"Мечел": конец истории

В деле "Мечела" появилась определенность – ФАС налагает на компанию штраф в размере 790 млн рублей и обязывает уже с 1 сентября снизить цены на коксующийся уголь на 15%

"Мечел": конец истории
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 19 августа. INTERFAX.RU - Федеральная антимонопольная служба (ФАС) на прошлой неделе завершила рассмотрение дела в отношении крупнейшего российского производителя коксующегося угля группы "Мечел", которая была признана нарушившей закон о защите конкуренции, а предприятия группы - ООО "ТД "Мечел", ОАО "Угольная компания "Южный Кузбасс", ОАО "ХК "Якутуголь", Mechel Trading - признаны занимающими доминирующее положение на рынке концентратов коксующихся марок углей. Дело против "дочек" "Мечела", ценовую политику которого премьер-министр Владимир Путин подверг жесткой критике 24 и 28 июля, было возбуждено по жалобе "Магнитогорского меткомбината (ММК), ОАО "Алтай-Кокс" и "Новолипецкого меткомбината" (НЛМК).

К "Мечелу" ФАС применит штраф в размере 5% годового оборота от продаж коксующегося угля, заявил журналистам во вторник глава ФАС Игорь Артемьев. Глава ведомства напомнил, что "Мечел" активно сотрудничал с ФАС, в связи с чем антимонопольный орган "принял решение наложить на компанию штраф в размере 5% от годового оборота, что составляет примерно 790 млн рублей".

Согласно кодексу об административных правонарушениях (КоАП), размеры санкций могут варьироваться от 1% до 15% годового оборота. При этом ранее руководство ФАС дважды заявляло, что компания в случае устранения нарушений может рассчитывать на минимальные штрафные санкции - 1% от годовых продаж коксующегося угля.

Кроме того, ФАС обяжет "Мечел" снизить цены на коксующийся уголь на 15%. "Мы будем рекомендовать компании снизить цены на 15% до конца года с 1 сентября", - , сообщил журналистам Игорь Артемьев.

По словам главы антимонопольного ведомства, "Мечел" снижать цены готов. "Мы сегодня получили положительные сигналы от "Мечела" и других компаний, занимающихся добычей коксующегося угля, о готовности снизить цены на 15%", - сказал он. В дальнейшем, "Мечел" также будет обязан информировать антимонопольный орган о намерении изменить свое ценообразование в сторону повышения.

Помимо "Мечела" ФАС расследует факты нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО "Евраз Холдинг" (входит в Evraz Group) и ООО "Распадский уголь" (ОАО "Распадская"). В отношении этих компаний, по словам Игоря Артемьева, ФАС предъявит "точно такие же требования и санкции, как и к "Мечелу", а само расследование будет завершено в течение двух недель.

Претензии заканчиваются

Рынок отреагировал на новость о "наказании", которому в итоге подвергнется "Мечел", ростом, хотя эксперты не припоминают случаев, когда на компанию антимонопольная служба налагала бы столь значительный штраф. Так, после заявлений ФАС депозитарные расписки (ADR) компании на Нью-йоркской фондовой бирже выросли на 4,33%. По данным на 16:45 мск ADR "Мечела" на NYSE торговались на отметке $27,01 за бумагу.

В целом, решение ФАС по "Мечелу" скорее положительно, прежде всего, это придает делу ясность, говорит аналитик ВТБ Александр Пухаев. По его словам, штраф, наложенный на компанию, существенный, но не худший из возможных, равно и как обязательства по снижению цен на сырье. В частности, по рынку циркулировали слухи, что ее могут обязать снизить цены вплоть до 30%. Теперь стало очевидно, что разорять компанию никто не собирается.

С другой стороны, рынок уже отыграл свои панические настроения и дошел до локального минимума раньше, отмечает Александр Пухаев. Наиболее стремительным было падение стоимости компании сразу после жесткой критики премьера - ADR на акции "Мечела" на NYSE упали 37,61% (до $22,84 с $36,61), что в считанные часы снизило капитализацию компании Игоря Зюзина почти на треть. После "конкретизации претензий" премьером падение продолжилось и дальше.

Позитивный момент в решении ФАС в том, что претензии, по всей видимости, заканчиваются. Тем не менее, если штраф в $32 млн для такой компании как "Мечел" вполне терпим (особенно с учетом того, что цены с прошлого года выросли почти вдвое), то потери от снижения цен на сырье безболезненными не назовешь. По подсчетам аналитиков "Уралсиба" Дмитрия Смолина и Николая Сосновского, из-за снижения цен на коксующийся уголь с сентября "Мечел" потеряет в выручке за текущий год порядка $150 млн, что не критично, но, безусловно, скажется на рентабельности.

