ПМЭФ-2012 - Кузница старых идей

Корреспонденты "Интерфакса" подводят итоги Петербургского международного экономического форума

ПМЭФ-2012 - Кузница старых идей
Фото: ИТАР-ТАСС

Санкт-Петербург. 22 июня. INTERFAX.RU - Петербургский международный экономический форум оставил в этом году странное ощущение.

Новое правительство, новый президент - не только у "Роснефти", но даже у страны. И вместе с тем - deja vu. Мы по-прежнему следим за развитием зарубежного кризиса, который все так же пытается вторгнуться в наши пределы. Мы по-прежнему улучшаем инвестиционный климат. Мы по-прежнему сокращаем долю государства в экономике, не забывая попутно ставить задачу ее диверсификации. Повторяющиеся из года в год тезисы - то ли стабильность, то ли застой.

Форум, как и год назад, стартовал с делового завтрака Сбербанка. Формат этого мероприятия был уже неоднократно обкатан не только в Питере, но и в Давосе: крупный бизнес, много высокопоставленных чиновников, вопросы для голосования с изрядной долей провокации.

На сей раз вроде бы была изюминка - Герман Греф собрал половину недавно назначенного правительства. И, тем не менее, год назад получилось интереснее: Алексей Кудрин, на тот момент еще полноправный и важный член кабинета, раскритиковал власть за неэффективность и отраслевой лоббизм. За коллег пришлось вступаться первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Через несколько месяцев после форума скользкий путь фрондерства привел Кудрина к сколь громкой, столь и закономерной отставке.

Новый кабинет своих смутьянов пока не воспитал, работают министры всего месяц, поэтому и выступления их сенсаций не содержали. Бизнесмены, впрочем, их и не ждут - такие мероприятия для них ценны в первую очередь не публичной частью, а возможностью неофициально пообщаться с ключевыми регуляторами накоротке. И только бывший чиновник, а ныне председатель совета директоров "Российских железных дорог" Кирилл Андросов смешал жанры, задав прямо в ходе завтрака вопрос новому министру транспорта - что он думает о приватизации кое-каких активов РЖД? Ответ, что неудивительно, был обтекаемым, но главное ведь не в этом - контакт установлен, к тому же в современном стиле, в духе открытого правительства.

Приватизация: и умом не понять, и поверить сложно

Приватизационная тема в последнее время живет по каким-то своим, загадочным законам, далеким от азбучной экономической логики. На словах, и даже на бумаге, государство избавляется от активов невиданными доселе темпами, на деле - не продает почти ничего.

Этому парадоксу есть только одно объяснение, по крайней мере, в видимой постороннему глазу части айсберга. Правительство топчется возле камня, на котором написано "направо пойдешь - в деньгах потеряешь", "налево пойдешь - законсервируешь неэффективность экономики". В высказываниях ключевых ньюсмейкеров удивительным образом уживаются желание структурных изменений (а для этого нужна приватизация) и нежелание продешевить (а для этого нужно подождать улучшения конъюнктуры, лет, например, пять). ПМЭФ закрепил ощущение легкой паранойи.

"Нам не нужно торопиться, нет никакой спешки, при наших резервах нет необходимости каждую неделю что-то продавать, чтобы деньги поступали в бюджет. Ничто не должно обществом восприниматься как несправедливая приватизация, разбазаривание собственности", - сказал в кулуарах ПМЭФа первый вице-премьер Игорь Шувалов.

"Все эксперты говорят, что нужно подождать (с приватизацией - ИФ), пока такая волатильность на рынках, моя позиция - ждать не надо. Наверное, структурные преобразования для нас более важны, чем фискальная составляющая", - а это первый вице-премьер говорил в апреле.

То, что умом российскую приватизацию не понять, стало ясно еще месяц назад, когда в этой истории появился первый "таинственный покупатель" - государственный "Роснефтегаз" с Игорем Сечиным в совете директоров. ПМЭФ убедил в этом окончательно - на форуме Игорь Шувалов рассказал, что в приватизации может поучаствовать своими деньгами Фонд национального благосостояния. Мотив вроде бы благородный - мы же верим в перспективы госкомпаний, которые сейчас недооценены, почему бы не вложить в них часть средств суверенного фонда с прицелом на будущую прибыль. Заработал же ВЭБ в свое время на антикризисной поддержке фондового рынка, и деньги потратил на добрые дела. Но с точки зрения идеологии приватизации предложение купить у государства немного акций госкомпаний на деньги государства беззащитно для самой суровой критики.

