Минфин призывает тушить экономику
Министерство финансов опровергает теорию Кейнса: в случае с Россией дополнительное госфинансирование не только не увеличивает темпы роста, но и приводит к падению производства. Без введения жесткого "бюджетного правила", ограничивающего расходы казны, не обойтись
Москва. 25 сентября. FINMARKET.RU - Министерство финансов пришло в себя после тяжелого диалога с президентом Путиным, потребовавшего потратить больше бюджетных денег. Минфин обосновал свое нежелание устраивать раздачу казенных средств:
- Российская экономика находится в состоянии перегрева , наращивание бюджетных расходов не способно решить существующие проблемы и создает новые.
- Ограничить расходы должно "бюджетное правило" — введение "цены отсечения" для нефти. Выше этой цены сверхдоходы будут перечисляться в Резервный фонд, а не идти на текущие нужды.
- "Правило" должно помочь бюджету пережить длительное падение цен на нефть до $70 за баррель.
- Законопроект с бюджетным правилом принят в первом чтении Госдумой. Но борьба еще не закончена. Цену отсечения хотят поднять в том числе и чиновники правительства — например, из Минэкономразвития.
Использование бюджетного правила поможет исправить сразу несколько диспропорций в российской экономике, уверен замминистра финансов Алексей Моисеев. Его доклад на конференции Fitch так и назывался - "Перегрев российской экономики". "Финмаркет" публикует конспект доклада и интервью с его автором:
"В какой-то момент бюджет стал играть ведущую роль в обеспечении роста зарплат. В прошлом году их рост стал серьезно негативно сказываться на состоянии российской экономики. Она стала терять конкурентоспособность.
В сопоставимой с нами по развитию и проблемам Украине зарплаты в 2,5 раза ниже, чем в России. Происходит разогрев инфляции. Потребление растет быстрее производства, что благоприятно только для увеличения импорта.
Политика стимулирования экономического роста за счет потребительского спроса себя исчерпала. В России не осталось незагруженных мощностей, производящих конкурентоспособную продукцию. Есть мощности, которые формально находятся в строю, но производят продукцию, которая никому не нужна.
Есть серьезные исследования, которые доказывают, что наращивание бюджетных расходов не ведет к увеличению производства, а в ряде случаев приводит к его падению.
Предыдущая практика изъятия нефтяных сверхдоходов из экономики, применявшаяся до 2009 года, спасла нас от экстремальных проявлений "голландкой болезни", но привела к росту зависимости российского бюджета от нефтяных доходов. У нас бюджет больше зависит от цены на нефть, чем нефтяные компании.
Нынешний высокий уровень цен на нефть нельзя считать устойчивым. Сейчас цена барреля в реальном выражении с учетом инфляции доллара находится на самом высоком уровне за последние 150 лет. Предыдущий такой пик был в 1985 году, после чего мы вступили в затяжной период низких нефтяных цен.
Поэтому Минфин полон решимости ограничить рост бюджетных расходов, хотя ситуация пока вроде бы этого не требует. Мы начинаем бюджетную консолидацию, не подталкиваемые финансовыми рынками.
Формула бюджетного правила предполагает, что все доходы бюджета от превышения средней цены на нефть сначала за пять предыдущих лет, с постепенным увеличением учетного периода до десяти лет, не будут тратиться на текущие расходы, а направляться в Резервный фонд.
После того, как размер фонда достигнет 7% ВВП (по крайней мере, пока этот показатель установлен на таком уровне), половина нефтяных сверхдоходов пойдет в Фонд национального благосостояния, а вторая – может тратиться на инфраструктурные проекты, имеющие конечные сроки реализации.
Размеры Резервного фонда определяются теми потребностями бюджета, которые могут возникнуть при устойчивом падении цены на нефть на три года до $70 за баррель. Накопленная в фонде сумма позволит безболезненно адаптировать экономику к новым сырьевым ценам".
В интервью "Финмаркету" Моисеев заявил о решимости отстаивать принятую Госдумой в первом чтении модель бюджетного правила, но не исключил, что депутаты захотят в ней что-то подправить.
Готовится ли правительственный пакет поправок к законопроекту, определяющему новое бюджетное правило?
Там будет ряд поправок. Они носят в общем и целом непринципиальный характер.
