На налоговом распутье
Минфин и Минэкономразвития не поддерживают отмену транспортного налога, который не плохо себя зарекомендовал. А вот резкое повышение акцизов на бензин чревато социальными осложнениями. И вообще ведомства предлагают не делать резких движений в налоговой системе
Москва. 28 июня. FINMARKET.RU - Правительство, занявшись восстановлением Дорожного фонда, рассматривает схемы его финансирования. Чиновники, пекущиеся одновременно о состоянии дорог и социальных последствиях принимаемых решений, оказались на распутье. Один из вариантов - отмена транспортного налога и компенсация последующих потерь бюджета за счет резкого роста акцизов на бензин. Другой путь - сохранить транспортный налог и не взвинчивать акцизы на топливо.
Министерство финансов РФ и Минэкономразвития не поддерживают отмену транспортного налога, сообщил директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Илья Трунин журналистам в понедельник.
"Мы с Минэкономразвития не считаем, что нужно отменять транспортный налог, потому что налоговая система - это такая вещь, в которой нельзя делать резких движений, сначала вводить, потом отменять налоги, потом вводить", - сказал он.
И.Трунин отметил, что в последнее время транспортный налог собирается достаточно хорошо. При этом он подчеркнул, что если придерживаться предложения Минтранса по повышению акцизов, за счет которого рассматривается возможность отмены транспортного налога, то повышение будет достаточно большим. "Если взять и повысить акцизы так, как это предлагает министерство транспорта, очень агрессивно, а министерство транспорта предлагает за три года повысить акцизы (на бензин) на 3 рубля за литр, то повышение будет очень большим", - сказал И.Трунин, отметив, что в этом случае произойдет серьезное повышение цен на бензин, если учитывать увеличение акцизов в размере 3 рубля на литр, включая НДС.
Директор департамента подчеркнул, что в настоящее время акцизы зачисляются в региональные бюджеты. Министерство транспорта же предлагает за счет этого повышения акцизов половину из них зачислять в региональные бюджеты, а остальную половину направлять в федеральный бюджет. "По расчетам наших бюджетников, в конце этого упражнения регионы получат примерно столько же денег, зато федеральный бюджет получит еще столько же. Проще тогда не поднимать цены на бензин", - отметил директор департамента Минфина.
И.Трунин также призвал не забывать и о социальном аспекте такого повышения цен на бензин. "Если мы решим повысить акцизы, конечно, надо обеспечить, чтобы менее обеспеченные люди платили ненамного больше. Если мы повышаем налоги для того, чтобы строить дороги, понятно, что за это должны платить все. Но есть элемент социальный, не на всех хотелось бы в равной степени это возлагать", - добавил И.Трунин.
Он напомнил, что министр экономического развития Эльвира Набиуллина в рамках Петербургского международного экономического форума предложила пересмотреть ставки налогов так, чтобы за более мощные машины платили больше, по менее мощным машинам вносили либо минимальные взносы, либо была бы введена нулевая выплата.
Напомним, закон "О дорожных фондах в РФ", действовавший с 1991 года, был отменен с 1 января 2003 года. Упраздненный закон предусматривал взимание налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств. Чтобы хоть частично компенсировать потери региональных бюджетов в связи с отменой, была изменена схема уплаты акцизов на нефтепродукты (перенесена с производителей на оптово-розничную сеть), была увеличена доля налога на прибыль организаций, зачисляемая в бюджеты субъектов РФ с одновременным уменьшением доли этого налога, зачисляемая в федеральный бюджет. И с 1 января 2003 года регионам было разрешено вводить транспортный налог. Регионы поголовно воспользовались предоставленной возможностью.
Сейчас транспортный налог зависит только от мощности двигателя автомобиля. Налог уплачивается один раз в год в обязательном порядке всеми автовладельцами.
Считается, что этот налог несправедлив, так как его размер не зависит от того, как много ездит водитель. По замыслу властей, отмена транспортного налога и компенсация его ростом акциза на бензин сделает налогообложение автомобилистов более справедливым: они будут платить в зависимости от того, как много ездят и, соответственно, расходуют топливо. Помимо этого, акциз легче собирать, так как налоговые органы будут иметь дело не с миллионами налогоплательщиков, а с юридическими лицами - продавцами бензина.
А денег на развитие дорожной сети, как ни совершенствуют власти отъем денег на их реконструкцию у автовладельцев, все не хватает. Отъехав от Москвы на 250 километров, можно лицезреть проселочные дороги, по которым только внедорожники, ставшие дойной коровой бюджетов всех уровней и символом богатства, и могут проехать. А обласканные государством "малыши" жмутся на островке суши среди извечной российской распутицы вдали от пункта назначения, а их хозяева вместо "спасибо" костерят власти и месят непролазную грязь уже на своих двоих. И ничего в этой жизни не меняется...
/Финмаркет/