Зарплаты не уйдут в "тень"
Эксперты уверены, что меры, предложенные Минфином РФ с целью финансирования пенсий, не вызовут роста доли теневых зарплат и инфляции
Москва. 19 августа. INTERFAX.RU - Предложения Минфина РФ по индексации регрессивной шкалы единого социального налога (ЕСН) для финансирования пенсий не заставят зарплаты уйти в "тень", считают эксперты, опрошенные агентством "Интерфакс-АФИ".
Поскольку рост пенсий до 30% от средней зарплаты будет обеспечен, в основном, за счет роста налоговых поступлений, то это и не вызовет инфляции, полагают они.
Минфин предлагает в 2010 году взимать 26% с годовой зарплаты до 1,1 млн рублей, с зарплаты от 1,1 млн до 2,3 млн рублей - 10%, с зарплаты свыше 2,3 млн рублей - 2%, а также ежегодно увеличивать пороговые значения на рост фонда оплаты труда.
В настоящее время с годовой зарплаты сотрудника до 280 тыс. рублей работодатель отчисляет 26%, от 280 тыс. до 600 тыс. рублей - 10%, свыше 600 тыс. рублей - 2%.
По расчетам Минфина, индексация шкалы приведет к возврату эффективной ставки налога к уровню 2005 года, когда такая шкала была введена.
Кроме того, Минфин предлагает финансировать пенсии за счет постоянного трансферта из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в размере 0,6% ВВП.
Доля "теневого" сектора не увеличится
"Я не вижу оснований для ухода зарплат в "тень", поскольку при снижении ЕСН в 2005 году у нас не было выхода из "тени", - сказал руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Евсей Гурвич.
По его словам, поскольку достаточно значительное снижение ЕСН в 2005 году (максимальная ставка была уменьшена с 35,6% до 26%) не привело к снижению доли теневой зарплаты, то и нет оснований для увеличения этой доли, если эффективная ставка вернется к уровню 2005 года.
Гурвич отметил, что, по данным Росстата, в 2007 году доля теневых зарплат находилась на уровне 31%.
Кроме того, по его словам, исследования показывают, что "бремя налогов на труд несет труд". "Поэтому предприниматели заблуждаются, когда считают, что от снижения социальных налогов они выигрывают. В основном, выигрывают работники, и от повышения проиграют тоже, в основном, работники", - сказал эксперт. Он полагает, что повышение ЕСН фактически будет означать перераспределение доходов между работающими и пенсионерами.
Старший экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик считает, что даже с учетом предложений Минфина общая налоговая нагрузка по ЕСН будет не очень высока, чтобы значительно стимулировать предпринимателей не платить налог.
"Я не думаю, что это такой чрезмерный рост налогообложения, чтобы привести к значительному перераспределению ресурсов между теневым и нетеневым сектором зарплаты", - сказал эксперт.
Ведущий экономист группы "Ренессанс Капитал" Елена Шарипова полагает, что индексация шкалы приведет к существенному увеличению налоговой нагрузки на работодателя. "Нагрузка будет весомой, потому что ЕСН самый "нагрузочный" налог, который платит работодатель", - сказала она.
В то же время, по ее мнению, повышение пороговых величин правильно, поскольку из-за инфляции доходы пенсионной системы в реальном выражении постоянно падают.
Шарипова при этом сомневается, что предприятия будут уводить зарплаты в "тень" из-за роста налоговой нагрузки. "Особого выхода из "тени" не было при снижении ЕСН, думаю, что сейчас не произойдет и ухода. Кто платил, тот и будет платить", - считает она.
Инфляция маловероятна
Поскольку увеличение пенсии будет происходить, в основном, за счет увеличения налогов, а не за счет трансферта из ФНБ, то существенных инфляционных последствий быть не может, уверен Е.Гурвич. По его расчетам, индексация регрессивной шкалы ЕСН заберет у предприятий порядка 700 млрд рублей в 2010 году, а трансферт из ФНБ в том же году составит примерно 330 млрд рублей.
"Для макроэкономики негативных последствий я не ожидаю. Увеличение пенсий, в основном, происходит за счет перераспределения ресурсов между работником и пенсионером", - сказал эксперт.
Я.Лисоволик охарактеризовал возможные инфляционные последствия как незначительные. "Рост налогообложения - это фактор, который изымает избыточную ликвидность из системы и действует в пользу некоторого снижения инфляционного давления", - отметил он.
По его словам, если трансферт из ФНБ будет сразу идти на выплату пенсий, то инфляционный эффект составит 0,3-0,4%. "С учетом уровня расходов в этой сфере повышение достаточно ограниченное, оно не подрывает факторы макроэкономической стабильности", - уверен эксперт.
По его мнению, инфляционные последствия в долгосрочной перспективе будут сбалансированы, если одновременно с ростом пенсий произойдет реальный переход на накопительную пенсионную систему.
Он считает, что предложения Минфина практически не вызовут негативных последствий для макроэкономики, но позволят решить долгосрочные задачи развития пенсионной системы, поддержания ее стабильности.
"Если бюджет будет забирать больше налогов, чтобы больше платить пенсии, то бюджет будет заниматься перераспределением ресурсов. На общее состояние денежной массы это не окажет особого влияния", - считает Шарипова.
Рост зарплат замедлится?
Гурвич полагает, что зарплаты все равно продолжат расти, но по мере роста производительности труда. Он напомнил, что из-за дефицита трудовых ресурсов в России зарплаты растут даже быстрее производительности труда. "Этот процесс продолжится, только чуть-чуть скорректируется", - считает эксперт.
С ним согласна Шарипова. По ее мнению, основное влияние на темпы роста зарплат будет оказывать дефицит на рынке труда. "Теоретически рост зарплат может немного замедлиться, однако влияние налоговых стимулов на рост зарплат не такой большой. Основное - нехватка рабочей силы", - сказала она.
Между тем, Лисоволик уверен, что рост зарплат в среднесрочной перспективе будет замедляться. Однако решающее влияние на это будет оказывать не увеличение налоговой нагрузки, а сближение темпов роста производительности труда и темпов роста зарплат.
"Мы увидим, что рост реальных зарплат в течение 2-3 лет будет снижаться и составит менее 10%. Он будет приближаться постепенно к темпам роста производительности труда, которые у нас на уровне 6-7%", - сказал эксперт.
"Рост зарплат до сих пор был очень высокий, на таком высоком уровне он не может поддерживаться, если значительно превышает рост производительности труда", - добавил он.
/Интерфакс/