"Это кошмар, это псевдоприватизация. В принципе, чтобы на государственные средства покупать во время приватизации - это профанация приватизации", - отреагировал на новую идею властей экс-министр финансов Алексей Кудрин.

Его сменщик Антон Силуанов был менее категоричен, но удивление в его ответе тоже читалось без труда. "Мне с Игорем Ивановичем (Шуваловым - ИФ) надо поговорить, потому что так получается, что государство у государства выкупает, что ли? Я сейчас не могу комментировать, не знаю. Я не очень понимаю идеологию эту. Само государство у государства выкупает - не очень понятно, зачем это нужно", - заявил Силуанов.

Помощник президента Эльвира Набиуллина, как всегда осторожная в публичных оценках, отметила, что покупка небольших долей госкомпаний на средства ФНБ возможна, однако к приватизации все же лучше привлекать частных инвесторов.

"В принципе, может быть, но нужно понять последствия. Хотя, на мой взгляд, конечно, в процесс приватизации нужно привлекать частных инвесторов, мы приватизируем, чтобы не использовать деньги государства, но в каких-то случаях, может быть, возможно", - сказала Набиуллина.

Тема разделения государства и бизнеса, подогретая новостью о подписании премьер-министром Дмитрием Медведевым ускоренного плана приватизации, прозвучала в основных выступлениях, но толком на форуме не обсуждалась. Информацию приходилось собирать буквально по крупицам, несмотря на заявления членов правительства о необходимости большей прозрачности в принятии решений, о функционировании открытого правительства и многочисленных экспертных советов при госорганах.

Федеральные чиновники на форуме как один наотрез отказывались отвечать на вопрос, в какие госкомпании топливно-энергетического комплекса будет входить "Роснефтегаз" и по какому принципу это будет происходить. "Ничего нет, спокойно. Работаем", - сказал Игорь Шувалов. "Правительство будет рассматривать, когда "Роснефтегаз" определится. Пока никаких предложений не поступало", - заявил министр экономического развития Андрей Белоусов. При этом он отметил, что не видит никаких проблем в том, что "Роснефтегаз" "хочет войти в какие-то активы для капитализации этих компаний". Не дала ответ на этот вопрос и Эльвира Набиуллина.

Показательной новостью по теме приватизации стало объявление позиции Минэкономразвития о сроке и способах продажи акций "АЛРОСА". После того, как правительство в начале июня приняло решение о продаже контрольного пакета акций алмазодобывающей компании до 2016 года, рынок не имел ни малейшего представления о том, в какой форме пройдет процесс выхода государства из монополии. Решение правительства не только не внесло конкретики, а наоборот, все запутало. Если раньше федеральные ведомства и Якутия, традиционно внимательная к бюджетообразующей "АЛРОСА", согласовали вариант продажи 14% (по 7% из долей РФ и Якутии), то теперь, на волне слухов об интересе к компании Сулеймана Керимова, небезосновательной казалось версия, что следующим владельцем контрольного пакета акций "АЛРОСА" станет именно он. Солидности этому варианту придавало анонсированная во время ПМЭФа директива Игоря Шувалова о допэмиссии "Объединенной зерновой компании" в пользу группы "Сумма" - один из примеров нового подхода к процессу распределения госактивов.

Тем не менее, заявления чиновников Минэкономразвития по поводу "АЛРОСА" эту версию вроде бы развенчали. Вариант приватизации 14% акций по-прежнему является основным, заявил директор департамента имущественных отношений Минэкономразвития Алексей Уваров. При этом размещение пакета может пройти уже в этом году, на ММВБ-РТС. Более того, продажа контроля в "АЛРОСА" "в одни руки", по мнению Минэкономразвития, сомнительна, так как компания обременена обширными социальными обязательствами перед жителями Якутии.

Еще один лихо закрученный приватизационный сюжет - продажа доли в РЖД, которая имеет все шансы стать "мыльной оперой" почище переговоров о вступлении России в ВТО.