"Ручное управление"

Новости об окончательном решении ФАС в отношении группы "ФАС" предшествовал ряд заявлений Владимира Путина, сделанных им на совещании по вопросам развития конкуренции. Для начала премьер отметил позитивные изменения для конкуренции в металлургической отрасли, произошедшие после июльского обсуждения ценовой политики ряда металлургических компаний. "Мне приятно отметить, что наши обсуждения дали позитивное движение, - сказал Владимир Путин. - Производители сырья договорились с металлургами, заключили долгосрочные договоры".

Между тем ситуацию с обсуждением ценообразования "Мечела" и последующей реакцией на него премьер назвал "ручным управлением". "Обсуждая положение дел в ряде отраслей, в том числе и в металлургической, мы обратили внимание на то, что некоторые участники рынка используют свое монопольное положение достаточно эгоистично, выявили ряд картельных сговоров, - сказал глава кабинета. - Мы должны создать систему, регулирующую ситуацию на рынке, исходя из действующего законодательства, справедливо и рационально".

Уголовный кодекс в борьбе с монополизмом

В настоящий момент разрабатываются изменения в антимонопольное законодательство, призванные улучшить конкурентную ситуацию на рынке. Пока же раз за разом российский бизнес набивает себе шишки о подводные камни антимонопольного законодательства, видимо, не в силах уяснить, что же все-таки от него требуется.

Как сообщила по итогам совещания журналистам глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, правительство в сентябре может внести в Госдуму разработанные ФАС поправки в принятый два года назад закон "О защите конкуренции". По ее словам, поправки, в частности, усиливают полномочия ФАС по контролю за антиконкурентными действиями, а также содержат меры, направленные на пресечение создания картелей и согласованных действий.

Среди отраслей с "не очень высоким уровнем конкуренции", кроме металлургии Эльвира Набиуллина упомянула нефтепереработку, угольную промышленность, производство стройматериалов и минеральных удобрений. "Признаки картелей должны быть четко прописаны, чтобы предприятия не боялись и понимали, о чем идет речь", - подчеркнула министр.

В тоже время она отметила, что ответственность за картельные сговоры будет ужесточаться, вплоть до уголовной. Она не уточнила, какие именно меры уголовного характера могут применяться к компаниям, уличенным в картельном сговоре, поскольку эти меры еще "будут обсуждаться". Кроме того, по словам Эльвиры Набиуллиной, у ФАС должна быть возможность более активно взаимодействовать с правоохранительными органами для сбора доказательств по нарушениям закона о конкуренции.

Такие непростые антимонопольные законы

Расследования антимонопольных органов и наказание за нарушение законодательства сопутствуют нормальной бизнес-практике во всем мире. При этом бизнесу надо четко осознавать, где нарушение, а где нет. То, что ФАС сейчас активно действует в направлении совершенствования законодательства, радует, хотя такая мера как, например, введение уголовной ответственности вызывает у экспертов неоднозначную реакцию.

"В настоящее время на вопрос, какие механизмы должны сегодня обеспечить конкуренцию, однозначного ответа нет, - говорит ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. – Поэтому будут эксперименты, будут опробоваться разные варианты". Однозначно нужен оперативный мониторинг ценообразования на рынках, на который, кстати, "мощностей" ФАС может не хватить, плюс прозрачные механизмы.

С проблемой монополизации рынков в последнее время столкнулась не только Россия, но и западные рынки, подчеркивает Владимир Сальников, но механизмов, которые обеспечивали бы эффективное поведение субъектов, по сути, нет. Особенно это касается транснациональных компаний, доминирование которых в мировом масштабе нужно регулировать национальным законодательством той или иной страны.

Совершенствование законодательства, безусловно, необходимо, хотя и до сегодняшнего дня у ФАС было достаточно возможностей и полномочий предотвратить значительную часть злоупотреблений. И если ранее штрафы были мизерными (максимальный объем для юридических лиц составлял 500 тыс. руб.) и монополист мог с легкостью от него отмахнуться, то с принятием в прошлом году поправок к КОАП о введении оборотных штрафов (в размере от 1% до 15% от выручки) полномочия службы существенно выросли. Как отмечал Игорь Артемьев, большие оборотные штрафы (10–15% от выручки за год) уже сопоставимы с тем ущербом, который наносится стране в результате действий монополистов.

Обозреватель Наталья Жогова

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });