Зарубежные эксперты советуют создать "казацкую команду" для бюрократов
Улучшение делового климата в России происходит очень медленно - реформы есть, а улучшений нет. Все успехи - результат взаимодействия властей и крупных инвесторов "в ручном режиме". А во многих регионах никто не принимался и за формальные реформы
Москва. 4 декабря. FINMARKET.RU - У России огромный потенциал улучшения инвестиционного климата. Но успехи на этом поле незначительны. В Минэкономразвития уже видят проявления мимикрии, когда новые, казалось бы прогрессивные, институты внедряются формально, не принося бизнесу и экономике реального результата.
Зарубежные специалисты убеждены: нужна "казацкая команда", которая будет жестко доводить принятые на верху решения до самого низа административной системы.
Обсуждению передовых международных практик улучшения институтов посвящена двухдневная конференция "Ведомостей" "100 шагов к благоприятному инвестиционному климату".
Андрей Белоусов, министр экономического развития
"Россия - одна из немногих стран мира с быстрорастущими потребительским и инвестиционным рынками: они растут на 5-7% ежегодно. Не случайно по потенциалу внутреннего рынка в рейтинге глобальной кредитоспособности Всемирного экономического форума Россия заняла седьмое место из 140 стран.
По объему валовых внутренних сбережений Россия занимает одно из ведущих мест в мире. Их доля в ВВП составляет порядка 30%. При этом используется только две трети от этого потенциала: на инвестиции мы тратим только порядка 20% ВВП. Причины этого разрыва хорошо известны - недостатки инвестиционного климата.
Россия в гонке за привлечение глобальных инвестиций сильно отстает. По объему привлеченных прямых инвестиций Россия входит в десятку мировых лидеров, занимая, правда, девятое место, из стран БРИКС уступая Китаю и Бразилии. В прошлом году мы вышли на уровень прямых иностранных инвестиций в $53 млрд (в Китае - $116 млрд). Эта цифра нас не может удовлетворить: мы на рынке иностранных инвестиций занимаем всего чуть более 3%.
Для нас были очень поучительны и даже оказали шоковое воздействие результаты обследования инвестиционной привлекательности российских регионов, которое провел Мировой банк. Мы обнаружили, что существует огромный разрыв между регионами по качеству инвестиционного климата. Ситуация по срокам прохождения административных процедур, по их количеству в разных городах отличается в разы. Это означает, что есть очень большие резервы по улучшению инвестиционного климата даже при существующей в стране нормативно-правовой базе.
С помощью рейтинга инвестиционной привлекательности регионов мы получили информацию о лучших и худших практиках. Сейчас для нас важно внедрить стандарты инвестиционного климата. Процесс уже пошел вширь. Мы прекрасно видим, что идет мимикрия. Многие институты внедряются в виде формы, а содержание оставляет желать лучшего.
Чтобы с этим справиться, мы подтягиваем предпринимательское сообщество. Сейчас центр тяжести оценки качества работы госорганов переносим на уровень бизнес-сообществ, например, в этом активно будет участвовать "Деловая Россия".
Джутика Раманасан, глава Агентства по бухгалтерскому и корпоративному регулированию Сингапура (ACRA)
"Когда Сингапур поставил целью стать страной с самыми лучшими в мире условиями по ведению бизнеса, в первую очередь упростили процедуры регистрации компаний и систему контроля, в том числе бухгалтерского, за их деятельностью. Проводилась политика неповышения издержек при ведении бизнеса.
Было решено вынести систему регистрации компаний в интернет. При этом нельзя поместить в он-лайн ту систему работы с бизнесом, которая существует в ручном режиме. Требуется ее коренное изменение. Было убрано все лишнее, что не дает пользы для регулятора и бизнеса.
Вся система должна быть ориентирована на транзакции (операции), а не на формы. Вложили в базу всю информацию, которая уже была известна государству. Создали систему он-лайн проверки данных, которые вводят наши клиенты, и такого же автоматического устранения ошибок. Вместо регистрационного сертификата появилось электронное уведомление.
У нас нет подписей, мы не видим в них никакой пользы, так как нет возможности проверить их подлинность. Сформулированы правила деловой переписки через электронную почту и SMS.
Создали систему самообслуживания, когда клиенты могут контактировать с государством без помощи юриста или бухгалтера. В итоге более 300 операций взаимодействия бизнеса и административных органов осуществляется круглосуточно. Сроки сократились до 15 минут, а на самом деле составляют до 30 секунд. Стоимость услуги регистрации предприятия снизилась с 1200-35000 до 300 сингапурских долларов.
Более 10 млн долларов в год агентство зарабатывает только на предоставлении деловым партнерам информации друг о друге: более 400 000 подобных запросов в год; стоимость услуги - 5 долларов".
Ярослав Белдовски, первый вице-президент Банка национального хозяйства Польши
"Нельзя с головой уходить в повышение рейтинга [Doing Business]. Главное - проводить реальное улучшение условий для бизнеса.
Иногда люди увлечены законодательными изменениями. Гораздо важнее административные процедуры.
Как говорил наш министр юстиции, для успешного проведения административной реформы нужна "казацкая команда" (эту фразу он произнес по-русски - "Финмаркет"), которая бы подстегивала чиновников на всех уровнях. Это должны быть жесткие, настоящие реформы. Нельзя обмануть бизнес. Условия должны реально улучшаться, а не просто идти разговоры об их проведении.
Реформы делают вас сильнее с политической и международной точки зрения. Но на этом пути у вас будет много врагов".
Наталья Ханженкова, управляющий директор по России ЕБРР
"ЕБРР вместе с партнерами вложили в Россию более 22 млрд евро. Работаем более чем в 50 регионах и на себе испытываем большое разнообразие деловой среды. Есть регионы, где нам и нашим инвесторам комфортно работать; и есть - где неуютно находиться.
Мы провели новый этап своего исследования инвестиционного климата в 37 российских регионов. В опросе приняли участие руководители более 4000 компаний.
Основные выводы:
- со времени последнего обследования в 2009 году есть улучшения: деловой климат приближается к тем оценкам, которые были до кризиса 2008 года;
- даже в соседних регионах основные препятствия для расширения бизнеса не повторяются;
- состояние инвестиционной среды гораздо важнее для инновационных компаний, чем для бизнеса в среднем;
- некоторые российские регионы успешно конкурируют не только между собой, но и с другими странами;
- в регионах, где условия для ведения бизнеса реально улучшаются, запросы предпринимателей становятся еще выше;
- в наиболее привлекательных регионах с приходом все большего количества инвесторов возникают проблемы с возможностями местной инфраструктуры.
Сергей Смирнов, вице-президент фармкомпании "Ново Нордиск"
"Выбор нашей компании для размещения производства стоимостью $100 млн Калужской области был обусловлен:
- наличием там индустриальных парков с коммуникациями на границах участка;
- наличием административных институтов, когда понятно с кем говорить; есть возможность прямого диалога между бизнесом и представителями власти; возглавляемый губернатором координационный совет позволяет решать каждодневные вопросы, которые стоит перед инвесторами. Все представители органов власти доступны;
- главная проблема в Калуге заключалась в том, что мы как инвестор не успевали за решением возникающих проблем со стороны местных властей".
Сергей Морозов, губернатор Ульяновской области
"Восемь лет назад мы стояли перед выбором: либо быть сырьевым и интеллектуальным придатком для других соседних регионов, более динамично развивающихся, либо быть лидером. Можно было бы не тратить нервы, не менять чиновников, а просто приходить в Минэкономразвития и просить помощи.
Не надо изобретать велосипед. Он уже неплохо собран в России и называется стандарт по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Ничем неоправданное затягивание в предоставлении участков для нового строительства - иногда до пяти лет - сократили до девяти месяцев. Согласование разрешений на строительство может укладываться в десять дней, а не в 124 дня. Сроки проведения кадастровых работ были вовсе не ограничены - в разы можно сократить сроки регистрации земель и объектов недвижимости в Росреестре.
Мы научились работать с крупными инвесторами, но исключительно в ручном режиме. Если хотим говорить о привлечении малого и среднего бизнеса, надо переходить на автоматический режим. Огромные заводы мы не построим в депрессивных сельских территориях. А малый и средний бизнес генерирует порядка 50% инвестиций в основной капитал.
Россия может быть гораздо более инвестиционной выгодной, чем Китай и Бразилия.
Мы подготовили большой пакет налоговых льгот на 10-15 лет. Готов очень серьезно дискутировать с главой Минфина о большой пользе его для региона".
Михаил Максимов, первый замруководителя аппарата мэра Москвы
"Мы пересмотрели свой план перевода госуслуг в электронный вид и решили сконцентрироваться на тех из них, которые можно оказать полностью без визита в органы исполнительной власти.
Сейчас в сфере строительства находится в работе две подобные услуги: выдача экспертизы и выдача разрешения на строительство. При этом для получения второй слуги вовсе не будет требоваться предоставления той документации, которая уже была передана в рамках проведения экспертизы. Технологически эти услуги мы будет готовы оказывать в I квартале 2013 года.
Отработав на двух этих самых сложных процедурах новый механизм взаимодействия, мы перейдем к реализации следующих этапов в ходе ведения строительства, включая надзор и ввод в эксплуатацию.
Также в I квартале бизнесмен будет иметь возможность получать до десятка документов из департамента земельных ресурсов, ни разу не приходя в него. Включая такие сложные вещи, как оформление договора аренды или собственности на земельные участки, которые находятся под вашими строениями".
Александр Галушка, сопредседатель "Деловой России"
"Решение задачи по подъему России со 120 на 20 место в рейтинге по условиям ведения бизнеса - это экономическая революция. Она опирается на политическую волю президента Владимира Путина. Сложилось "соработничество" бизнеса и административных структур, где бизнес получил возможность солировать.
Но мы сталкиваемся с сопротивлением бюрократии. Во многих случаях это не злостное противодействие, а добросовестное заблуждение, инерция. Нужна мотивация, чтобы на госслужбе была заинтересованность достигать ключевые показатели эффективности. Не только негативная, что тебя могут уволить, но и успеха - материального, социального и карьерного".
/Финмаркет/