Таможенники не стали упрощать жизнь бизнесу
Минэкономразвития отчиталось о первых результатах работы с дорожными картами, по которым чиновники часто принимают решения, ухудшающие жизнь бизнесменов. Чемпионом здесь стала таможенная служба, к которой и до дорожных карт было больше всего претензий
Москва. 11 декабря. FINMARKET.RU - Министр экономического развития Андрей Белоусов направил главе правительства Дмитрию Медведеву первый отчет об исполнении уже принятых дорожных карт по совершенствованию делового климата в стране. С содержанием документа, подготовленного к предстоящему 20 декабря заседанию правительства, удалось ознакомиться "Финмаркету".
Злостным саботажником признана Федеральная таможенная служба: в июле-сентябре этого года фактически не исполнено ни одно из мероприятий, о выполнении которых отчитались таможенники. Между тем, именно таможенное администрирование сильнее всего тянет Россию вниз в рейтинге Doing Business.
- Задачу подняться в рейтинге Всемирного банка со 120 на 20 место Владимир Путин поставил в апреле этого года. Позднее эта цель была закреплена в одном из его первых майских указов после вступления в должность президента. Цель - улучшить восприятие России отечественными и иностранными инвесторами.
- Было решено разработать дорожные карты для улучшения условий ведения бизнеса по всем направлениям, оцениваемым составителями Doing Business. Речь идет о сокращении количества, продолжительности и стоимости административных процедур для получения госуслуг.
Уже утверждено пять дорожных карт:
1. по упрощению процедур получения разрешения на строительство,
2. по регистрации собственности,
3. по упрощению доступа к энергетической инфраструктуре
4. по улучшению доступа на зарубежные рынки,
5. по таможенному администрированию.
Еще четыре карты должны появиться до конца года, остальные - до середины 2013 года.
Как и ожидалось, недостаточно просто утвердить карты. Теперь нужно научить ходить по ним чиновников.
Хуже всего идет исполнение мероприятий, намеченных дорожной картой "Совершенствование таможенного администрирования": реально выполнен только один из пяти пунктов. Карта "не достигает планируемых эффектов", говорится в докладе министра Белоусова.
В рейтинге Doing Business оценка российских таможенных процедур - одна из самых низких. В последние годы она стабильно ухудшается: за последний год таможня страны опустилась еще на две ступеньки - 162 место в мире.
Объяснение этого продолжающегося падения содержатся в докладе Белоусова.
- Большинство мероприятий, предусмотренных дорожными картами, исполняются чиновниками своеобразно - подготовкой проектов нормативных актов, содержание которых негативно оценивается предпринимательским сообществом, отмечается в письме Белоусова.
- Особо выделено формальное отношение к исполнению дорожной карты именно Федеральной таможенной службой (ФТС).
- Ее представители отказываются от контактов с деловым сообществом помимо тех, которые прямо предусмотрены дорожной картой или актами, изданными в ее исполнение.
- Так, таможенники полностью игнорируют мероприятия Агентства стратегических инициатив (готовит сами карты) под тем предлогом, что ответственным за мониторинг дорожной карты назначено Минэкономразвития.
Члены рабочей группы АСИ и представители бизнеса опровергают данные ФТС об исполнении заданий, предусмотренных дорожными картами:
- в пунктах пропуска появилась информация о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу. Однако, ускорения процедуры оформления не произошло. Информация на пунктах пропуска вводится вручную только после прибытия товара на границу; продолжительность проверок не ограничена; сроки оформления товаров на границе не изменились, либо увеличились, констатирует АСИ;
- для определения порядка создания, реорганизации и ликвидации региональных управлений ФТС, таможен и таможенных постов в октябре даже было принято постановление правительства. Но по нему правом принятия всех этих решений наделена исключительно ФТС, фактически без необходимости консультаций с бизнес-сообществом;
- Банк России обеспечил передачу ФТС в электронном виде оформляемых уполномоченными банками паспортов внешнеэкономических сделок. Но таможенники пока не пользуются этой информацией, требуя ее по-прежнему от участников внешнеэкономической деятельность (ВЭД).
Об исполнении своего пункта по таможенной карте отчитался также Минтранс: подготовлен план мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах. Однако, по мнению бизнес-сообщества и АСИ, документ требует доработки. В нем по-прежнему не решена проблема создания "одного окна" для принятия решения о выпуске товара до его выгрузки на причал. Различные контролирующие органы продолжают требовать от участников ВЭД каждый свой пакет документов.
Фронде ФТС способствует нечеткое распределение обязанностей по мониторингу за исполнением таможенной дорожной карты в аппарате правительства, пишет министр экономразвития. В результате возникает риск принятия правительством непоследовательных решений.
На прошлой неделе на конференции газеты "Ведомости" "100 шагов к благоприятному инвестиционному климату" замглавы Минэкономразвития Сергей Беляков говорил о желании, чтобы в Таможенной службе произошли такие же изменения, как в Федеральной налоговой службе: "Вспомните, что еще несколько лет назад говорилось по поводу налогового администрирования. Налоговая служба воспринималась точно так, как сейчас таможенная. За шесть лет произошли кардинальные изменения в отношениях администратора с теми, кого они администрируют. Это уже отношения не начальников и подчиненных, а партнеров. Бизнес ставит проблему: налоговая служба разбирается и пытается ее решить".
О проблемах с исполнением ФТС дорожных карт намекнул на заседании АСИ 22 ноября и президент Владимир Путин.
Комментарии ФТС "Финмаркету" получить не удалось.
По другим дорожным картам тоже есть проблемы с реализацией намеченного:
Строительство. Из восьми мероприятий по дорожной карте "Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства" ведомства отчитались в реализации семи. Эксперты готовы признать реальное выполнение трех.
- Главным виновником провала назван Минрегион.
- Исчерпывающий перечень административных процедур, необходимых для получения разрешения на застройку, разработан только для жилищного строительства. Такого же перечня документов вообще не оказалось в подготовленных нормативных актах.
- Один из разработанных законопроектов приведет к тому, что на застройщиков будет возложена обязанность по созданию инфраструктуры. Это сделает строительство более дорогим. Правда, аналогичные претензии адресованы экспертами и самому Минэкономразвития по поводу его предложений, "упрощающих" выделение земельных участков под строительство.
Доступ к энергии "Повышении доступности энергетической инфраструктуры процент выполнения больше: пять из семи.
- Из недоделанного: на интерактивной карте точек технологического подключения к энергосетям отсутствуют данные по электроподстанциям с напряжением 0,4 кВт, по которым поступает основная часть заявок.
- Согласование планов развития электросетевой инфраструктуры должно быть сделано на уровне Градостроительного кодекса, а не нормативных актов правительства.
В Минэкономразвития обещают, что с февраля 2013 года следить за реализацией мероприятий по дорожным картам можно будет на специальном сайте. А руководители правительства за ходом исполнения дорожных карт вскоре смогут наблюдать на своих iPad с помощью приложения "iMinec".
Александр Косов, руководитель таможенной группы юридической компании "Пепеляев Групп"
"Оценка Минэкономразвития соответствует действительности. Поручения карты выполняются ФТС формально. У них защитная реакция: не исправить положение в ответ на критику, а найти массу обоснований, что виноват кто-то другой.
Свою позицию они обосновывают тем, что таможенной службе приходится выполнять массу несвойственных ей функций, например, ветеринарного контроля. И основные причины задержек надо искать в других государственных контролирующих органах.
Еще один аргумент - угроза, что в результате реформы по крайней мере на первых порах бюджет может недополучить денег. Поэтому фактически саботируется уже принятое решение о возможности отсрочки уплаты таможенных платежей при наличии финансового обеспечения.
В ФТС говорят, что у них уже 95% деклараций подается в электронной форме. Но при этом умалчивают, что большинству этих декларантов все равно пришлось дублировать документы на бумаге.
Хотя отдельные должностные лица в ФТС на своем уровне пытаются что-то исправить. Но в развитие за последние шесть лет ничего не происходит. Скорее даже откат".
Елена Белозерова, руководитель направления "Внешнеторговая деятельность, таможенное и валютное регулирование" Goltsblat BLP
"На уровне центрального руководства ФТС стремление упростить администрирование есть. Советуются с участниками ВЭД. Намного проще сейчас стало получить информацию о происходящих или предстоящих изменениях. Больше появилось возможностей у бизнеса принять участие в принятии решений.
Понятно, что не все, предложенное бизнесом, может быть принято ФТС. Другое дело, как новации реализуется на практике. Всегда возможно недопонимание, неисполнение на местах.
Сильно усложнило ситуацию масштабное изменение законодательства в связи с созданием Таможенного союза. Трем разным администрациям, которые до сих пор развивались самостоятельно, пришлось друг с другом советоваться и привыкать приходить к консенсусу.
Если сравнивать с Европой, то наше положение в рейтинге Doing Business, может быть, и объяснимо. Но если сравнивать с тем, как было раньше, позитивные изменения налицо".
Андрей Никитин, гендиректор Агентства стратегических инициатив
"Проблема мониторинга за исполнением дорожных карт неминуемо встанет. Она уже встает.
Мы постарались сделать дорожные карты предельно детальными, с четкими шагами. Чтобы за общими словами не потерять суть. Но за большой детализацией должна стоять огромная работа мониторинга. Здесь роль агентства - поставщик честной и прозрачной информации правительству о том, как повлияло то или иное действие.
Мы не сможем делать этого без бизнеса. Вплоть до того, что мы сделаем программу для iPhone, чтобы каждый предприниматель смог дать отзыв, за сколько он прошел ту или иную процедуру".
Александр Ивлев, партнер рейтинговой компании Ernst&Young
"Нужен надведомственный инструмент воздействия: вице-премьер или сотрудник администрации президента, который бы следил за выполнением дорожных карт, мог влиять на ход их исполнения, давать указания другим ведомствам.
Количество мероприятий по каждой из дорожных карт варьирует от 30 до 100. Это означает, что через какое-то время по всем 22 дорожным картам надо будет мониторить выполнение порядка 1100 мероприятий. Это невероятный объем работы. Нужна эффективная система мониторинга. Возможно, для этого понадобиться либо создание отдельного департамента в Минэкономразвития, либо дополнительные ресурсы для АСИ".