Эмбарго уронило цены

После введения запрета на экспорт зерна цены на него падают даже в засушливых регионах. Эксперты отмечают, что эмбарго, по сути, остановило торговлю зерном в стране

Эмбарго уронило цены
Фото: Reuters

Москва. 17 августа. ИНТЕРФАКС - Цены на зерно в России после введения с 15 августа запрета на его экспорт падают. Торговля зерном в стране практически остановилась. Аналитики в очередной раз снижают оценки урожая и прогнозируют стабилизацию цен не раньше, чем через месяц.

Цены падают на нервной почве

Как заявил "Интерфаксу" генеральный директор ООО "ПроЗерно" Владимир Петриченко, конъюнктура внутреннего рынка после "зернового эмбарго" развивалась нервно. "Продавцы зерна до конца еще не осознали размаха и глубины спроса отечественных переработчиков, наедине с которыми они остались после закрытия экспорта, - пояснил он. - Животноводы и комбикормовые предприятия также не в полной мере представляют размеры возможного предложения зерна, а главное - сроков начала активной торговли им".

По его словам, на фоне резкого снижения спроса на продовольственную пшеницу из-за "отключения" от рынка экспортеров цены на это зерно упали почти везде, даже в засушливых регионах. Причем наибольшее падение - до 1 тыс. рублей на тонну - отмечено на юге, который традиционно ориентировался на экспорт.

"Однако везде сохраняется активный спрос на фуражное зерно, поэтому фуражная пшеница очень быстро подтягивается к цене пшеницы 4 класса, а фуражный ячмень дорожает еще более быстрыми темпами", - заявил В.Петриченко.

По его данным, цена пшеницы 4-го класса в европейской части страны в конце минувшей недели снизилась до 5 тыс. 775 рублей за тонну, что на 175 рублей меньше, чем неделей ранее. Цена пшеницы 3-го класса снизилась на 180 рублей за тонну - до 6 тыс. 120 рублей. В то же время фуражный ячмень подорожал на 515 рублей - до 5 тыс. 065 рублей за тонну.

Цены после запрета экспорта снизились, подтверждает управляющий директор дирекции "Агробизнес" компании "Базовый элемент" Андрей Олейник.

По его словам, если до запрета спрос на пшеницу 4-го класса формировался по цене 5,5-6 тыс. рублей за тонну, то теперь цена снизилась на 300-500 рублей в зависимости от базиса.

Как полагает А.Олейник, введение запрета и последовавшее за ним падение цен развеяли надежду многих производителей на продажу зерна по высоким ценам и получение прибыли, позволяющей компенсировать убытки 2009 года, когда многие были вынуждены продавать зерно по цене ниже себестоимости.

В АПК "Ставрополье", занимающемся закупкой и переработкой зерна, заявили, что до запрета производители предлагали пшеницу 3-го класса по 6,2 тыс. рублей за тонну, после запрета цена снизилась до 5,7 тыс. рублей. "Но сейчас хозяйства продавать зерно не хотят - кроме тех, которым надо срочно платить по кредитам", - сообщил представитель компании.

Торговля остановилась

По сути, введение экспорта остановило торговлю зерном в стране, заявляют участники рынка.

"Изменений в продаже зерна нет, просто нет рынка, все потеряли ориентиры", - заявил генеральный директор Valars Group Кирилл Подольский.

По его словам, закрытие экспорта - "это попытка кого-то грабить, но времени прошло слишком мало, чтобы понять, кто кого почем ограбил". Он также считает заниженными данные Минсельхоза о наличии зерна в стране. "Зерна на самом деле больше, чем Минсельхоз об этом говорит", - заявил он.

На отсутствие торговли сетует и глава одного из хозяйств Ставропольского края Михаил Чернов. "Решив создать внутренний рынок зерна, государство грубо вторглось в рыночные отношения", - считает он.

По его словам, хозяйство пока зерно не продавало - "нет спроса". К тому же цена пшеницы составляет 4,5 тыс. рублей за тонну, "больше никто не предлагал".

Как заявили в пресс-службе Минсельхозпрода Ростовской области, после запрета экспорта цены на зерно упали на 25-30%. "Продаж еще не было, производители хотят за пшеницу 3-го класса 5,5 тыс. рублей за тонну, а цена спроса составляет всего лишь 4,8 тыс. рублей", - уточнили в ведомстве.

Такая же ситуация и по фуражному зерну - покупатели предлагают за него по 4-4,5 тыс. рублей за тонну, но эта цена не устраивает производителей. "Пока зерновые потоки восстановить не удалось", - констатируют в пресс-службе.

"Как только стало известно о вступлении в силу запрета, закупки зерна приостановились, - сообщили в аналитическом отделе ГУ "Кубанский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр". - Крупные трейдеры, работавшие на экспорт, не проявляют интереса к большим партиям, а то, что закупают, не превышает одного вагона и предназначено на производство комбикорма для скота".

По словам представителя центра, в настоящее время кубанские аграрии заняли выжидательную позицию и внимательно следят за государственной политикой в агросекторе.

Не оправдываются пока надежды производителей юга на то, что зерновые потоки после запрета экспорта устремятся вглубь страны, в регионы, пострадавшие от засухи.

"Наше зерно никому не нужно, ни в Поволжье, ни в Москве", - заявил директор ООО "Союзтехкомплект" (Ростов-на-Дону) Алексей Синельников.

По его словам, те, кто находится ближе к погоревшим регионам, продает пшеницу 3-го класса по 6,2-6,5 тыс. рублей за тонну. "А нам, чтобы завезти ее с такой ценой, надо покупать у крестьян зерно по 4,5 рубля за килограмм, потому что к этой цене надо прибавить 1,4-1,5 тыс. рублей на транспортировку, - заявил он. - Крестьяне не готовы продавать пшеницу по такой цене, и это логично - почему те, кто находится ближе к пострадавшим регионам, продают по 6 тыс. рублей, а наши должны по 4,5 тысячи?".

"И получается парадокс - с одной стороны, у крестьян нет желания сбрасывать зерно по дешевке, а с другой - нет желающих его покупать", - заключил А.Синельников.

Как считает А.Олейник из дирекции "Агробизнес" компании "Базовый элемент", "трудность в реализации зерна состоит в трудности перенастройки логистических потоков, которые ранее были ориентированы на экспортеров и на Новороссийск, а теперь - на региональных потребителей, а также на крупные центры".

К тому же, как свидетельствуют сообщения из регионов, региональный спрос не очень велик. "К нам уже стали поступать звонки из ряда регионов страны, в том числе от хозяйств Белгородской и Воронежской областей, но они интересуются небольшими партиями, в один-два вагона, реальных сделок пока нет", - сообщил представитель ГУ "Кубанский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр".

Стабилизация цен не за горами

Как прогнозирует генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько, "есть вероятность того, что в ближайшее время цены на зерно еще немного снизятся, а затем возможно их укрепление, но не раньше, чем через месяц".

В то же время, добавил он, если цены начнут расти быстро, то включится механизм распределения зерна из интервенционного фонда. "Но пока пусть поработает рынок, а чтобы губернаторы погоревших регионов не сомневались в возможности получения интервенционного зерна, им можно уже сейчас назвать твердую цифру по квоте, которая будет предоставлена региону", - заявил Д.Рылько.

Вместе с тем он не исключает, что распределения интервенционного зерна может и не потребоваться.

В.Петриченко из ООО "ПроЗерно", сообщив о росте цен на фуражное зерно, отмечает, что и в этом секторе стабилизация достаточно близка, поскольку "по ходу продолжения уборки зерна будет расти его предложение, а продовольственная пшеница, снизившись в цене, будет служить определенным ограничителем чрезмерного роста цен".

По мнению А.Олейника, ценовая ситуация "не настолько критична". "Цены все-таки останутся высокими из-за напряженного зернового баланса, хотя и не на таком уровне, как многие рассчитывали, но, думаю, прибыль будет", - заявил он, подчеркнув, что "в ситуации жесточайшей засухи, неопределенности с переходящими остатками и с текущим балансом, когда прогнозы по урожаю менялись с ужасающей скоростью и с каждым разом были все более пессимистичными, правительство сделало единственно возможный с его точки зрения шаг - превентивно запретило экспорт".

А.Олейник считает, что "риск увеличения объема экспорта и возникновения дефицита на внутреннем рынке, учитывая цены на мировом рынке, был более чем реален". В настоящее время прогнозный баланс хотя и остается напряженным, но в принципе достаточен для обеспечения внутренних нужд, заявил он.

Новые горизонты падения

Существенное отставание на жатве от показателей прошлого года (по данным на 16 августа оно достигло 12 млн тонн) заставляет аналитиков пересматривать свои прогнозы урожая.

В.Петриченко сообщил, что его новый прогноз валового сбора зерна в этом году с учетом хода уборки и падающей урожайности составляет 68,3 млн тонн против 72-74 млн тонн, прогнозировавшихся ранее. Это выше оценок Минсельхоза, которые составляют 60-65 млн тонн.

"Не знаю, почему министерство столь пессимистично, - заметил он. - Еще не началась массовая уборка в Сибири, где урожай может составить 15,2 млн тонн (против рекордных в 2009 году 18 млн тонн - ИФ), продолжается сбор зерна и в других регионах". Даже с учетом погоревших площадей поля, с которых еще предстоит убрать хлеб, достаточно велики.

Кроме того, урожай кукурузы на зерно может составить 3 млн тонн, прогнозирует эксперт.

ИКАР в конце минувшей недели снизил прогноз урожая до 61-63 млн тонн. По его оценкам, сбор кукурузы в этом году составит 3,7 млн тонн.

По данными Минсельхоза, на 16 августа зерновые обмолочены с 18,6 млн га, что составляет 46,2% к площади уборки. Намолочено 39,5 млн тонн зерна против 51,4 млн тонн на аналогичную дату прошлого года.

Новости по теме

Зерно кризиса

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });