Минфин не послушался Путина
Критика президента не подействовала: дополнительные средства на исполнение его указов в бюджете не появятся, "бюджетное правило" изменено не будет. Правительство готовится отчитаться, что оно пусть и формально, но исполняет указы
Москва. 19 сентября. FINMARKET.RU - Минфин ответил Владимиру Путину, обвинившего ведомство и все правительство в том, что они сверстали некачественный бюджет. Во вторник Владимир Путин устроил разнос правительству за то, что в проекте бюджета на 2013 г не учтены все социальные блага, обещанные его первыми указами в должности президента.
Подоплека выступления президента — правительство должно поменять "бюджетное правило", обязывающее его отправлять в Резервный фонд все сверхдоходы от продажи нефти при цене выше $92 за баррель.
Через сутки Минфин ответил, что не намерен переверстывать проект. Бюджетное правило меняться также не будет.
"В целом бюджет не меняет свою направленность. Все параметры бюджета остаются в том же формате, что мы и вносили", - сказал в среду министр финансов Антон Силуанов.
Ждать решения по пенсионной реформе, чтобы утвердить бюджет, как того требовал Путин, тоже не нужно. По словам Силуанова, все обязательства Пенсионного фонда обеспечены. Любое решение по реформе пенсионной системы может быть реализовано без изменений в бюджете.
Формально исполнено
"Финмаркет" изучил все претензии Путина и выяснил, что правительство пусть и без энтузиазма, но выполнило большую часть поручений, значившихся в его указах.
Многим масштабным социальным проектам не нашлось места в бюджете до 2015 года, а о части поручений, видимо, просто забыли. Но процент "реализации" указов явно больше 50.
Указ о долгосрочной экономической политике подразумевал постепенное "разгосударствление" российской экономики и модернизацию рабочих мест с одновременным повышением доходов работников. Не все идеи президента Минфин посчитал разумными, следует из письма ведомства в правительство.
Что правительство успело выполнить:
1) Поручение: До 1 июня представить доклад по обязательному публичному обсуждению госзаказа от 1 млрд.руб.
- В правительстве рассматриваются два варианта обсуждения закупок — от Минфина и Минэкономразвития.
- Первый предлагает выносить на суд Госдумы и общественности все дорогие тендеры до обсуждения бюджета с обоснованием цены и необходимости.
- Второй — обсуждать госзакупки дороже 1 млрд рублей в три этапа на сайте zakupki.gov.ru.
2) До 1 июня представить предложения по развитию Дальнего Востока.
- Претензии Путина в этом случае не обоснованы: указы говорят о том, что представить нужно лишь идеи, а не выделить средства на развитие региона.
- Предложения от ведомств, собранные воедино Минрегионом, были направлены в правительство еще в июне. Часть финансирования все же предусмотрена — 50,3 млрд руб в 2013 г., 14 млрд руб. - в 2014 г.
3) До 1 октября внести закон о стратегическом планировании.
- Документ пишется еще с 2009 года. Последняя версия опубликована в начале августа на сайте Минэкономразвития. Пока имеются разногласия с Минфином.
5) До 1 октября указано принять новое бюджетное правило, возвращающее механизм накопления Резервного фонда и Фонда национального благосостояния за счет сверхдоходов от продажи нефти.
- Первое чтение закон прошел весной. Если после выступления Путина его не придется менять, правило будет принято вместе с бюджетом на 2013-2015 годы.
6) До 1 ноября упростить ведение бухгалтерской отчетности для некоторых организаций.
- Проект закона готовится в Минфине.
7) До 1 ноября внести изменения в план приватизации.
- Поправки утверждены в конце июня - глобальных изменений в плане не произошло.
8) До 1 ноября запретить госкомпаниям покупать активы на рынке.
- В мае Минэкономразвития направило в правительство текст документа, по которому ФГУПы и акционерные общества не смогут приобретать новые активы без разрешения правительства.
- Против были ЦБ и госбанки, а также Минфин — банкам активы нужны, чтобы брать под их залог кредиты Центробанка.
9) До 1 декабря создать институт омбудсмена для бизнеса.
- В конце июня уполномоченным по правам предпринимателей назначен председатель "Деловой России" Борис Титов
10) С 2013 года начать проведение экспертизы крупных инвестпроектов.
- Минэкономразвития направило свои предложения в правительство: обсуждать на сайте заказчика все стройки от 8 млрд руб., а после — отдавать на проверку Экспертному совету при правительстве. Ответа правительства пока не последовало.
Что правительство не выполнило:
1) До 1 ноября необходимо создать механизм госгарантий для субъектов среднего предпринимательства.
