторов, то другие тоже не могут играть по-другому.

Отток капитала - это просто индикатор проблемы. Бороться напрямую с ним, это все равно что градусник трясти. Надо работать над устранением причин: недостаточное доверие к институтам, ухудшение макроэкономической политики. Центробанк здесь сделать много не сможет".

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });