Усманов присматривается к "Яндексу"
Источники сообщают, что бизнесмен заинтересован в приобретении пакета акций знаменитого российского поисковика
Москва. 4 августа. INTERFAX.RU - Основной бенефициар горно-металлургического холдинга "Металлоинвест" и ряда медиа-и интернет-активов Алишер Усманов ведет переговоры с совладельцем и основателем "Яндекса" Аркадием Воложем о покупке доли в компании, сообщила в понедельник газета "Ведомости" со ссылкой на неназванные источники.
Данные о размере пакета акций крупнейшего российского поисковика, на который претендует Алишер Усманов, разнятся. Так, один из источников говорит, что предприниматель интересуется покупкой 15-20% акций "Яндекса" и сделал соответствующее предложение акционерам, рассчитывая получить ответ в августе. Другой собеседник "Ведомостей", близкий к одному из акционеров "Яндекса", утверждает, что Алишера Усманова интересует контрольный пакет акций компании. Наконец, еще один источник, на сей раз из банковских кругов, утверждает, что бизнесмен хочет купить пакет более 10%, при этом пока речь идет о приобретении 5% казначейских акций "Яндекса" и еще столько же - в ходе IPO. Сама сделка может состояться в сентябре.
Аркадий Волож и представители других акционеров "Яндекса" сообщили газете, что переговоры о продаже доли в компании не ведут, в свою очередь представители основного бенефициара "Металлоинвеста" пока не комментируют данную информацию.
Интернет в последнее время привлек внимание Алишера Усманова, которому, помимо разнообразных промышленных и телекоммуникационных активов, принадлежит ИД "Коммерсантъ", крупная доля в компании Sup, владеющей сервисом LiveJournal. По информации ряда СМИ, недавно Алишер Усманов купил неконтрольный пакет фонда
Юрия Мильнера и Григория Фингера Digital Sky Technologies, владеющего
долями в Mail.ru, Odnoklassniki.ru, Vkontakte.ru, HeadHunter.ru, Freelance.ru, OE Investments.
"Яндекс" принадлежит менеджменту и сотрудникам компании, а также ряду инвестиционных фондов, в частности более 30% владеют фонды Baring Vostok Capital Partners и ru-Net Holdings, 15% - фонд Tiger Technologies, около 30% - основатели "Яндекса" и 20% - его менеджеры и миноритарные акционеры. Основным источником доходов является контекстная реклама. Между тем, баннерная реклама приносит менее 20% выручки. В 2007 г. поисковик увеличил размер выручки в 2,3 раза - до $166,9 миллионов.
В Рунете "Яндекс" лидирует на протяжении многих лет. По итогам 2007 г. с его помощью было произведено 54,5% запросов. Google накануне 2008 г. сумела стать вторым игроком на российском рынке поисковых систем (доля 17,2%), обогнав Rambler (15,6%). По данным ComScore, мирового лидера в оценке показателей веб-сайтов, российский "Яндекс" в марте стал третьим по популярности поисковиком в Европе, сгенерировав за месяц 2,2% запросов. Первые два места принадлежат Google (79%) и eBay, при помощи которого выполнено 3,1% поисков в Европе.
Источники "Интерфакса" в банковских кругах ранее сообщали, что "Яндекс" осенью этого года может провести IPO на американской бирже NASDAQ. Организаторами размещения выступят Morgan Stanley, Deutsche Bank и "Ренессанс капитал". Объем привлечения может составить от $500 млн до $1 млрд., при этом оценку всей компании в $5 млрд, прозвучавшую в СМИ, собеседник агентства назвал завышенной.
Если цифру в $5 млрд ряд аналитиков воспринял как чересчур оптимистичную, то оценку компании - $3 млрд – многие считают более реалистичной. Если смотреть на сопоставимые компании, то оценка в 5 млрд. видится приемлемой, но вряд ли достижимой, говорит эксперт iKS-consulting Антон Ворыхалов.
Нынешнее положение "Яндекса" с точки зрения развития достаточно сложное: с одной стороны, у компании есть огромные доходы от рекламы и лидерство на рынке. С другой - проблема заключается в активности их конкурента Google, который постепенно набирает долю рынка поиска и "Яндексу" нужно выйти на новый уровень развития, для чего нужны средства. Поисковик давно намеревался привлечь необходимые средства с помощью выхода на биржу.
Комментировать дальнейшее развитие ситуации – задача со множеством неизвестных. В зависимости от величины пакета, на который возможно претендует господин Усманов, можно судить о дальнейшей стратегия развития "Яндекса". По словам Антона Ворыхалова, инвестфонды (акционеры "Яндекса") заинтересованы в выводе "Яндекса" на IPO. При этом важно, какая все же доля акций будет предложена инвесторам.
С другой стороны эти планы омрачает глобальная нестабильность на рынке. Ни одна из анонсированных российских сделок в последние месяцы не состоялась из-за плохой конъюнктуры рынка. Коснулась эта тенденция и интернет-сектора - по неофициальной информации, перенесено IPO Mail.ru.
Поскольку для размещения на бирже не лучший период, по большому счету средства на развитие можно привлечь и более дешевым способом – в условиях хорошего спроса со стороны частных инвесторов экономия для "Яндекса" может быть достаточно существенной. IPO при этом остается в качестве более долгосрочной задачи.
/Интерфакс/