Помощь Греции вызовет серию кризисов
ЕС и МВФ слишком щедро одарили Грецию помощью. Аналитики опасаются, что нынешняя программа в любой момент может провалиться, а других способов снизить долг страны уже не осталось. Зато такие же программы помощи могут потребовать себе другие "проблемные страны"
Афины. 29 ноября. FINMARKET.RU - Экономисты разразились порцией критики в адрес нового соглашения ЕС и МВФ о предоставлении помощи Греции. Эти меры позволят стране сократить госдолг, но, как теперь пишут критики, раньше Греция покинет еврозону или чуть ли не вгонит в гроб весь ЕС - желающих получить такие же условия помощи будет слишком много.
После, казалось бы, позитивного события, аналитикам и экономистами вдруг овладело уныние: теперь мало кто сомневается, что кризис в Европе будет долгим, очень долгим.
По условиям соглашения, Греция избежит дефолта в краткосрочной перспективе:
- В декабре Греция получит 10,6 млрд для финансирования бюджетных расходов, а также 23,8 млрд евро на рекапитализацию банков.
- Еще 9,3 млрд евро Греция получит в три транша в первом квартале 2013 года. Их перевод будет зависеть от того, выполнит ли Греция условия кредиторов, например, начнет ли она налоговую реформу.
Залп по греческому долгу из всех орудий
На первый взгляд, сделка могла бы стать идеальным решением греческим проблем, пишут экономисты Bank of America. Однако в любой момент она может быть отменена из-за условий, соблюдения которых требуют от Греции другие страны ЕС. Повторить ее не удастся: все варианты снижения долга Греции теперь исчерпаны.
В рамках сделки госдолг Греции должен с 194% ВВП в 2013 году снизиться до 175% ВВП в 2016 году, затем - до 124% ВВП в 2020 году и оказаться ниже 110% ВВП к 2022 году.
Кроме того, условия программы допускают самые широкие толкования.
Выкуп облигаций. Греция должна выкупить облигаций у частного сектора по цене, которая ниже цены закрытия в прошлую пятницу, то есть ниже 28,5 центов за облигацию. Объем выкупа не был уточнен.
- Оценка CitiGroup. Согласно сообщениям СМИ, Греция потратит на покупку облигаций примерно 10 млрд евро. Это может снизить госдолг Греции на 24 млрд евро, или 10% ВВП, к 2020 году. В краткосрочной перспективе госдолг может быть снижен на 0,3 млрд евро в 2014 году из-за сокращения процентных выплат.
- Оценка Bank of America. Предполагаемая цена выкупа - 28 центов на доллар. Если Греция потратит на это 10 млрд евро, то госдолг страны снизится на 18 млрд евро. Однако не ясно, согласятся ли кредиторы продать облигации по цене ниже рыночной - инвестбанки здесь дают прямо противоположные оценки.
Доходы Евросистемы. Европейские национальные центробанки должны перевести Греции доход от владения облигациями страны. Правда, не ясно, будет это лишь купонный доход или вся прибыль.
- Оценка Bank of America. За 2012-2020 год они могут перевести 4,1 млрд евро.
- Оценка CitiGroup. Согласно сообщениям СМИ, общий объем трансфертов за 10 лет составит 11 млрд евро. В 2014 году подходит срок погашения греческих облигаций на 18 млрд евро из 45,5 млрд евро, сейчас находящихся на балансе Евросистемы. Это означает, что в 2014 году Греция получит порядка 4,4 млрд евро.
Сокращения ставок на 100 б.п. По двухсторонним кредитам Греции (их общий объем - 53 млрд евро) ставка составит трехмесячную ставку Euribor плюс 50 б.п. Италия, Испания и другие кредиторы в итоге понесут убытки, ведь они занимали на рынке под большую ставку.
- Оценка инвестбанков. Это позволит Греции сэкономить 4,2 млрд евро до конца 2020 года. В 2014 году экономия составит 1,6 млрд евро.
Эмбарго на выплату процентных ставок. Срок погашения кредитов перед антикризисным фондом EFSF будет продлен на 15 лет, а на выплату процентов по этим кредитам будет дана отсрочка в 10 лет.
- Оценка инвестбанков: Отсрочка платежей поможет Греции сэкономить 44 млрд евро к 2022 году. В 2014 году экономия составит 1,7 млрд евро.
Снижение взносов в антикризисный фонд. Взносы, которые Греция платит в антикризисный фонд EFSF/ESM, будут сокращены 10 б.п.
- Оценка CitiGroup: Госдолг будет снижен на 1,7 млрд евро к 2022 году, в 2014 году экономия составит 0,4 млрд евро.
Слишком много если
Однако все эти меры вступят в силу, только если Греция будет соблюдать условия, на которых ей была предоставлена помощь. Это уже потенциально несет в себе риски, ведь обычно Греция не может достичь поставленных ей целей из-за очередного осложнения политической ситуации или углубления рецессии.
Bank of America выявил несколько таких рисков:
- Краткосрочный риски. Сделка должна быть согласована в парламентах Германии и Финляндии. Немецкий парламент, скорее всего, ее согласует, а без одобрения парламента Финляндии можно и обойтись. Тем не менее, риск сохранится по крайней мере до 13 декабря, когда пройдет голосование.