- Минфин написал в правительство, что госгарантии государством выдаются уже с 2010 г., но если предусмотреть их в большем объеме и раздавать свободно предпринимателям в отсутствии кризиса, они не научатся адекватно оценивать риски, а в бюджете из-за раздачи денег будет "дыра".
2) К 1 декабря должны быть утверждены основные направления деятельности правительства до 2018 г.
- Как пояснил сотрудник аппарата правительства, работа над этим документом даже не начиналась, а подготовить его за оставшиеся месяцы не представляется возможным
3) До 1 декабря госкомпании должны были начать отчуждение непрофильных активов.
- Из крупных госхолдингов план "избавления" принят у 41.
- По последним данным Минэкономразвития, около ста средних госорганизаций все еще не имеют планов.
4) Принять до 1 декабря приоритетные госпрограммы — по здравоохранению, образованию, культуре, социалке, науке и транспорту.
- Минфин настаивает на том, что принимать программы без утвержденного бюджета невозможно.
- Принятие части госпрограмм (пока неприоритетных) уже планируют перенести на следующий год
5) До 31 декабря принять меры по противодействию ухода от налогов через офшоры и фирмы-однодневки.
- Минфин и ФНС уже предложили правительству облагать налогом доходы в офшорных компаниях, где резидентами являются россияне. Для этого нужно законодательно закрепить статус контролируемых (россиянами) иностранных организаций, обязать их платить налоги, сообщая об этом, а также прописать ответственность.
- Правительство пока не дало добро на принятие таких законов, но в Минфине считают, что такие изменения требуют проработки и за несколько месяцев проблему не решить.
6) До 15 октября необходимо утвердить программу приватизации до 2016 года, предусмотрев продажу компаний "несырьевого" сектора.
- Проект программы не утвержден.
- Вице-премьеры Аркадий Дворкович и Дмитрий Рогозин в начале лета провели совещания по вопросам приватизации неэнергетических компаний и дали поручения всем ведомствам подготовить предложения, но итоговый текст все еще не согласован.
Указ о государственной политике в области образования и науки:
В работе:
1) Внести в июле 2012 г. в Госдуму закон "Об образовании в Российской Федерации"
- Проект будет рассмотрен только в октябре и уже вызвал недовольство в обществе и ряда ведомств,
2) До конца декабря 2012 г. провести мониторинг деятельности образовательных учреждений
- Мероприятия уже проводятся.
- К марту будет составлен список вузов для расформирования
3) Повысить до конца декабря размеры стипендий нуждающимся студентам.
- В бюджете выделено дополнительно 7,1 млрд.руб.
4) К июню 2012 г. придумать способы выявления и поддержки одаренных детей и молодежи.
- Минобрнауки предложило ввести систему подушевого финансирования для одаренных учеников и платить школам за гениев. В августе заказана апробация механизма.
5) Увеличить финансирование государственных научных фондов.
- В бюджете на 2013 г. на эти цели выделено 2,5 млрд руб
.
6) Повысить расходы на повышение квалификации населения, зарплаты учителям и педагогам трудных детей.
- Дополнительно на статью "образование" выделено почти 60 млрд.руб. На зарплаты пойдет также часть дополнительных бюджетных ассигнований регионам (100 млрд. руб.)
7) Принять к сентябрю 2012 г. меры по ликвидацию очередей в детские сады.
- Ответственность за реализацию этого указа почти полностью легла на муниципалитеты, которые из-за строительства новых детских садов влезли в долги.
Что "не влезло" в бюджет:
1) Увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77% ВВП.
- Таких средств в бюджете не нашлось.
2) Увеличение к 2020 году числа детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам с учетом того, что 50% из них должны обучаться за счет ассигнований федерального бюджета.
- В ноябре полномочия по предоставлению таких услуг должны уйти в регионы.
- В проекте бюджета допфинансирование не предусмотрено.
Указ о государственной социальной политике
Что выполнено:
1) К 1 марта 2013 г. отчитаться о работе механизма нормативно-подушевого финансирования.
- Минобразования уже заказало апробацию системы и выполнит поручение за все правительство.
2) Увеличение заработной платы бюджетникам практически всеми пунктами указа предусмотрено до 2018-2020 года.
- Сказать, что Минфин проигнорировал указ, нельзя — бюджет сверстан только до 2015 года.
- Часть ассигнований на повышение зарплат предусмотрена в дополнительных трансфертах регионам (100 млрд руб.).
- Напрямую на оплату труда выделено еще плюс 43 млрд.руб., хотя Минэкономразвития настаивало на перечислении 90 млрд.руб.
- Минфин не нашел лишних денег на ближайшие три года, за что и получил нагоняй от президента.
- На повышение зарплат медработников нужно было 164,1 млн., но Минфин дал только 33,9 млн. руб.
- Зарплату Курчатовскому институту нужно было увеличить на 20,2 млрд., а выделено на три года — 6,5 млрд.руб.
3) Найти средства на поддержку и создание "социально значимых сайтов"
- Выделено 640 млн руб.
3) Начиная с 2013 года меры, принять меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
Выделено на эти цели более 2 млрд руб в адрес Управделами президента
Что не выполнено:
1) Принять до 1 декабря программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда до 2018 гг.
- Проект документа все еще дорабатывается Минтруда, однако уже вызвал недовольство профсоюзов и других ведомств. С учетом возможной переверстки бюджета, принять ее в срок будет трудно.
2) До 1 декабря создать в бюджетных организациях производственные советы.
- Задание не выполняется.
3) До 1 октября 2012 г. разработать проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы.
- Правительство перенесло создание стратегии на следующий год
.
4) Создание к 2015 году в малых городах не менее пяти центров культурного развития.
- Не предусмотрены средства.
- Всего на "достижение запланированного уровня целевых показателей культуры" Минфин выделил 17,5 млрд.руб.
6) До 1 августа 2012 г. должны были быть приняты меры по поэтапному повышению зарплаты работников культуры
- Проект концепции повышения все еще не подготовлен.
Указ о совершенствовании системы государственного управления
Выполнено:
1) До 1 сентября правительство должно было создать единый сайт раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.
- Создан сайт regulation.gov.ru
2) До 1 сентября 2012 г. утвердить концепцию "российской общественной инициативы".
- Согласно подписанному закону, будут рассматриваться все инициативы, собравшие 100 000 подписей, а также утвержден список документов, которые нельзя принимать без общественного обсуждения. Механизм вызвал критику общественности
3) На повышение доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" до 90 % до 2015 г. и другие подобные показатели.
- Не выделено дополнительного финансирования. Минсвязи и без указа президента должно было построить новые многофункциональные центры.
4) До 1 сентября 2012 г. правительство должно было внести в Госдуму проект закона о расширении перечня выборных муниципальных должностей.
- Документ внесен 31 августа.
5) Несмотря на то, что поручения правительству в указе о развитии ЖКХ носят общий характер
- Минфин увеличил финансирование Фонда содействия реформирования ЖКХ на 65 млрд руб.
- Минэкономразвития предлагал включить их в расходы инвестиционного характера
6) Указ о совершенствовании военной службы потребовал дополнительных трат на увеличение числа контрактников.
- Минфин оценил затраты в 30 млрд руб., а Минэкономразвития — в 40 млрд руб.
Не выполнено:
1) До 1 сентября 2012 г. не введена дисквалификация за нарушения госслужащими стандартов предоставления услуг;
2) До 1 сентября 2012 г. должны были быть изменены механизмы формирования общественных советов при министерствах, чтобы сами ведомства не участвовали в выборе членов советов.
- Правительство планировало даже поэкспериментировать на ФАС с тем, чтобы наделить совет полномочиями объявлять выговоры главе службы.
- Механизм все еще не изменен законодательно.
3) До 1 декабря 2012 г. принять меры по повышению бюджетной обеспеченности местных бюджетов.
- По последним оценкам Минфина, дефицит местных бюджетов составляет уже около 200 млрд руб. - во многом из-за необходимости исполнять указы Путина.
- В 2013 году дефицит региональных бюджетов составит около 120 млрд рублей.
- Формально часть налогов передана от федерального центра к субъектам, однако достаточных средств муниципалитеты не получили.
На финансирование указов Путина потратят за три года все те же 1,14 трлн руб., а не 2,5 трлн руб., как просило Минэкономразвития.
Как показало обсуждение бюджета у Путина, дальновиднее оценивало ситуацию Минэкономразвития. По оценкам ведомства, нужно было сразу заложить в бюджете гораздо больше денег на выполнение указов, а не сокращать расходы на их реализацию.
Минэкономразвития предлагало взвалить на бюджет все обещания Путина
Но даже для того, чтобы найти хотя бы эти деньги, Минфину пришлось идти на "маневр". "Часть расходов заменили применением кредитных схем по госзакупкам", - объяснил Силуанов.
По оценкам Минэкономразвития, в следующем году на закупки госорганам потребуется 1,89 трлн руб., в 2014 году - 1,83 трлн руб., а в 2015 году - 2,29 трлн руб. Часть этих средств, по всей видимости, государству придется занять.