На рынке замаячил пузырь Web 2.0
Рыночные оценки Twitter и Facebook указывают на вероятность формирования нового "пузыря" доткомов, отмечают эксперты
Нью-Йорк. 11 февраля. FINMARKET.RU - Компания Symbolics computers в марте 1985 года вписала в историю доменное имя, заканчивающееся на ".com". Стремительный взлет популярности и последовавший за ним кризис были еще впереди. Через 15 лет - в марте 2000 года - лопнул "пузырь" доткомов.
Напомним, что в марте 2000 года котировки акций интернет-компаний достигли рекордного максимума, однако потом значение фондового индекса технологических компаний Nasdaq Composite упало на 78%, а капитализация рынка обвалилась почти на $6 трлн. Инвесторы поняли, что цены акций не были обоснованы прибылями таких компаний, как Broadcom, Amazon и т.д. В результате кризиса "доткомов" многие интернет-компании обанкротились, а инвесторы потеряли огромные деньги.
Сейчас оценки стоимости интернет-компаний, в особенности социальных сетей, постоянно повышаются, что дает повод аналитикам вновь заговорить о печально известном "пузыре" доткомов. Одной из тем для обсуждения в последнее время стали сервисы Twitter и Facebook.
Как пишет газета The Wall Street Journal, недавно Twitter провел серию переговоров с потенциальными инвесторами и покупателями, включая интернет-гиганта Google Inc. и недавно взошедшую звезду соцсетей Facebook Inc. По данным источников издания, переговоры пока ничем конкретным не завершились, однако в процессе обсуждения прозвучала оценка Twitter на уровне $8-10 млрд.
Удивление, как отмечает WSJ, вызывает тот факт, что такую капитализацию может иметь убыточная компания с годовой выручкой в $45 млн (по итогам 2010 года). Не объясняет такого оптимизма инвесторов и менеджмента Twitter даже тот факт, что убытки связаны со стремительным расширением штата, а собственный прогноз компании для выручки по итогам текущего года составляет $100-110 млн.
Еще большее изумление вызывают темпы роста предполагаемой капитализации Twitter. Компания существует с 2006 года, но лишь в феврале прошлого года начала размещать на своем сайте рекламу, которая является практически единственным источником дохода этого интернет-сервиса. В декабре, когда компания привлекла на развитие бизнеса $200 млн венчурного капитала, ее стоимость оценивалась в $3,7 млрд.
Впрочем, все вышесказанное меркнет на фоне грандиозных планов руководства Twitter, которое, по информации источников, знакомых с ситуацией, намерено в перспективе создать крупную независимую интернет-компанию с капитализацией в $100 млрд.
В настоящее время у Twitter порядка 200 млн активных пользователей, которые обмениваются новостями и соображениями, оставляя в своих аккаунтах сообщения, не превышающие 140 символов. А число сотрудников Twitter выросло за последний год со 100 до 350 человек.
Аналогичный феномен представляет собой крупнейшая мировая сеть Facebook, в которой зарегистрировано более 600 млн человек, по данным Goldman Sachs.
По данным агентства Bloomberg, полученным от информированных источников, руководство Facebook изучает возможность предоставления своим сотрудникам права продажи акций компании на общую сумму порядка $1 млрд крупным институциональным инвесторам. Источники сообщают, что в результате сделки капитализация компании может составить почти $60 млрд.
В начале января Goldman Sachs вместе с российской инвесткомпанией DST вложил в Facebook $500 млн, оценив компанию в $50 млрд. В середине 2009 года капитализация Facebook составляла "всего" $10 млрд.
Недавно скидочный интернет-сервис Groupon Inc. отверг предложение Google о поглощении за $6 млрд и теперь планирует проведение IPO, которое может состояться уже во второй половине этого года.
На уходящей неделе AOL Inc. приобрела сайт новостных сообщении и комментариев к ним Huffington Post за $315 млн - что более чем в 10 раз превосходит выручку сервиса.
"Полезность сети прямо пропорциональна квадрату численности пользователей этой сети", - сказал однажды изобретатель Ethernet Роберт Меткалф. Знаменитый инженер уронил крылатую фразу в начале 80-х годов, говоря о локальных сетях. Однако спустя десятилетие этот тезис стали относить фактически к любой сети и, в первую очередь, - к самому Интернету", - пишет аналитик компании "Инветскафе" Георгий Воронков. А за следующие 10 лет повторения этой небесспорной мантры к 2000 году надулся и в марте лопнул пузырь доткомов, разоривший сотни компаний и лишивший средств миллионы инвесторов, которые верили в безграничные финансовые перспективы Сети. По мнению аналитика, пузырь Web 2.0, похоже, входит в активную фазу. Следующий пик и кризис (уже для Web 2.0), как отмечает Г.Воронков, может грянуть в 2018-2020 годах.
/Финмаркет/