- Португалия и Ирландия, также получившие помощь от ЕС и МВФ, могут потребовать изменения своих программ и аналогичного греческим сокращения ставок по кредитам от EFSF. В этом случае на кредиторов лягут еще большие финансовые обязательства, а ставки, по которым EFSF занимает деньги на рынке, вырастут.
- Среднесрочный риск. Чтобы получить 9,3 млрд евро в первом квартале, Греции нужно согласовать новые программы сокращения дефицита бюджета, в том числе, налоговую реформу. Скорее всего, правительство сможет это сделать, но риск остается.
- Долгосрочный риск. В программе слишком много "если": если Греция сможет провести все реформы и выполнить все условия программы, если ее экономика при этом начнет восстанавливаться (с чего бы?), если страны ЕС будут верны своим обещаниям несмотря на все возможные политические изменения во многих из них, то все сработает.
Европу ждут годы кризиса
CitiGroup выпустили долгосрочный прогноз по будущему еврозоны. В долгосрочной перспективе, все последние решения европейских политиков напрасны, а Греция в любом случае откажется от евро. Причем скорее рано, чем поздно - в 2013-2014 годах вероятность этого - 60%.
Правда, еще в июне прогноз банка был куда более мрачным. Вероятность выхода Греции в банке оценивали в 90%, причем самой вероятной датой называлось уже 1 января 2013 года.
С тех пор Европейский ЦБ представил программу покупки облигаций проблемных стран, в Европе начал работать постоянный антикризисный фонд ESM. Это снизило риск неконтролируемого дефолта Греции и других стран и отказа их от евро в краткосрочной перспективе.
Кроме того, политики твердо обещали создать банковский союз уже в 2013-2014 годах, в котором ЕЦБ получит надзорную функцию за всеми европейскими банками, а ESM сможет рекапитализировать банки в обход национальных правительств. Но это лишь уменьшит, но не полностью устранит дефрагментацию финансовой системы еврозоны.
Тем более, как уже очевидно, бюджетный союз в Европе создан не будет. Любые инициативы по разделению долгов вроде выпуска общеевропейских облигаций вряд ли будут одобрены. Номинально полномочия общеевропейских институтов будут расти, но скоро станет ясно, что национальные парламенты все реже поддерживают их решения, пишут аналитики Citi.
- В ближайший год страны Европы продолжат экономить, ставки на рынке будут низкими, все будет держаться на ЕЦБ, который будет помогать ликвидностью странам и банкам. Рецессия в еврозоне продолжится вплоть до середины 2014 года.
- Действий европейских политиков будет недостаточно, чтобы снизить риски до приемлемого уровня. Итогом станет выход Греции из еврозоны и реструктуризация долгов других стран европейской периферии до 2017 года.
- Греция выходит из еврозоны. Списание греческих долгов неизбежно, пока страна находится в еврозоне. Покинуть ее - лучший выход для всех.
- Испания и Италия. В ближайшие 2 года Испания не выберется из рецессии: ВВП снизится еще на 2,4% в 2013 году и на 1,9% - в 2014 году. Дефицит бюджета останется высоким, несмотря на программу экономии, а госдолг к 2014 году вырастет до 110% ВВП - страна окажется на той глубине, на которую должна всплыть Греция через 10 лет со своего дна. Напряженность между центральным правительством и регионами будет расти. Весной 2013 года Испания попросит помощи у ЕС и МВФ, а вслед за ней это сделает и Италия.
- Программа помощи EFSF и ЕЦБ будет длиться два года, за это время восстановить бюджетную стабильность Италии и Испании не удастся. До 2017 года долги обеих стран придется реструктуризовывать.
- Ирландия и Португалия. Экономика Ирландии вполне конкурентоспособна, а в долговом кризисе страна оказалась из-за своего раздутого банковского сектора. Однако проблема в том, что дефицит бюджета остается на уровне 7-8% ВВП. Так что вернуть платежеспособность Ирландии тоже не удастся. В 2013 году ее госдолг также будет реструктуризирован.
- Португалия находится в глубокой рецессии: в 2013 году ее экономика сократится на 4,6%, а в 2014 году - на 2,4%. В 2014 году госдолг составит 140% ВВП. Проблемы Португалии станут особенно заметны в 2013 году, это самая слабая страна в еврозоне после Греции. Долг будет реструктуризирован.
В отношение четырех стран в итоге будут приняты те же меры, что и сейчас по отношению к Греции: снижены выплаты по госдолгу и продлены сроки погашения кредитов - лишь эти две меры снизят их потребности в финансирование на 390 млрд евро. А Италия уже в 2016 году может получить сбалансированный бюджет.
Но после реструктуризации может вырасти риск того, что придется рекапитализировать банки. Антикризисный фонд ESM общим объемом в 500 млрд евро может значительно сократиться из-за программ помощи Италии и Испании - им вместе может потребоваться 350-400 млрд евро в год в 2013-2014 годах. В 2015-2017 годах четырем странам понадобятся еще 1 трлн евро. ЕС придется увеличивать объем ESM, чтобы избежать распада еврозоны.
Добровольно ее никто не покинет - все страны европейской периферии будут пытаться остаться в валютном союзе.
А кредиторы, как и в случае с Грецией, всячески будут избегать прямого списания долгов.
Полный развал еврозоны или неконтролируемый дефолт одной из стран вряд ли произойдет. Однако этот риск полностью списывать со счетов нельзя, считают аналитики Citi.