Энергетика попала под секвестр
Премьер-министр Владимир Путин в четверг потребовал, чтобы рост конечных цен на электроэнергию для потребителей в 2011 году не превысил 15%. Отвечать за социальную лояльность в течение года будет вся электроэнергетика без исключений
Москва. 18 февраля. FINMARKET.RU - Правительство, получив в прошлом году новый инструмент для борьбы с набирающей темпы инфляцией - ограничение цен на некоторые продовольственные товары, пока предпочитает действовать по старинке, проводя отраслевые воспитательные беседы. На днях власти в очередной раз взялись за нефтяников, завышающих цены на топливо, а в четверг вернулись к еще одной старой как мир теме - энерготарифам. Несколько лет назад предложение придержать их рост спровоцировало памятную дискуссию о природе инфляции между Германом Грефом и Анатолием Чубайсом. Представить себе подобный спор в нынешних условиях трудно - кураторам отрасли остается лишь решить, как выполнить правительственный наказ.
Заседание президиума правительства задало российской энергетике новые ориентиры, вернее, свело все прежние к одному - рост конечных цен на электроэнергию для потребителей в 2011 году не должен превысить 15%.
Предельный рост конечной цены в 15% заложен в прогноз социально-экономического развития на текущий год. Как доложили в четверг премьер-министру Владимиру Путину, в 38 регионах тенденция роста тарифов значительно превышает определенный в правительственном документе уровень. Причины тому как объективные, например, повышение цен на газ, так и субъективные - инвестпрограммы.
В ответ В.Путин сформулировал простую, на первый взгляд, задачу: "Значит так: решение принято - 15% и не больше, и прошу придерживаться этого".
У профильного вице-премьера Игоря Сечина уже было решение. Накануне у него состоялось закрытое совещание с участием узкого круга представителей отрасли на тему роста цен в электроэнергетике. Еще до совещания у энергокомпаний и регуляторов не было полного понимания, как этот вопрос будет решен. Источник в одной из крупных энергокомпаний рассказал "Интерфаксу", что к тому моменту сложились две группы - "радикальная" и "либеральная". "Радикальная" группа во главе с Минэкономразвития выступала за жесткие меры вплоть до введения госрегулирования на рынке. "Либеральная" предлагала ограничиться частными мерами. Главный вопрос был в том, что кто из участников рынка пожертвует доходами для достижения желаемых 15%. Представители ФСТ и ФАС говорили о том, что на рост цен сильное влияние оказывает увеличение инвестпрограмм сетевых компаний, с 1 января перешедших на RAB-регулирование.
В итоге отвечать за социальную лояльность в течение 2011 года будет вся электроэнергетика без исключений. Озвученные И.Сечиным в четверг предложения касаются как генерации, включая "РусГидро" и "Росэнергоатом", так и сетевых компаний - ФСК и "Холдинга МРСК".
Обобщенно перечень мер и "экономия", по выражению И.Сечина, от них выглядит следующим образом: отказ от индексации на уровне инфляции цены на мощность (кроме ДПМ) даст эффект в 12 млрд рублей, снижение тарифа на мощность для вынужденных генераторов - до 7 млрд рублей, снижение целевых инвестиционных средств для АЭС и ГЭС - около 11 млрд рублей и около 4 млрд рублей соответственно, сглаживанию тарифов ФСК - 5 млрд рублей, изменение подхода к инвестпрограмме МРСК - 25 млрд рублей.
Компании пока в недоумении: механизм изменения оплаты мощности и пересчета тарифов непонятен. Аналитики говорят о том, что ни одна из отдельно взятых мер серьезно не повлияет на доходы энергокомпаний.
Регионально-федеральный взнос
И.Сечин разделил причины сверх дозволенного роста цен на электричество на федеральные и региональные.
К первой группе вице-премьер отнес 15%-й рост цен на газ, заниженную тарифную база в отдельных регионах (например, в Хакасии и Иркутской области), инвестнадбавку для атомных и гидростанций, увеличение собственных источников финансирования за счет тарифа в инвестпрограммах ФСК и МРСК.
Региональные факторы - это рост тарифов территориальных сетевых организаций и компаний "Холдинга МРСК", рост доли сетевой составляющей в цене в связи с переходом на RAB-тарифы. "По Омской области услуги региональных сетевых организаций выросли примерно на 108%, по Томской - на 74,2%", - констатировал И.Сечин. В качестве примера региона с резким ростом конечной цены на электроэнергию он привел Курскую область, где потребителям теперь придется платить за электроэнергию на 54,3% больше, чем до нововведений в энергетике.
В своих выкладках вице-премьер сослался на анализ, который провели Минэнерго, ФАС, ФСТ и Академия наук.
В распоряжении "Интерфакса" есть экспертная оценка, проведенная НП Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний и, в целом, соответствующая отмеченным И.Сечиным в четверг тенденциям.
Специалисты партнерства посчитали, что темп роста конечной цены электроэнергии превышает 15% хотя бы на одном из уровней напряжения в 41 регионе. При этом в 37 регионах основная причина роста - увеличение котлового тарифа на передачу. Лишь в 4 регионах (Забайкальский край, Санкт-Петербург, Ленинградская и Псковская области) основной причиной роста является увеличение цены покупки на оптовом энергорынке в связи с наличием больших объемов поставки мощности в вынужденном режиме.
По мнению экспертов партнерства, наибольшее влияние на рост цен оказывает котловой тариф на передачу электроэнергии как следствие перехода на RAB-тарифы - порядка 75% общего воздействия. Меньшая доля воздействия у цен оптового энергорынка - около 23%. По 2,4% и 0,3% - у сбытовой надбавки и платы инфраструктурным организациям.
Таким образом, и власти, и эксперты сошлись во мнении, что локомотивом роста цен на электроэнергию для конечных потребителей стал тариф на передачу и массовый переход сетевых компаний на RAB-регулирование, предусматривающий возвратность на многомиллиардные инвестиции.
Посмотрев на это, государство решилось на шаг, от которого отказалось в 2010 году - пересмотр утвержденных долгосрочных тарифов сетевиков.
Политический RAB
Дискуссия по поводу сдерживания роста сетевых тарифов и платы за мощность далеко не новая. Ей была посвящена вся вторая половина 2010 года. Мотивация все та же - 15% предельного роста. Обсуждались различные варианты, в том числе, сокращение доходов от рынка мощности и пересмотр RAB-тарифов для ФСК и МРСК. На последнем настаивало Минэкономразвития, выступившее за снижение темпов роста тарифа, например, для ФСК в 2011 год вплоть до 25% с 32,9%, утвержденных годом ранее. Минэнерго и ФСТ отстаивали сохранение ранее принятых решений по RAB. Дело в том, что тариф долгосрочный, и его изменение в принципе нарушает логику перевода сетевых компаний на долгосрочное регулирование.
В итоге после бурного обсуждения рынок мощности получил price-cap, зато RAB остался практически нетронутым. Для МРСК все обошлось незначительным сглаживанием тарифа, ФСК же и вовсе сохранила установленный темп роста, но за это получила дополнительные проекты для Сочи и Сколково.
Судя по всему, после предложений И.Сечина дополнительные проекты у ФСК так и останутся: объем инвестиций снижать не планируется. А вот доходы в 2011 году сократятся на 5 млрд рублей.
Как это скажется на итоговом росте тарифа ФСК в 2011 году, вице-премьер не сказал. Источник, знакомый с процессом подготовки мер по сдерживанию конечного роста цен на электроэнергию, сообщил "Интерфаксу", что снижение тарифа сетевой монополии может составить до 5 процентных пунктов с учетом перераспределения дохода на последующие годы. Вполне вероятно, что рост RAB для ФСК в 2011 году окажется на уровне тех самых 25%, за которые ратовало в прошлом году Минэкономразвития. В ФСК ситуацию "дежа вю" комментировать не стали.
Исходя из объема необходимой валовой выручки (НВВ), заложенной в тариф ФСК, и 5 млрд рублей, которые планируется сэкономить, НВВ сетевой компании может снизиться в 2011 году на 3,4%, подсчитала аналитик БКС Екатерина Трипотень. Она отметила, что такое снижение не должно оказать сильного влияния на оценку компании.
МРСК предстоит более серьезное "срезание" доходов. "Более корректный подход к инвестпрограмме МРСК вместе с территориальными сетевыми организациями даст эффект 25 млрд (рублей - ИФ)", - подсчитал в четверг И.Сечин. В холдинге пока не стали комментировать данную оценку. Но, по словам источника в одном из профильных ведомств, сейчас пока только идет проработка решений в отношении распредсетей. Изменения будут приниматься по каждому региону отдельно. Поэтому понять, каким образом решение правительства отразится на доходах МРСК, пока сложно.
Основная идея, как рассказал вице-премьер, в том, чтобы распределить инвестиции распредсетей не на три, а на пять лет.
Это решение должно снять недоумение главы правительства, который на президиуме призывал исполнять инвестпрограммы в регионах "с умом" и советовал не укладывать пятилетние инвестиции в один год. "Зачем это делать? Куда спешить? Или нужно обязательно нагрузить деньгами подрядчиков, что ли, за один год? Что там такого происходит, что требует таких оперативных действий?" - вопрошал отраслевиков и губернаторов В.Путин.
Но растянуть инвестпрограммы на пять лет уже невозможно для порядка 40 распредсетевых компаний (РСК). Они итак уже получили 5-тилетний RAB с включенным в него сглаживанием. Есть еще РСК с трехлетним RAB или долгосрочным тарифом, рассчитанным по методу долгосрочной индексации. Их тарифы можно "растянуть", но вспоминается 2010 год, когда согласование RAB между РСК, региональными энергокомиссиями и ФСТ длилось до последнего дня перед новым, 2011, годом.
На этот раз согласования могут занять лишь месяц, сообщил "Интерфаксу" источник в профильном ведомстве.
Впрочем, и месяц - это много. В.Путин предложил правительству через неделю-полторы не просто исполнить меры, предложенные И.Сечиным, но уже доложить результатах их реализации.
От уровня сглаживания будет зависеть влияние принимаемых мер на деятельность сетевых компаний. С точки зрения инвестиционного сообщества, скорее всего, ничего страшного не произойдет. "Усиление сглаживания тарифов МРСК и ФСК предполагает, что средства останутся в компании, но их получение растянется во времени, что не критично, если это не превысит разумные уровни", - отмечает аналитик "ВТБ Капитала" Михаил Расстригин. Но есть и другая оценка ситуации: сокращение роста тарифов сетевиков - это дополнительный риск для надежности. На снижение тарифов сети могут отреагировать новыми авариями, считает директор Фонда энергетической политики Сергей Пикин. По его мнению, сейчас у МРСК забирают не сверхдоходы, а то, что им необходимо для поддержания электросетей. А сама мера носит лишь краткосрочный характер, откладывая рост тарифов на последующие годы.
Вынужденный рост
Несмотря на значительное влияние сетевой составляющей на рост цен, государства разделило нагрузку между сетями и генерацией почти поровну. Если на ФСК и МРСК предлагается суммарно сэкономить около 30 млрд рублей, то экономия на доходах генерации составит 34 млрд.
Основное - отказ от индексации платы за мощность на уровне инфляции. Это даст 12 млрд рублей. Речь идет о коэффициенте, на который предполагалось помножить цену, определенную по итогам конкурентного отбора мощности на 2011 год - 118,125 тыс. рублей за 1 МВт в месяц (в европейской части и на Урале), 126,37 тыс. рублей (по Сибири). Впрочем, оценка генкомпаний инвестсообществом проводилась по ценам КОМ, а как пояснил "Интерфаксу" представитель одной из генкомпаний, индексация на инфляцию в озвученную цену не включалась.
Немалую лепту в рост цен на электроэнергию, как выяснилось, внесли и производители электроэнергии - тепловые генкомпании с работой в вынужденных режимах, и атомные и гидростанции с огромными целевыми инвестсредствами.
Дело в том, что на эти станции не распространяется общий принцип ценообразования на мощность, в соответствии с которым цены для большинства генкомпаний укладываются в рост конечной стоимости электроэнергии.
Вынужденный режим - это так называемый технологический минимум, когда станция работает лишь для поддержания готовности к выработке, но реального производства электроэнергии не осуществляет. В действующей же модели рынка вынужденный режим стал единственной возможностью для работы многих станций в текущем году: регуляторы в большинстве зон свободного перетока установили на 2011 год предельный уровень цен на мощность, при этом экономически обоснованная цена мощности ряда генераторов в реальности ниже установленного предела.
В вынужденном режиме работают 78 станций суммарной мощностью около 20 ГВт, это более 12% всех отобранных мощностей. Среди "вынужденных" - 14 из 20 теплогенераторов, Сочинская и Северо-Западная станции "Интер РАО", а также "Иркутскэнерго", "Новосибирскэнерго" и "Башкирэнерго".
Тарифы на электроэнергию и мощность для таких генераторов устанавливала ФСТ, и они значительно выше цен конкурентного отбора мощности на 2011 года.
И.Сечин считает, что изменение порядка расчета тарифов для генерации, работающей в вынужденном режиме, позволит снизить нагрузку на потребителей на 7 млрд рублей. Вице-премьер не пояснил, каким образом это может быть сделано, источник в ФСТ сообщил "Интерфаксу", что такие изменения в настоящее время еще разрабатываются. В то же время в НП Гарантирующих поставщиков считают необходимым изменение принципов распределения между регионами объемов поставки мощности в вынужденном режиме. Предложение объясняется тем, что по действующим правилам такая мощность оплачивается покупателями именно тех зон свободного перетока, где эта мощность расположена, тем самым усугубляя увеличение конечной цены для этого региона.
Еще один вид генерации, на который не распространяется общий принцип ценообразования на мощность - атомные и гидростанции. Они не участвуют в формировании цены конкурентного отбора мощности, а большую часть средств получают от государства в виде целевых инвестиционных средств (ЦИС) в тарифе ФСТ.
По мнению И.Сечина, нагрузку тарифов АЭС и ГЭС на конечную стоимость электроэнергии можно снизить на 15 млрд рублей, если ограничить "Росэнергоатому" и "РусГидро" объем ЦИС. Распределение "экономии" от этой меры между атомом и гидрогенерацией вице-премьер не назвал. Вместе с тем, источник в "РусГидро" сообщил, что на их долю приходится незначительная часть - порядка 4 млрд рублей. Исходя из этого, остальное - 11 млрд рублей - должно быть вычтено из доходов "Росэнергоатома". Источник в этой компании не смог назвать "Интерфаксу" конечную сумму, отметив, что переговоры по объему снижения ЦИС для АЭС еще продолжаются.
На энергорынке действия в отношении атомщиков и гидроэнергетиков вызвали понимание. Один из экспертов рынка считает, что снижать тарифную нагрузку на потребителей нужно в первую очередь именно за счет государственных АЭС и ГЭС, которые получают значительную господдержку, являются высокомаржинальными станциями, но при этом незначительно используют свой кредитный рычаг. Кроме того, сокращение ЦИС может в большей степени повлиять на замедление темпов роста цен.
При этом ограничение стоимости частных генераторов, особенно работающих в вынужденных режимах на грани окупаемости, может привести к тому, что большинство теплогенераторов "уйдут в минус", считает эксперт. Но при этом значительного влияния на конечный тариф такая мера не окажет.
М.Расстригин из "ВТБ Капитала" также отмечает, что снижение ЦИС по АЭС и ГЭС "более логично", поскольку последние работают рынке электроэнергии с маржой с 2-3 раза выше, чем у тепловой генерации, и снижение госвливаний не так сильно ударит по доходам компаний.
"Предлагаемые меры сдерживания тарифного роста в большей степени ударят по генерирующим компаниям. Изменения расчета тарифов на мощность приведет к значительным выпадающим доходам, ведь если цена электроэнергии это фактически трансляция стоимости топлива (газ подорожал в этом году на 15%), то, по сути, компании большую часть выручки за электроэнергию (85-90% на уровне операционного потока) отдают поставщикам топлива. Плата за мощность - это деньги, которые остаются в компании и снижение поступлений может сказаться на надежности электроснабжения", - прокомментировал М.Расстригин меры в отношении оплаты генераторам за мощность.
***
И.Сечин на заседании президиума подчеркнул, что предлагаемые им меры по сдерживанию роста цен на электроэнергию - это "решения для текущего года". Означает ли это, что в 2012 году будут уже новые меры? Хотя, возможно и то, что далее государство откажется от внесения изменений в им же утвержденные решения по тарифам и инвестициям энергетиков.
"Мы исходим из того, что принципы реформирования электроэнергетики не будут затронуты", - заверил в четверг председателя правительства И.Сечин.
Правда в эти принципы, предполагающие либерализацию цен на электроэнергию и мощность, уже давно органично встроилось принятие решений сверху.
Как всегда утешает одно - могло быть и хуже. Например, введение госрегулирования на энергобирже, или пересмотр условий ДПМ и параметров RAB, или…
/Финмаркет/