Жадность, кризис и любовь
Фильм "Уолл-стрит: Деньги не спят" порадовал возвращением секс-символа американского фондового рынка Гордона Гекко и почти вызвал ностальгию по биржевому коллапсу-2008. Правда, на далеких от мира финансов зрителей новая картина Оливера Стоуна может навеять тоску
Москва. 27 сентября. FINMARKET.RU - Как известно, предсказывать кризисы, рецессии и коллапсы дано единицам, хотя страдают от них миллионы. В число гуру финансового рынка (пусть и вымышленных) бесспорно входит и наш старый знакомый, акула Уолл-стрит Гордон Гекко. Спустя 20 долгих лет легендарный инвестор возвращается на большие экраны, чтобы найти свое место в мире, на вершине которого он некогда находился. Принципиальных изменений на Уолл-стрит за эти годы не произошло, и жадность здесь по-прежнему работает. Правда, есть теперь и вещи пострашнее инсайда, и злодеи пострашнее Гекко.
Полностью пересказывать содержание фильма будет, пожалуй, делом бессмысленным и неблагодарным - несмотря на некоторое количество "но", его действительно стоит посмотреть. Для тех, кто не видел "Уолл-стрит" Оливера Стоуна образца 87-го года прошлого века, та картина также является почти обязательной к просмотру. И вовсе не из-за риска что-то не понять в сиквеле, а просто потому, что фильм уж очень хорош.
Наивно было бы полагать, что за 23 года корпоративная и фондовая Америка изменились. "Деньги не спят" снова рассказывают о жадности, подлости и безграничных амбициях. Пожалуй, главным отличием "нового" фильма от "старого" является ситуация, сложившаяся на рынке. Забытый герой Уолл-стрит выходит из тюрьмы на заре Великой рецессии, в 2008 году. Он даже пытается предупредить о том, что впереди - катастрофа. Но будет ли кто-то слушать кумира прошлого?
Изображением фондового коллапса Оливер Стоун увлекся не на шутку и в этом весьма преуспел - в отдельные моменты картины в отношении обвала на рынке акций возникают почти ностальгические чувства. Весьма красочно и подробно описывается крах некоего инвестбанка - симбиоза Bear Stearns и Lehman Brothers - а также кризисное заседание ФРБ Нью-Йорка. Конечно, у игроков финансового рынка во время просмотра "Уолл-стрит-2" может возникнуть желание воскликнуть: "Не верю!". И все-таки история глобальной рецессии настолько сложна и драматична, что изобразить ее достоверно, не утрируя одни моменты и не обостряя другие, было бы довольно сложно. К тому же в этом случае фильм получился бы уныло-документальным.
Немного жаль, что на фоне биржевых неприятностей и корпоративных страстей теряется история человеческих взаимоотношений. По сюжету Гекко пытается наладить отношения с дочерью, которая после смерти брата и знать о нем ничего не хочет. В этом стремлении он заручается поддержкой ее жениха-финансиста. Однако вопрос заключается в том, стоит ли доверять человеку, слова которого о том, что "жадность - это хорошо", по-видимому, навсегда войдут в историю.
Правда, в фильме "Деньги не спят" Гекко кажется чуть человечнее, чем в первой части "Уолл-стрит". Особенно это заметно на контрасте с новым "злодеем" Бреттоном Джеймсом, еще более алчным и жестоким.
В картине безусловно прослеживаются параллели между персонажем первого фильма "Уолл-стрит" Бадом Фоксом и новым "молодым" героем Джейком. Трогательная принципиальность и приверженность последнего модной нынче концепции "зеленой" энергии выдает в нем идеалиста, коим в какой-то степени был и предыдущий протеже Гордона Гекко. Однако в своем желании сделать мир лучше (а также руководствуясь жаждой мести) жених Уинни Гекко в какой-то момент переходит "на другую сторону". Туда, где главная "зелень" - деньги. Примечательно также, что антигерой Бреттон Джеймс предпочтение отдает энергетике сырьевой.
Из-за того, что в фокусе подчас оказывается рынок, а не люди, для далеких от мира финансов зрителей картина выглядит, выражаясь словами героя первого фильма "Уолл-стрит", "скучной, как Wall Street Journal" (хотя мы это издание скучным не считаем).
Отдельно хочется подчеркнуть, что повысить финансовую грамотность за счет нового "Уолл-стрит" не удастся. Это лучше сделать заранее, усвоив или освежив в памяти такие понятия как леверидж (он же финансовый рычаг), subprime (рискованная ипотека) и CDS (кредитный дефолтный своп).
К художественной составляющей картины придраться сложно даже при желании. Фильм красив, а небоскребы Манхеттена выглядят сказочно. Жаль только, что лицезреть их приходится чуть ли не чаще, чем главных героев.
Примечателен также актерский состав фильма. В главной роли, разумеется, нестареющий Майкл Дуглас - ну разве же кто-то мог представить себе в роли Гордона Гекко кого-то другого? А вот актерами второго плана стали, в частности, предсказавший глобальную рецессию профессор Нуриэль Рубини и всемирно известный инвестор Уоррен Баффет, а также другие светочи финансового рынка. Кстати, на вторых ролях, как и в первой части картины, "засветился" и сам Оливер Стоун.
Нашлось место в новом фильме и упоминанию о России - правда в таком качестве, что лучше бы его не было вовсе. Если Китай в картине представлен заезжими бизнесменами, то нашу страну олицетворяет проститутка Ольга, "from Russia with love". Образ, пришедший на смену краснолицым мужичкам в шапках-ушанках то ли под влиянием резонансного "шпионского скандала", то ли по веянию времени, а может и по чистой случайности, оптимизма, к сожалению, не внушает.
Обозреватель Елена Янкина
/Финмаркет/