Но в конечном итоге будет решение депутатов. Мы не может быть уверенными в том, как пойдет дискуссия. Нам, конечно, помогает, что руководитель (правящей – "Финмаркет") партии является главой правительства. Премьер-министр на заседании правительства, где обсуждался бюджет, нашу позицию поддержал. Но это парламентский процесс, который движется исходя из соображений депутатов, что правильно для страны в данный момент.
Стоит ли учесть инфляцию доллара при расчете средней цены на нефть за прошлые годы, как предлагает Минэкономразвития?
Позиция Минфина в том, что это не имеет смысла. Мы берем период, когда инфляция не играла никакой роли в ценообразовании на нефть. Цены в Америке росли в пределах 1-2% в год. Это явно не объясняет 40-50-процентные колебания цен на нефть в тот же самый период. Почему мы берем только один фактор – инфляцию - и начинаем высчитывать динамику? Почему не какой-нибудь индекс геополитических рисков, не динамику спроса-предложения?
Можно учесть мировую инфляцию. Это отличный повод увеличить цену нефти на 5%, а не на 2%. Или темпы роста экономики Китая. Чем плох фактор?
Мы против учета мировой инфляции. Но такая точка зрения есть. И депутатам предстоит сделать выбор, как точка зрения им ближе.
Какова цена варианта Минэкономразвития?
В краткосрочном периоде - прибавка пары процентов к росту цены. Примерно 1/14 роста. На горизонте 10-15 лет это сказывается существенно.
Пол Роукинс, старший директор Fitch Ratings
"В отношении России главная тревога – бюджетная устойчивость и зависимость от сырьевых цен. Хотя, по сравнению с другими странами БРИКС, Россия лучше переживает происходящее в мировой экономике. Рост не сошел на нет. Она не испытывает сокращение экономической активности как Индия или Бразилия. Бегство капитала не достигло масштабов 2008-2009 годов, и, наоборот, вместе с гибким обменным курсом, помогает контролировать инфляцию. Сейчас Россия гораздо меньше подвержена шокам, чем в 2010-2011 годах. Она является единственной страной мира, где приняты меры финансового ужесточения: повышена ставка рефинансирования.
Но Россия не защищена от происходящего в еврозоне. Слабым местом российского суверенного рейтинга является высокая волатильность инфляции. Рост ВВП 3-4%, но необходимо, чтобы он вернулся на 7%. Россия зависит от цены нефти как никто другой.
Возвращение к "бюджетному правилу" – верный шаг. Но не понятно, как в рамках такой стратегии будут выполнены предвыборные обещания президента Путина.
Потенциально здесь существует резерв для бюджетной экономии в 10-11% ВВП. Но сокращение социальных расходов - это непопулярные меры".
Роланд Нэш, управляющий директор Verno Capital
"Может ли быть в России экономический рост более 3,5-4%? Может. Но зачем?
В прошлые годы увеличение ВВП обеспечивалось растущими ценами на нефть. Это как пьяный за рулем: какое-то время он замечательно едет. К тому же в прошлые годы рост происходил от очень низкой базы. Со временем добиваться сохранения высоких темпов становится все труднее.
В 2000-е годы в России был длительный период отрицательных процентных ставок. Нормально в таких условиях страна длительное время развиваться не может.
"Бюджетное правило" обеспечивает стабильность финансовой системы. Все, что обеспечивает рост уверенности, снижение волатильности всего, что касается России, будет хорошо воспринято инвесторами".
Антон Струченевский, старший экономист "Тройки Диалог"
"Главный вопрос, который возникает к "бюджетному правилу" - это его исполнение на тактическом уровне. С этим могут возникнуть проблемы.
Бюджетное правило тестируется в какой-то степени уже сейчас. По итогам восьми месяцев бюджет в профиците в 530 млрд руб. Однако Минфин активно занимает на внутреннем рынке, очевидно для того, чтобы добавить больше денег в Резервный и стабилизационный фонды.
Компенсировать эти изъятия на денежном рынке Минфин пытается, увеличив депозиты банковской системе. ЦБ тоже вспрыскивает деньги в экономику через операции рефинансирования. Слишком много разнонаправленных действий. Такое впечатление, что слишком трудно скоординировать эти решения.
В итоге получаются перекосы. В августе ликвидности со стороны ЦБ было впрыснуто достаточно много, и ставки на денежном рынке пошли вниз. И во многом августовское ускорение базовой инфляции можно списать на эти денежные факторы.
Поэтому надо задуматься, как бюджетное правило будет выполняться не только по итогам года, но и в течение его. Непредсказуемость в действиях денежных властей надо минимизировать".