Мрачное будущее планеты предсказали в Риме
На продовольственном саммите в итальянской столице предрекли рост цен на продукты, голод и едва ли не войны за кусок хлеба, причем наступит этот хаос уже в 2017 году
Москва. 5 июня. INTERFAX.RU - Участники завершающегося в четверг в Риме продовольственного саммита вынуждены констатировать: дальше будет только хуже. Цены на самые ходовые продукты питания продолжат расти, а армия голодающих уже в этом году увеличится на 100 млн человек. К 2017 г. положение ухудшится на столько, что возможны войны за еду. Повлиять на эти мрачные прогнозы мировые державы, скорее всего, не смогут. Слишком по-разному они смотрят на причины продовольственного кризиса и пути выхода из него.
Нежданные гости
Продовольственный саммит под эгидой ООН проводится не в первый раз, однако впервые он оказался таким представительным. В Рим съехались не только министры сельского хозяйства, но и главы нескольких десятков государств, включая премьер-министров Франции, Испании и Великобритании. Подобное внимание к саммиту объясняется исключительной важностью и актуальностью проблемы. Цены на продукты питания достигли своего исторического максимума, что уже спровоцировало массовые беспорядки в целом ряде стран от Гаити, где толпы голодающих пытались штурмом взять президентский дворец, до Пакистана.
В Рим приехали даже те, кого там решительно не ждали - президент Зимбабве Роберт Мугабе и президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Для Мугабе, которому официально запрещен въезд в Европу и США, это была чуть ли не единственная возможность вырваться в свет: на мероприятия, которые проводятся под эгидой ООН, ограничительные санкции отдельных государств не распространяются. Однако западные лидеры даже не пытались сделать вид, что рады его приезду. "Появление Роберта Мугабе на конференции, посвященной продовольственной безопасности, для меня выглядит непристойным", - заявил министр иностранных дел Австралии Стивен Смит. По мнению западных экспертов, Зимбабве – это одна из немногих стран мира, где продовольственный кризис вызван жесткой политикой президента, а не глобальным потеплением или ростом цен на продукты.
Что касается Махмуда Ахмадинежада, который впервые приехал в Европу в качестве иранского президента, то, его, на Западе, во-первых, просто не любят, а во-вторых, накануне он в очередной раз публично оскорбил Израиль, заявив, что это государство скоро исчезнет с карты земли. Кстати, возможно, из-за Мугабе с Ахмадинеджадом продовольственный форум не почтил своим присутствием Папа Римский Бенедикт XVI, ограничившись приветственным письмом к его участникам.
Тем не менее, оба президента-аутсайдера смогли выступить на саммите. Мугабе во всех бедах своей страны, отличающейся самым высоким уровнем инфляции в мире, обвинил колониальное прошлое и конкретно Великобританию. А Ахмадинежад в очередной раз обрушился с критикой на западные государства, заявив, что они-то и есть главные виновники развивающегося кризиса. По словам иранского лидера, "великие державы" сознательно девальвируют доллар, провоцируя рост цен на нефть и продукты питания, чтобы тем самым навязать свою волю мировому рынку.
Макароны вместо фуа-гра
Впрочем, споров на саммите хватало и без патетики Ахмадинеджада. Основные дискуссии, как и предполагалось, разгорелись вокруг перспектив биотоплива. Часть делегатов, в основном из развивающихся стран, настаивают, что увеличение производства этанола, запланированное США, Евросоюзом, Канадой и Бразилией, будет способствовать дальнейшему росту цен на продукты питания. "Вместо того, чтобы кормить голодающих, кукурузу и зерно будут заливать в бензобаки! Это кощунство!"- негодуют они. Похожей точки зрения придерживается Генеральный директор продовольственной программы ООН Жак Диуф. По его словам, 100 млн. т зерновых были переориентированы с употребления в пищу на производство топлива, субсидии на эти цели составляют $11-12 млрд в год. "Непонятно, почему в такой ситуации невозможно найти $30 млрд в год на то, что бы реализовать фундаментальное право 862 миллионов человек на пищу и жизнь", - заявил с трибуны саммита Диуф.
Однако его категорически не поддержали основные производители биотоплива - США и Бразилия. Обе эти страны не собираются отказываться от своих планов: этанол нужен им как альтернатива постоянно дорожающей нефти. Из государств Евросоюза только Франция и Великобритания не исключают возможности пересмотра своей позиции по этому вопросу в контексте роста цен на еду. Тогда как представитель Германии в своем выступлении подчеркнула, что биотопливо является лишь одной, далеко не самой важной, причиной продовольственного кризиса.
Также нервно западные страны отнеслись к предложению ООН отказаться от субсидирования своих сельхозпроизводителей, чтобы сбалансировать рыночные условия.
Не испытывая большого желания корректировать собственную политику, Запад, тем не менее, не отказывается от помощи бедным странам. Для преодоления нынешнего кризиса, по оценке ООН, потребуется $15 -30 млрд косвенных и прямых инвестиций в сельское хозяйство развивающихся государств. Эти деньги пойдут на закупку удобрений, семян и кормов для скота. Кроме того, США заявили о готовности поделиться с фермерами третьего мира самыми современными биотехнологиями, которые позволят им выращивать рис в условиях наводнений и повышать урожай хлопка в засуху. Американский министр сельского хозяйства не скрывал, что главное спасение от нынешнего голода - это ГМО (генно-модифицированные продукты), хоть на западе их и называют "едой Франкенштейна".
Кстати, не желая устраивать "пир во время чумы", организаторы продовольственного саммита существенно скорректировали меню торжественного банкета. Если в 2002 г. делегатам, приехавшим обсуждать проблемы голода, подавали фуа-гра и лобстера, то в этом году решено было ограничиться волованом и макаронами с соусом из тыквы и креветок.
С российской стороны их отведал министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Он был чуть ли не единственным из участников саммита, кто не разделял всеобщего пессимизма. "За нас и наше население мы спокойны. Мы можем прокормить не только себя, но и многие другие страны ", - пообещал министр журналистам. Более конкретные предложения от России, очевидно, последуют позже.
/Интерфакс, Алиса Чудакова/