Все последние годы глава РЖД Владимир Якунин подчеркивал, что продавать акции перевозчика в принципе не стоит - в силу стратегического характера отрасли. В пятницу на одном из "круглых столов" он указал и на возникающую юридическую коллизию: по российскому законодательству владеть железнодорожной инфраструктурой может лишь государство, а приватизация предполагает допуск частных инвесторов к регулированию этой сферы. А с учетом макроэкономического негатива для приватизации пакета вообще не время, указывал глава РЖД. Наконец, непонятно, как реализовывать такие спецпроекты, как инвестиции в объекты для саммита АТЭС и Сочи-2014, когда у компании появятся миноритарии, отметил топ-менеджер в интервью "Интерфаксу".

Однако в обновленном плане приватизации, который был подписан Дмитрием Медведевым в среду и опубликован как раз в разгар форума, пакет в размере 25% минус 1 акция РЖД присутствует, и продать его предписано в 2012-2013 годах.

Комментировал эту новость глава РЖД явно безо всякого удовольствия. Впрочем, без захватывающей интриги с борьбой лоббистов-тяжеловесов отрасли было бы скучно - теперь, когда ПГК продана, таким сюжетом как раз и обещает стать приватизация самих РЖД.

Doing business вместо судебной реформы

Ключевое событие любого ПМЭФа - выступление президента. Речи Владимира Путина, принявшего у Дмитрия Медведева питерскую эстафету, не балуют броскими лозунгами a la "Мы изменились" (2010) или пассионарными рефренами a la "Мой выбор - это…" (2011). Но суть, тем не менее, остается примерно той же - модернизация производства, привлечение частных инвестиций, в том числе иностранных, приватизация. Речь Путина, по словам Игоря Шувалова, "перекинула мостик" к президентству Медведева, продемонстрировала иностранным инвесторам преемственность курса. Что ж, если сомнения у кого-то были, выступления президента действительно должно было их развеять.

Никуда не делось и появившееся при предыдущем президенте поветрие - ругать инвестиционный климат в России. В последние годы это стало такой же доброй традицией, как отзываться о качестве дорог. Не растет ВВП темпами 7% в год - виноват инвестиционный климат, утекает капитал из страны - виноват инвестиционный климат, нет условий для развития малого бизнеса - опять же климат не позволяет. В предыдущие годы в качестве главной меры по улучшению предпринимательского климата неизменно называлась необходимость судебной реформы. Но годы шли, а реформы как не было, так и нет, если не считать отмену предельного возраста для глав этих самых судов, что свидетельствует, скорее, как раз о желании ничего не менять.

Необходимость улучшения деловой среды неоднократно упоминалась и в ходе нынешнего форума.

"Добыча нефти в среднесрочной перспективе стабилизируется на уровне 510 млн тонн в год", - сказал глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. Поэтому, по его словам, добывающий сектор превратится из драйвера роста в фактор торможения, и лишь существенный рост инвестиций сможет поддержать более или менее удовлетворительные темпы роста экономики. А инвестиции, как ни крути, любят теплый инвестиционный климат.

В прошлом году в России вошел в моду рейтинг Всемирного банка "Doing business", указывающий на легкость ведения бизнеса в той или иной стране. Россия в 2011 году заняла в нем 120-е место из 183, и Путин еще в конце прошлого года поставил задачу подняться в рейтинге к 2020 году на 100 ступеней и войти в первую двадцатку.

Способствовать достижению этой цели станет реализация так называемых "дорожных карт" предпринимательской национальной инициативы, которые разрабатывает патронируемое президентом Агентство стратегических инициатив. Поэтому на форуме власти много говорили про АСИ, и почти ничего - о судебной системе.

"От практической реализации "дорожных карт" очень многое зависит. И здесь необходим особый контроль и со стороны государства, и со стороны общества, и со стороны самого бизнеса. Именно поэтому принято важное решение о создании специальной комиссии по реализации национальной предпринимательской инициативы. В ее состав войдут представители отечественного и иностранного бизнеса, руководители министерств и ведомств", - сообщил президент в своем выступлении.

"Но, как говорил один из крупных политических деятелей прошлого, "если хотите завалить дело - создайте комиссию", - пошутил президент в следующей фразе.

Идентификация начальника

Одним из вопросов, который интересовал многочисленных представителей нефтегазовой отрасли, было кураторство в ТЭК. Кто теперь главный? К кому ходить на поклон? Кому жаловаться на свои проблемы? Параллельное существование комиссий по ТЭК в правительстве и при президенте поставило в тупик основных игроков. Все хотели понять, как теперь будут распределяться полномочия.

Прямого ответа никто не дал. Новый министр энергетики Александр Новак заверил, что правкомиссия по ТЭК под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича продолжит свое существование, но воздержался от подробностей. Однако отсутствие на форуме нового вице-премьера, который предпочел Рио-де-Жанейро Санкт-Петербургу, и бурная активность вице-премьера бывшего - нынешнего президента "Роснефти" Игоря Сечина, центральной фигуры непрекращающихся встреч с иностранными инвесторами, прояснили, кто тут главный. Окончательные сомнения были рассеяны, когда Сечину было доверено донести до общественности, о чем президент страны говорил на закрытом совещании с главами нефтегазовых корпораций. Непонятно только было, рады ли участники беседы такому исходу, так как после завершения встречи, уставшие от утомительного ожидания ее начала, они поспешили ретироваться.

Другой ожидаемой темой была извечная приватизация. Но и здесь ясности больше не стало. Что? Где? Когда? Все эти вопросы так и остались не раскрытыми. Спешка с приватизацией чревата неприятием ее итогов в обществе, пояснил Игорь Шувалов. При этом он особо отметил "Роснефть", завив, что назначение президентом НК Сечина, который в роли профильного вице-премьера спорил со сторонниками ускоренного выхода государства из этого актива, не помешает реализации планов по приватизации. "Я считаю, что с назначением Сечина на "Роснефть" компания будет быстрее и успешнее продана. У меня надежда на то, что это будет наиболее яркая приватизация", - сказал он.

Несмотря на то, что ценовая конъюнктура в дни форума не очень радовала нефтяников - Brent по итогам первого дня стоил меньше $90 за баррель, российские чиновники все же не потеряли надежду на привлечение инвестиций в ТЭК путем продажи части активов. Министр энергетики Александр Новак на встрече с иностранцами сообщил о недавно зародившейся идее - провести в Лондоне и Нью-Йорке роуд-шоу энергетической отрасли. "Призываю усилить присутствие иностранцев на территории России", - воззвал министр. Собравшиеся промолчали.

Главной корпоративной интригой форума стали новости о партнерстве вокруг Штокмановского проекта. Ждали, что появится информация о новых тонких настройках технического и финансового формата проекта при прежних участниках. Однако новостью стала не новая песня штокмановского трио - Газпром, Statoil, Total, а новый его состав - российская и норвежская компания больше не хотят спорить с французским партнером и попытаются заменить его на голландскую Shell. У Shell в России уже есть построенный завод сжиженного природного газа. А у Total - только затянутые переговоры по Штокману. Кроме того, в копилке "черных шаров" у французов недавняя авария на газовой платформе в Северном море. Так что Штокман - больше не Le Chtokman.

Вязкая нефть для бюджета

В дни форума стало понятно, что ужесточить бюджетную политику и хоть сколько-то отвязать бюджет от нефти и газа как минимум в ближайшие два года вряд ли удастся. Цена на нефть впервые с декабря 2010 года пробила уровень в $90 за баррель, в связи с чем Минфин заговорил о возможном возврате уровня дефицита 2012 года от 0,1% ВВП по уточненному бюджету к изначальным 1,5% ВВП, если среднегодовая цена сложится на уровне $100 за баррель.

В этих условиях прогноз цены на нефть на 2012 год, учтенный сейчас в бюджете на уровне $115 за баррель, уже кажется почти нереалистичным, признает министр финансов Антон Силуанов.

Одновременно с этим было объявлено, что правительство наконец-то согласовало вариант бюджетного правила, ограничивающего расходы средней ценой на нефть за предыдущие 10 лет. Предполагается, что новый механизм сбережения и использования нефтегазовых доходов позволит ослабить зависимость бюджета от нефтяной конъюнктуры.

Предельный уровень расходов на год будет определяться базовой ценой на нефть, соответствующей среднегодовой цене за предыдущие 10 лет. Однако предусмотрен переходный период, и в 2013 году предлагается использовать в качестве базовой 5-летнюю цену, прибавляя каждый год по году, таким образом, к 10-летней цене бюджет придет только в 2018 году.

При этом в 2013-2014 годах бюджетное правило будет работать так, что если в трехлетнем бюджете объем расходов выше, чем получается при расчете бюджетного правила, то объем этих расходов сохраняется за минусом условно нераспределенных.

Министру потребовалось собственноручно нарисовать схему введения правила в блокноте одного из журналистов, чтобы можно было понять - в ближайшие два года ситуация с планированием расходов фактически не изменится. Объем расходов и дефицит бюджета на эти годы предлагается сохранить на ранее утвержденном уровне (дефицит 1,6% ВВП и 0,7% ВВП, соответственно) и только по 2,5% расходов, так называемых условно нераспределенных расходов, осуществляться не будут.

Если бы бюджет 2012 года формировался с учетом нового правила, то он должен был верстаться исходя из цены $92 за баррель, в 2013 году - $93 за баррель, в 2015 году - $94 за баррель. Сейчас же цены заложены $115, $97 и $101, соответственно.

Основным критиком принятого решения стал экс-министр финансов Алексей Кудрин, которого согласованный вариант правила разочаровал. Он сокрушенно заметил, что правило сохраняет значительную зависимость российского бюджета от нефти. "Я оцениваю это решение как половинчатое, и меня разочаровывает, что правительство начало с одного из крупных решений, с половинчатого решения", - сказал он. Хотя, тут же заметил Кудрин, это правило - "компромисс, больше которого я не ожидал от этого правительства".

Политические инвестиции

Пока капитал из России продолжает утекать, хотя, по словам Андрея Белоусова, делает он это уже чуть медленнее, привлекать инвестиции остается проверенным методом - осеняя крупные сделки политическим благословением.

Традиция объявления основных вех развития Российского фонда прямых инвестиций именно на ПМЭФе продолжилась и в этом году. Сама идея его создания была озвучена на форуме в 2010 году, а в прошлом году Дмитрий Медведев официально объявил о начале работы этого фонда.

Нынешний президент в ходе встречи с иностранными инвестиционными фондами и банками в четверг заявил об очередном достижении РФПИ - создании пре-IPO фонда.

"На одно решение я бы хотел обратить особое внимание: речь идет о создании консорциума РФПИ и ряда инвестиционных международных фондов. Этот консорциум будет инвестировать в российские компании, которые планируют размещение своих акций на объединенной российской бирже - ММВБ-РТС", - сказал Путин.

В консорциум вошли Blackrock, Goldman Sachs и Franklin Templeton. Фонд создается для инвестиций в российские компании с годовой выручкой более $500 млн, которые планируют разместить свои акции на ММВБ-РТС в ближайшее 6-18 месяцев. Минимальный объем инвестиций в рамках консорциума составит $25 млн, в среднем он составит порядка $100 млн, сказал глава РФПИ Кирилл Дмитриев.

Кроме того, управляющий директор фонда Kuwait Investment Authority Бадер Мохаммад Аль-Саад в ходе встречи с Путиным сообщил о запуске совместно с РФПИ механизма автоматического соинвестирования. Объем инвестиций кувейтского фонда составит $500 млн, что позволит ему участвовать во всех осуществляемых российским фондом сделках.

Зарубежные инвестфонды - надежда для диверсификации экономики, которую российские власти заклинают больше десяти лет, но пока без заметных успехов. Об этой почетной роли главам фондов прозрачно намекнул Путин. "Очень бы хотелось, чтобы вместе с вами, при вашей помощи, при вашем непосредственном прямом участии иностранные инвесторы приходили не только в традиционные сферы российской экономики, не только в сферу минеральных ресурсов, добычи сырья, но и другие области деятельности. У нас широкое поле для работы - имею в виду и инфраструктуру, транспорт, логистику, здравоохранение, финансовые услуги, венчурные проекты", - сказал Путин.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });