Дорожный фонд получил добро

Дмитрий Медведев одобрил предложения по созданию федерального дорожного фонда и источникам его наполнения. Накачивать фонд будут за счет роста акцизов на топливо и транспортного налога

Дорожный фонд получил добро
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 27 июля. FINMARKET.RU - Власти не раз пересчитывали основные бюджетные статьи, и одна из самых острых дискуссий разгорелась по части источников наполнения воссоздаваемого дорожного фонда. Дискуссия завершилась тем, что с 2011 года в течение трех лет акцизы на горюче-смазочные материалы будут повышаться на 1 рубль ежегодно, а транспортный налог может снизиться вдвое.

Президент РФ Дмитрий Медведев одобрил предложения Минфина и Минтранса о создании федерального дорожного фонда, сообщил вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин журналистам. "Вчера мы с министром транспорта Игорем Левитиным доложили наши предложения (о создании дорожного фонда) президенту РФ, они были одобрены и принято решение о создании федерального дорожного фонда, который будет аккумулировать средства на содержание и строительство дорог", - сказал он.

По словам министра, данный фонд будет пополняться новыми источниками. Так, в правительстве договорились зафиксировать уровень расходов на дорожное строительство и содержание дорог в 2010 году в размере 280 млрд рублей и увеличивать эту сумму с 2011 года на объем поступлений акцизов на горюче-смазочные материалы. А.Кудрин пояснил, что планируется в 2011-2013 годах увеличить ставку акцизов на ГСМ на 1 рубль на 1 литр подакцизного товара ежегодно. С учетом данного увеличения общий объем дорожного фонда в 2011 году составит 377 млрд рублей, в 2012 году - 348 млрд рублей, в 2013 году - 408 млрд рублей. Министр подчеркнул, что за три года объем средств, направляемых на содержание и строительство дорог, увеличится примерно на 60%.

От повышения акцизов на горюче-смазочные материалы в 2011 году бюджет получит дополнительно 82,9 млрд рублей, в 2012 - 174 млрд рублей и в 2013 - 279 млрд рублей. При этом в 2011 году из этих средств 34 млрд рублей будет передано в бюджеты регионов для финансирования строительства и ремонта региональных дорог. В 2012 году эта сумма увеличится до 87 млрд рублей, и в 2013 году она составит 139,7 млрд рублей.

Говоря о необходимости увеличения акцизов, А.Кудрин отметил, что правительство спланировало "амбициозную программу развития дорожного хозяйства", которую в связи с кризисными явлениями в российской и мировой экономиках не удается исполнить в полном объеме. "ВВП РФ снизился на 8%, и мы не имеем сейчас восстановления ВВП, он восстановится только к концу 2012 года. Доходные источники в 2010 году будут даже ниже, чем в 2009 году", - отметил министр. По его словам, в связи с этим задача строительства дорог "стала острой, потому что прежних прогнозов роста экономики и доходов бюджета нет, а дороги строить надо".

Говоря о возможном влиянии повышения акцизов на конечную цену на бензин, А.Кудрин отметил, что за 2009 год цены на бензин выросли на 3 рубля, притом, что акцизы не повышались. "То есть составляющая, связанная с изменениями ставки акцизов, не будет основной в волатильности цен на бензин", - отметил он. Министр подчеркнул, что на эти цены в большей степени влияют мировые цены на нефть, а также выгодность экспорта нефтепродуктов для нефтепереработчиков.

Более того, А.Кудрин отметил, что сами переработчики и продавцы нефтепродуктов будут определять, переносить ли им свои затраты в связи с ростом акцизов на потребителей или уменьшать прибыль в вертикально-интегрированных компаниях. "Я думаю, что некоторые компании изберут стратегию расширения продаж путем отнесения частично этого акциза на счет уменьшения прибыли, поэтому (цена на бензин) может вырасти даже меньше", - сказал он.

Комментируя вопрос о том, насколько серьезное влияние может оказать повышение акциза на рост инфляции, министр сказал: "Я не вижу значительного роста (акцизов), который бы существенно подтолкнул инфляцию".

"Мы сегодня пришли к выводу, что потенциал транспортного налога недостаточен, и мы должны принимать меры, которые позволили бы нормализовать состояние дорог", - подчеркнул А.Кудрин. По его словам, потенциал акцизов примерно в три раза превышает потенциал транспортного налога, поэтому было принято решение повышать их ставку. При этом А.Кудрин отметил, что, по его мнению, данное повышение адекватно: "кто больше ездит, тот больше и платит".

При этом, как сообщил министр, президент РФ одобрил предложения Минфина о снижении ставки транспортного налога в два раза. Он отметил, что есть соответствующая позиция правительства РФ и президента, в ближайшие два месяца данные предложения будут утверждены на заседании правительства, после чего подготовленный законопроект будет внесен в Госдуму.

Дискуссия о темпах роста акцизов на топливо и размере транспортного налога заняла у чиновников чуть более полугода. Дмитрий Медведев озвучил идеи по воссозданию дорожного фонда в декабре 2009 года на заседании президиума Госсовета, где обсуждался вопрос об обеспечении устойчивого финансирования дорожного строительства. Глава государства признавал, что предложение о восстановлении фонда, в том числе привязки к нему таких источников финансирования, как акцизы на бензин и транспортный налог, вызвало неоднозначную оценку - "от благоприятного до категорического отрицания".

В министерствах прошел активный обмен мнениями. Например, Минтранс предлагал отменить транспортный налог, заменив его акцизами на автомобильные ГСМ. В результате финансирование дорожной отрасли улучшится, удастся покрыть дефицит в средствах на ремонт, который на 2011 год составляет 136,7 млрд руб., считали в ведомстве. В среднем рост размера акциза на бензин, дизтопливо и моторные масла может составить 3 руб. за 1 литр.

Минфин определился не сразу и только на прошлой неделе, подсчитав потребности бюджета и, хочется надеется, возможности автомобилистов, предложил ежегодно в течение трех лет подряд увеличивать акцизы на бензин на 1 рубль на литр бензина в течение 2011, 2012 и 2013 годов. Увеличение будет происходить по отношению к тем ставкам, которые установлены Налоговым кодексом РФ на эти годы сейчас. При этом в Минфине не стали отказываться от транспортного налога (Минфин и Минэкономразвития не поддерживали отмену транспортного налога, который не плохо себя зарекомендовал), а просто предложили снизить ставку налога вдвое, а регионам - обнулять его для маломощных автомобилей.

Как отмечал руководитель департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Илья Трунин, от данных предложений "выиграют те, кто имеет в собственности автомобиль мощностью выше 150 л.с., но при этом на нем не ездят". "Те, кто имеет в собственности автомобиль маломощный, но ездит на нем много, будут платить больше (чем сейчас)", - сказал он.

В общем, выбор небольшой. И еще отметим, что в предыдущем варианте закона о транспортном налоге за регионами закреплено право увеличивать или уменьшать этот оброк на автомобилистов в 10 раз. На свое усмотрение. Будут ли переписывать данные положения закона, глава российского Минфина не сообщил.

Хочется надеется, что с появлением дорожного фонда и источников его финансирования, Минтрансу не придется стоять с протянутой рукой, и он будет активно строить дороги. Потребности в финансировании на ремонт и содержание федеральных трасс в 2011 году оценивались ведомством в 193,5 млрд руб., при этом в бюджете на следующий год на эти цели было запланировано только 56,8 млрд руб., жаловался глава Минтранса Игорь Левитин депутатам на заседании "круглого стола" по вопросам формирования дорожных фондов в РФ. Минтранс намеревался добиваться увеличения расходов почти вдвое и даже был готов пожертвовать деньгами на строительство новых автодорог. "Мы будем просить правительство выйти на цифру в 100 млрд рублей, даже если придется отказаться от строительства новых дорог", - заявлял И.Левитин. При формировании федерального бюджета на 2012 год министерство считало необходимым заложить на ремонт и содержание дорог 124,8 млрд руб. и увеличить расходы в 2013 году до 188 млрд руб.

Теперь же главный дорожник страны заявляет, что автомобильные дороги с твердым покрытием планируется подвести ко всем поселкам в РФ с численностью населения более 125 жителей. "Мы приняли решение с 2011 г. все населенные пункты численностью 125 и выше человек - все сельские дороги к этим населенным пунктам сделать с твердым покрытием", - заявил во вторник на брифинге министр транспорта. По его словам, на эти цели планируется направить 44,5 млрд рублей. Эти деньги пойдут из Федерального дорожного фонда. "Мы с Минсельхозом и Минрегионразвития начнем эту программу, и сельские дороги получат новое развитие", - отметил министр.

Правда, все еще есть вопросы. Попадают ли под обещания властей населенные пункты, в которых официально зарегистрировано 10 человек, а остальные являются "дачниками"? И сколько ждать? В России, как говорится, "обещанного три года ждут".

Напомним, закон "О дорожных фондах в РФ", действовавший с 1991 года, был отменен с 1 января 2003 года. Упраздненный закон предусматривал взимание налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств. Чтобы хоть частично компенсировать потери региональных бюджетов в связи с отменой, была изменена схема уплаты акцизов на нефтепродукты (перенесена с производителей на оптово-розничную сеть), была увеличена доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ с одновременным уменьшением доли этого налога, зачисляемого в федеральный бюджет. И с 1 января 2003 года регионам было разрешено вводить транспортный налог. Регионы поголовно воспользовались предоставленной возможностью. Но денег на развитие дорожной сети все не хватает.

Новости по теме

На налоговом распутье

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });