Потратить здесь и сейчас

С изменением стиля жизни корректируется потребительское поведение россиян, а производители получают все больше возможностей увеличить доходы

Потратить здесь и сейчас
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 17 июня. INTERFAX.RU - С изменением образа жизни меняются потребительские привычки и поведение людей. В стране растет не только уровень занятости населения, но и продолжительность рабочего дня - доля людей, работающих 9 и более часов в день, выросла с 34% в 2002 г/ до 40% в 2007 году. Согласно данным исследования TrendTracker 2008 г. компании "Комкон", необходимость проводить большую часть дня в офисах привела к тому, что в 2007 г. выросла доля расходов на питание вне дома (6% от общих расходов) и содержание автомобиля (5%).

Несмотря на рост инфляции и высокие цены на продовольствие (по итогам 2007 г. инфляция достигла 11,9%, а рост цен на продовольственные товары внес наибольший вклад в ее ускорение - 53%), доля расходов на продукты питания в структуре потребления постепенно снижается. В 2007 г. она составила в среднем 32% от бюджета российского покупателя.

Одновременно в минувшем году наблюдалось формирование более рационального отношения к деньгам – росли сбережения, банковские вклады. При этом их доля в общей структуре расходов населения по-прежнему ничтожно мала 3% (2% годом ранее). Для сравнения за одежду и обувь среднестатистический россиянин выкладывает 13% своего бюджета (12% в 2006 году), а на косметику и средства гигиены тратит стабильно больше, чем откладывает на черный день (4%).

Денежный спрос населения России растет, причем потребители демонстрируют больше свободы в принятии решений, больше интересуются новыми товарами. В 2007 г. выросла доля покупателей, склонных тратить спонтанно (27,2%), что объясняется не только ростом доходов населения, но и увеличением темпа жизни. Кроме того, растет количество людей, которые склонны рассматривать покупки, как способ проведения досуга.

Любители побаловать себя наблюдаются в большей степени среди жителей городов численностью 100-500 тысяч человек. Склонностью к спонтанным покупкам традиционно отличаются женщины, к ним добавилась также молодежь до 25 лет, под влиянием рекламы и настроения подверженная импульсам потратить то, что лежит в кармане.

Неутешительные данные статистики свидетельствуют о постепенном старении населения страны - средний возраст российского гражданина вырос с 37,6 лет в 2003 г. до 38,2 в 2007 году. И, конечно, это не может не оказывать заметного влияния на маркетинг производителей товаров и услуг – люди старшего возраста год от года становятся все более экономически и социально значимой группой.

Пожилые люди нуждаются в медицинской и социальной помощи, поэтому аналитики предсказывают интенсивный рост рынков лекарств и медицинских услуг. Так, на долю людей старше 50 лет приходится 47% суммарных затрат на лекарства и 40% затрат на пищевые добавки. Однако только лекарствами дело не ограничивается. Люди этой возрастной группы составляют пятую часть бравших кредиты за последний год и четверть пользователей мобильных телефонов и 28% среди выезжавших за пределы России и СНГ за последний год.

К сожалению, бремя содержания пожилых людей усилит нагрузку на экономически активное население, которое на сегодня составляет 75 млн. чел. (52% населения). Если в 2001-2006 гг. наблюдалась тенденция роста численности трудоспособного населения, то в 2007 г. этот процесс замедлился.

В жизни населения страны все большую роль играет Интернет, становясь надежным и удобным источником информации и развлечений. Стремительно растет не только численность пользователей Сети, но и частота использования возможностей всемирной паутины. В 2007 г. 55% пользователей выходили в сеть практически ежедневно (48% в 2006 году). Если в 2000 г. пользователи Интернет представляли собой однородную группу (преимущественно мужчины и люди младше 35 лет), то в настоящее время выходом в Сеть пользуются в равной степени мужчины и женщины, а также растет доля приобщенных к Всемирной паутине среди старших возрастов. На протяжении последнего года активно развивались социальные сети.

Все больше тех людей, кто первым делом обращается к Сети за нужной информацией, а также тех, кто с приходом Интернета в дом меньше прикладывается к голубому экрану. В 2007 г. по сравнению с предыдущим годом наблюдается небольшое в абсолютном выражении, но статистически весьма значимое уменьшение аудитории телевидения и журналов. Общий охват радио снизился с 79% в 2002 г. до 68% в 2007, аудитория газет уменьшилась с 60% до 51%.

В противовес этой тенденции становятся все более популярны онлайн-версии печатных изданий, а также интернет-версии других традиционных СМИ. Например, возрастная группа от 50 лет самая малочисленная с точки зрения использования Интернета для прослушивания радио, однако пожилые люди активно осваивают и эти возможности web-пространства – за год в группе наблюдался самый большой рост аудитории – 18%.

При составлении отчета использовались данные потребительского индекса TGI-Russia (Russian Target Group Index) с выборкой 36 тыс. человек в год в 70 городах России с населением от 100 тыс. человек.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });