Дело о керосине
Федеральная антимонопольная службы предъявила крупным нефтегазовым компаниям страны обвинения в нарушении законодательства
Москва. 16 июля. INTERFAX.RU - Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отреагировала на призыв премьер-министра Владимира Путина проснуться и принять меры в связи с резким ростом цен на авиатопливо в РФ. Обвинения в нарушении законодательства предъявлены всем крупным нефтегазовым компаниям страны, включая "Лукойл", "Газпромнефть", "ТНК-ВР", "Роснефть" и "Сургутнефтегаз". ФАС утверждает, что монополисты искусственно поддерживают супервысокие цены на авиакеросин, что уже сказалось как на бизнесе российских авиакомпаний, так и на кошельке туристов, вынужденных платить пресловутый "топливный сбор", который на этой неделе снова вырос.
Этим летом понятие "топливный сбор" прочно вошло в лексикон россиян, отправляющихся в отпуск. Если раньше дополнительно к турпакету люди оплачивали только визу, теперь всем без исключения гражданам, включая детей, приходится компенсировать затраты авиакомпаний на приобретение керосина. Поскольку цена на нефть на мировых рынках быстро растет, размер "топливного сбора" меняется в среднем раз в 10 дней. В начале лета на большинстве направлений он составлял 30-40 евро, сейчас поборы выросли до 50- 60, а с 1 августа ожидается очередное повышение. Тогда, по данным "Интерфакс-Туризм", за перелет до курортов Хорватии и Туниса придется доплачивать 80 евро, Болгарии – 50 евро, Марокко – 60 евро, Египта – 90 евро.
Федеральная антимонопольная служба еще в июне обратила внимание на ненормальную ситуацию, сложившуюся на российском топливном рынке - с ноября 2007 г. по июнь 2008 г. цены на авиакеросин выросли на 70%. Несмотря на то, что наша страна является крупнейшим в мире производителем нефти, стоимость топлива для самолетов внутри страны оказались выше, чем за границей. Росавиация не смогла сдержать свое обещание убедить топливные компании в период отпусков придержать стремительно растущие цены на горючее.
"В российском центре нефтедобычи - просто для примера, в Сургуте - цена тонны авиатоплива составляет 36 тыс. руб., - заявил на прошлой неделе на совещании в Архангельске Владимир Путин, - Обращаю ваше внимание на то, что в аэропортах Парижа, Лондона, Пекина, если переводить в рубли, его стоимость - 32-34 тыс. рублей. А у нас в Южно-Сахалинске - 38 тысяч!"
Премьер, напомним, назвал такое положение вещей неприемлемым и призвал подчиненных принять меры для стабилизации топливного рынка. "Нужно Федеральной антимонопольной службе, наконец, проснуться и активно, эффективно исполнять свои функции - если этого не будет в ближайшее время сделано, то будут приняты кадровые решения, прошу иметь это в виду", - предостерег Путин. ФАС не нужно было повторять дважды. Во вторник вечером пресс-служба этого ведомства объявила о возбуждении дел сразу против всех крупных компаний, производящих авиатопливо. Обвинения в злоупотреблении доминирующим положением на рынке предъявлены – ОАО "Лукойл", ОАО "Газпромнефть", ОАО "ТНК-ВР Холдинг", ОАО "НК "Роснефть", ОАО "Сургутнефтегаз". Признаки нарушений антимонопольного законодательства со стороны компаний усматриваются в установлении ими монопольно высокой цены на оптовых рынках авиакеросина и дизельного топлива в Российской Федерации, сообщила пресс-служба ФАС. Сами компании не согласны с выдвинутыми обвинениями. В пресс-службе "Роснефти" "Интерфакс-АНИ" сказали, что компания всегда сотрудничает с надзорными органами и действует исключительно в рамках законодательства. Представитель "Газпром нефти" в свою очередь отметил, что компания работает "исключительно в рыночных условиях, и все факторы, влияющие на изменение цен на авиакеросин, дизтопливо и другие нефтепродукты, являются объективными и привязаны к изменениям цен на нефть как на мировых рынках, так и внутри страны". "Кроме того, в перечень компаний, которым предъявлены обвинения, входят все крупные нефтяные компании России, что говорит о невозможности сговора или нарушения условий конкуренции", - подчеркнул собеседник агентства. Представители ТНК-ВР, "Сургутнефтегаза" и "Лукойла" отказались от комментариев.
Пока ФАС будет разбираться с монополистами, другие ведомства должны предложить экономические пути выхода из сложившейся ситуации. В частности, Владимир Путин заявил о необходимости разрушить монополию топливно-заправочных комплексов (ТЗК), действующих в аэропортах. По мнению премьера, авиакомпании должны получить возможность заключать прямые договора с нефтяниками на заправку самолетов, в которых будет зафиксирована цена топлива на значительный срок. "Требуются более системные меры, направленные на насыщение рынка и устранение ненужных посредников", - заявил он.
Один из вариантов исключения спекуляций - организация биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами, в том числе и авиатопливом. По словам вице-премьера Сергея Иванова, пробные торги керосином по предложению Федеральной службы по финансовым рынкам начнутся на Санкт-Петербургской товарной сырьевой бирже уже в июле этого года. Однако чтобы данная практика получила широкое распространение необходимо выделить керосин в отдельную категорию товарной номенклатуры и ввести на него экспортные пошлины. Кроме того, Минфину предложено разработать меры, стимулирующие компании идти на биржу.
Сергей Иванов также сообщил, что Федеральной службе по тарифам поручено начать "устанавливать лимиты по услугам топливно-заправочных комплексов". Напомним, что ранее с предложением ввести госрегулирование тарифов на заправку и хранение керосина, выступил глава Росавиации Евгений Бачурин. Среди прочих мер, рассматриваемых чиновниками, - отмена НДС на перевозку авиакеросина по железной дороге, введение плановых заданий для НПЗ по производству авиатоплива, увеличение запасов керосина в аэропортах.
/Интерфакс, Алиса Чудакова/